Канны в этом году снова не без работ российских авторов. В программе Cinéfondation покажут «Электру» Дарьи Кащеевой, выполненную в жанре предметной анимации. Предыдущий фильм Кащеевой «Дочь» вошел в шорт-лист «Оскара» в номинации «Лучший анимационный короткометражный фильм». Дина Годер писала о творчеством пути Кащеевой и о том, что из себя представляет ее первая заметная работа, которую также показывали на ведущем американском фестивале Sundance.
Дарья Кащеева родилась в Душанбе, училась в Москве, в Московском колледже музыки, как пианистка, а потом — в Гнесинской академии на звукоинженера. С 2012 года именно как звукоинженер она стала работать в московских театрах. Но уже на следующий год Даша попробовала самостоятельно делать анимацию дома, сама делала и декорации, и кукол, снимала у себя на кухне. Потом бросила все и вместе с мужем, который работал актером в Сатириконе, а потом стал монтажером, уехала учиться в пражскую киношколу (FAMU Film and TV School of the Academy of Performing Arts).
Надо сказать, уже с первых студенческих работ фильмы Даши полюбили фестивали и премии. Но, конечно, главный успех достался ее бакалаврскому диплому — кукольной картине «Дочь». Премьера прошла на самом престижном европейском смотре — международном анимационном фестивале в Анси — и сразу получила главную премию, «Кристалл Анси» за студенческий фильм, а также приз молодой публики.
За этим пришло много наград других фестивалей, победа на студенческом «Оскаре» и место в объявленном на днях шорт-листе «большого» Оскара.
Фильм «Дочь» выглядит довольно неожиданно для оскаровского списка, который обычно полон простых мелодраматических сюжетов и попсовых режиссерских решений. Дашин фильм с очень живописными артистическими куклами рассказывает камерную и очень личную историю взаимоотношений дочери и отца. Он начинается со сцены, в которой взрослая дочь сидит у кровати умирающего отца, вспоминая детство, когда она так нуждалась и молила занятого папу о любви и внимании. Следом — подростковые годы, когда проявления его любви уже стали ей мешать и раздражать.
Что важно, в этом фильме Кащеева использует новаторский для анимации режиссерский язык, скорее знакомый нам по игровому кино. Даша снимает кукол как будто в движении, используя ручную дрожащую камеру, которая несется за героиней. И у зрителя создается ощущение, что куклы живые — не оттого, что они реалистические (этого как раз нет), а оттого, что они как будто действуют сами.
«Дочь» была для Даши дипломом бакалавра, а сейчас она начала учиться на магистерской программе там же, в FAMU, и, кажется, у нее нет недостатка в предложениях для новых проектов.
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari