«Содружество-2018». Короткие метры на вырост

  • Блоги
  • Евгений Майзель

С 22 по 26 мая в городе Батуми (Грузия) проходила III международная киношкола «Содружество», привечающая молодых кинематографистов из СНГ. В работе киношколы принял участие Евгений Майзель.


В конце мая в Батуми состоялась третья международная киношкола «Содружество», собирающая режиссеров-дебютантов из постсоветских республик. (О второй киношколе «Содружество» читайте здесь.) В Грузию приехали три десятка молодых кинематографистов из тринадцати стран, включая Россию, в диапазоне от Эстонии с Латвией до Кыргызстана с Таджикистаном (программный директор киношколы Александра Жукова). Регламент этого не вполне обычного собрания можно считать уже обкатанным: участники привозят свои короткие метры, вместе смотрят их и разбирают в компании старших коллег – режиссеров и критиков; те по итогам просмотров и обсуждений вручают дипломы. Своих фаворитов определяют и сами молодые кинематографисты, оценивая по десятибалльной шкале работы друг друга. Получается нечто вроде призов зрительских симпатий, но определяемых голосованием не случайной публики, а коллег. 

В прошлые годы на «Содружестве» в качестве старших мастеров побывали режиссеры, перечисляю по алфавиту, Карен Геворкян, Наталия Кудряшова, Наталия Мещанинова, Алексей Чупов и Наталия Меркулова, Александр Рехвиашвили, Алексей Федорченко. В этом году с молодежью пообщались Михаил Сегал, Александр Котт, Алексей Герман и художник Елена Окопная. Отсмотрев программу из двадцати фильмов (преимущественно игровых) и посовещавшись, они вручили дипломы двум картинам – «После» Анны Джалили (он занял также третье место по итогам так называемого «общего голосования») и «Оймоку» Касиет Кубанычбек. Оба фильма – сосредоточенные драмы про отношения. 

В 20-минутном дебюте «После» (2017) смерть уголовника Жоры, недавно вышедшего на волю, сводит вместе его сына и девушку, с которой Жора познакомился и сблизился еще на зоне. Два чужих человека связаны общим покойником, вызывающим у них противоположные чувства. Разговор не клеится. Снятый с, возможно, несколько избыточным акцентом на актерской игре и технически небезупречный (герои говорят словно через репродуктор), этот фильм отмечен режиссерским потенциалом и запоминается уместно использованной мрачной фортепианной пьесой Мусоргского «Старый замок» (из цикла «Картинки с выставки») в исполнении Святослава Рихтера.

sodruzhestvo after2«После»

Другой фаворит режиссерского жюри – 22-минутный «Оймок» (2017) Касиет Кубанычбек – посвящен беркутчи Аману и двум его подопечным; впрочем, суровый броманс вскоре перерастает в напряженный менаж а труа. Вне всякого сомнения, мастеров пленила не только история ревности, на которую оказалась способна птица, но и искусная камера, запечатлевшая этот межвидовой союз (оператор Маскат Имеров).

sodruzhestvo oymok«Оймок»

Из Кыргызстана приехало еще две картины, подтверждающие его статус «страны короткометражных фильмов». 10-минутный «Киноман» (2017), режиссер Аскар Нуракун, увез из Батуми диплом за первый место в общем голосовании. История мальчика, мечтавшего попасть в сельский видеосалон, работает со штампами – но так мастерски, что они оживают; играет на наших чувствах, но избегает слащавой сентиментальности; делает ставку на классические традиции зрительского, «эмпатического» кинематографа – и уверенно выигрывает. Правда, после просмотра прозвучало обвинение в заимствовании или даже плагиате; среди источников был, в частности, назван башкирский «Енмеш» 2011 года режиссера Айнура Аскарова. Не могу разделить это мнение; на мой взгляд, перед нами фильмы, совпадающие лишь в основной канве и одной-двух деталях (их сюжет, однако, относится к бродячим), а в остальном – вполне различные, как различна, что самое главное, и их режиссура. Кроме того, цитирование, заимствование, даже воровство в искусстве – действия вполне допустимые.

Киргизы вообще на удивление ловко работают с клише. Так, в 15-минутной драмеди «Омур» («Жизнь», 2018) молодой, но уже вполне опытной кинематографистки Чолпонай Борубаевой мы знакомимся с пожилой сельчанкой, которая, овдовев, решает не задерживаться на этом свете и устроить собственные поминки. Борубаева умеет рассказать о жизни села и его обитателей лаконично и остроумно, как профессиональный реаниматолог нащупывая у, казалось бы, окоченевшего трупа живой пульс традиции. Хочется увидеть в скором будущем полнометражный фильм этого автора.

Вручили свои дипломы и киноведы-кинокритики, а именно – киноведы Гульбара Толомушева из Кыргызстана, Инна Безирганова из Тбилиси, программный директор фестиваля «Святая Анна» Виктор Прокофьев и автор этих строк. Наших призеров тоже получилось двое: «Луна, солнце и мушкетеры» армянского режиссера Ваагна Хачатряна (разделивший также второе-третье место по числу поданных за фильм голосов) и «Победа» Владислава Муко из Эстонии. Обе картины тесно связаны с художественной литературой.

«Луна, солнце и мушкетеры» (21 мин., 2018) – неигровая зарисовка одного португальского городка, снятая в качестве дипломной работы по итогам обучения в киношколе DocNomads. Вдохновившись «Невидимыми городами» Итало Кальвино, Хачатрян запечатлевает древний город как органичную систему неповторимых и в то же время повторяющихся действий, обрядов, ритуалов, испокон веков встроенных в природные, календарные, суточные циклы. Бесконфликтно чередующие христианские и языческие обряды с сиестой, горожане день за днем воспроизводят пантеистический праздник «вечного возвращения», каковой, по догадке режиссера, и есть жизнь. Принадлежа к наиболее глубокомысленным и поэтичным картинам конкурса, переносящим акцент с межличностных отношений на фундаментальные категории бытия, «Луна…» и технически сделана на высоком уровне, заслуживая отдельного приза за тщательную звуковую дорожку.

sodruzhestvo the moon«Луна, солнце и мушкетеры»

«Победа» (22 мин., 2017) – это экранизация рассказа эстонского писателя Ильмара Таска, впоследствии переработанного им в роман. Действие происходит где-то в конце сороковых – начале пятидесятых XX века в сельской местности, предположительно – в советской Эстонии. Главный герой (он вспоминает свое детство много лет спустя) – мальчик среднего школьного возраста, проживающий в доме, где всё не слава богу. Причины, правда, неизвестны. Отец подавлен и угрюм; скорбное бесчувствие матери, погруженной в домашнюю работу, выглядит почти пародийно – подозрение, что родители в ссылке или в бегах, растет постепенно. Чем печальнее обстановка в семье, тем радостней минуты, отданные гулянию на свежем воздухе, подальше от уныния четырех стен. И тем долгожданнее случившееся чудо: мальчик заводит дружбу с загадочным и солидным взрослым – владельцем грандиозного автомобиля «Победа», только что выпущенного по случаю победы над Германией. Историческая реконструкция не вполне удается Владиславу Муко; увязая в несколько условном, безвременном пространстве, фильм увлекает зрителя не столько образами, сколько драматургией. Зато драматургия не оставила в нашем жюри равнодушных. Если «После» могло похвастать лучшей музыкой конкурса, то в «Победе» прозвучала, похоже, лучшая реплика всего «Содружества-2018»: «Если тебе скучно, посмотри чертежи танков».

Другим бесспорным лидером по числу ярких реплик и афоризмов был 30-минутный фильм из Узбекистана «Люмьеры» (2017) режиссеров Христины Белоусовой и Данте Рустава, весь состоящий из интервью детей дошкольного и младшего школьного возраста, рассуждающих о кино.

sodruzhestvo the victory«Победа»

Проблемы и критика милитаризма оказались популярнее среди представителей западных республик. В симпатичной пацифистской миниатюре «С большой высоты» (16 мин., 2017) белорусского режиссера Влады Сеньковой юноша, бежавший от призыва в армию, случайно знакомится с нелегальным мигрантом, и вместе они встречают военный парад.

Соотечественник Сеньковой – постоянный участник «Содружества» и культовая фигура независимого белорусского кино Никита Лаврецкий привез свой экспериментальный фильм Sad Music (15 мин., 2017) о том, как автор скучал по своей девушке, когда ему пришлось уехать на питчинг в Польшу.

Совсем иную, но тоже оригинальную версию независимого авторского кино развивает оператор Павел Емелин («Рыба-мечта», «Коробка»), привезший в Батуми свой режиссерский дебют. Разделивший с «Луной, солнцем и мушкетерами» второе место в номинации зрительских симпатий, 22-минутный «Лео и Ураган» (2017) – восхитительно бесшабашная и по-хорошему сумасбродная квир-комедия, трансформирующая историю бегства в историю крепкой мужской дружбы между богемным трансгендером и обычным охранником. Герои Емелина способны добродушно улыбаться этому миру ртом, полным выбитых зубов, – вооруженные чуть более продуманным сценарием, они (герои, а не зубы) были бы всемогущи.

sodruzhestvo leo2«Лео и Ураган»

В рамках этого обзора невозможно рассказать про все двадцать конкурсантов, хотя разговора заслуживает каждый из них. И уже совсем отдельная тема – тот неповторимый контекст, что возникает при таких коллективных встречах. Бессмысленно прогнозировать сейчас, к каким идеям, проектам, коллаборациям он приведет в будущем, но уникальный опыт знакомства и общения даже, наверное, не с мастерами, а в первую очередь с коллегами-сверстниками во всем их культурно-географическом разнообразии одной шестой части суши и есть, вероятно, главное достижение «Содружества».

Главное, но не единственное. Тот же Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ (МФГС), что под руководством историка кино Вячеслава Шмырова и проводит эту киношколу, намерен выступить также продюсером киноальманаха, в который войдут специально снятые короткие метры молодых режиссеров «Содружества». Впрочем, концепция альманаха, состав авторов и сроки запуска в производство остаются пока под вопросом.

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».

Колонка главного редактора

Национальная безопасность зависит и от культуры

20.07.2015

Институт социологии РАН недавно представил масштабное исследование – «Российское общество в контексте новых реалий». В нем приняли участие 4 тысячи человек. На вопрос, что нужно сделать, чтобы Россия стала великой державой, 39 процентов опрошенных ответили: «Возродить высокий уровень культуры».

Новости

Национальное общество кинокритиков США выбирает «Любовь»

06.01.2013

Триумфальное шествие картины Михаэля Ханеке по планете продолжается. Драма «Любовь» стала лучшей картиной 2012 года по итогам голосования Национального общества кинокритиков США. «Любви» присуждены также и две других награды: за режиссуру (Михаэлю Ханеке) и за исполнение главной женской роли (Эмманюэль Риву).