Жан-Люк Годар и российский кинематограф трех последних десятилетий: номер 11/12 журнала «Искусство кино»

Мероприятия, посвященные композитору Олегу Каравайчуку

02.1211.12
  • г. Москва

2 и 3 декабря в Четвертом павильоне киностудии «Ленфильм» пройдут выставки-концерты с пространственным звуком «Каравайчук. Оркестр громкоговорителей». Впервые музыка Олега Каравайчука будет исполнена на акусмониуме — оркестре из почти полусотни громкоговорителей. На месте, где родилось кино в России, появится инсталляция, погружающая зрителей в мир любимых известных и неизвестных фильмов, а пространство павильона наполнится звуками из них.

А 10 и 11 декабря в Директорском зале «Ленфильма» состоится медитативное видеопогружение в мир музыки и слов Олега Каравайчука: впервые на большом экране в режиме нон-стоп будут показаны уникальные записи концертов и монологов Каравайчука из архива Фонда поддержки культурных проектов и сохранения наследия Oлега Kаравайчука. Режиссер — Сергей Ландо.

Выставка-концерт «Каравайчук. Оркестр громкоговорителей» — часть большого исследовательского проекта «Три степени свободы. Музыка > Кино > СССР», посвященного феномену советской киномузыки. В Советском союзе музыку для фильмов писали Шостакович и Прокофьев, Канчели и Губайдулина, Шнитке и Вайнберг. Нигде в мире композиторы такого высокого уровня не работали в кино. Для советских композиторов киномузыка стала самым свободным проявлением в искусстве: существуя официально, она могла не вписываться в каноны «социалистического реализма». Первым героем этого проекта стал Альфред Шнитке (2021), вторая часть посвящена Олегу Каравайчуку.

Олег Каравайчук является одним из самых ярких представителей этого феномена. После почти десяти лет работы в кино он навсегда отказался от традиционного подхода, его музыка стала «музыкой вообще», в более широком смысле, чем просто классическая музыка, он стал воспринимать ее как организованный звук, часто стирая грань между музыкальным и шумовым эффектами.

В программе выставки-концерта прозвучит музыка из фильмов «Долгие проводы» и «Короткие встречи» Киры Муратовой; «Монолог», «Чужие письма» и «Драма из старинной жизни» Ильи Авербаха; «Городской романс» Петра Тодоровского; «Мама вышла замуж» и «Ксения, любимая жена Федора» Виталия Мельникова; «Летняя поездка к морю» Семена Арановича. Всего у композитора было более сотни работ в кино, и его основной творческой лабораторией всегда оставался «Ленфильм».

Дирижером акусмониума станет Илья Symphocat, исполнитель и композитор, работающий на стыке электронной музыки, современной классической музыки и минимализма. Автор видеоинсталляции — Михаил Заиканов, художник и видеохудожник, известный своими работами для МХТ им. А.П. Чехова, Театра Олега Табакова, Центра им. Вс. Мейерхольда, Театра «Практика» и других.

Билеты на выставки-концерты и видеопогружение.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari