С 26 по 28 апреля в кинотеатре «Звезда» пройдет ретроспектива Александра Миндадзе. У зрителей будет возможность поздравить режиссера с юбилеем при личной встрече на обсуждении картины «Милый Ханс, дорогой Петр».
Александр Миндадзе — уникальная фигура не только для российского, но и для мирового кино. В соавторстве с режиссером Вадимом Абдрашитовым он создал одиннадцать фильмов, в которых экзистенциальный кризис отдельного человека синхронизируются с кризисом и гибелью советской цивилизации. Уже в первой своей самостоятельной работе — картине «Отрыв» (2007) — Миндадзе заявил о себе как о предельно современном режиссере-новаторе, способном создавать не только безошибочно узнаваемый литературный текст, но и собственный киноязык. Человек в конце утопии и человек в состоянии катастрофы — вот темы первых трех его режиссерских работ; четвертая — более камерная драма «Паркет» — скоро будет завершена и, возможно, станет еще одной неожиданной трансформацией этого автора.
Фильмы и лекции ретроспективы
«Отрыв» (2007)
Фильм-предвидение, вобравший в себя ощущения от всех прошлых и будущих постсоветских техногенных катастроф, режиссерский дебют Александра Миндадзе, который первые критики сравнивали с картинами Дэвида Линча и румынской «новой волной». Почти сновидческое повествование о последствиях падения пассажирского самолета, в котором убитые горем родственники петляют в окрестностях аэропорта, проникая в отряд пилотов, преследуя призраков и пытаясь разгадать загадку крушения собственных жизней.
«Радиация и кино: как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу».Мария Кувшинова о творчестве Александра Миндадзе.
Радиация и кинематограф вошли в жизнь человека одновременно: в 1895-м году Рентген открыл свои лучи, а братья Люмьер провели первый публичный киносеанс на бульваре Капуцинок. Радиоактивное излучение проникло в кинематограф еще перед Второй мировой войной, но до атомных бомбардировок Японии осталось скорее загадочным курьезом. Трагическое окончание мировой войны вдохновило японских кинематографистов на создание мутанта-Годзиллы (1954), а «Хиросима, моя любовь» (1959) Рене Клера открыло новую страницу в долгой рефлексии кинематографа по поводу невидимой угрозы, порожденной прогрессом.
«В субботу» (2011)
Чем дальше удаляется во времени авария на Чернобыльской АЭС, тем очевиднее ее колоссальный масштаб — и тем убедительнее оказывается попытка Александра Миндадзе снять фильм о тотальной катастрофе внутри человека, метафорой для которой и становится Чернобыль. «В субботу» — матрешка, в которой одна катастрофа запрятана в другую: реактор, взорвавшийся в главном герое, инструкторе горкома Валерии Кабыше (Антон Шагин), в итоге оказывается ядерным взрывом, уничтожившим советскую цивилизацию.
«Милый Ханс, Дорогой Петр» (2015)
Третья режиссерская работа Александра Миндадзе, снятая отчасти под влиянием триеровской «Меланхолии» — неожиданная смена эстетики и уход из пространства русского языка. Снятый на немецком с немецкими актерами (Марк Вашке позднее прославится ролью инфернального священника в сериале Netflix «Тьма», сюжет которого также связан с радиацией), этот фильм рассказывает об эпизоде предвоенного сотрудничества СССР и Германии: безуспешные попытки изготовить на русском заводе особую линзу сводят с ума иностранных специалистов, и в жарком летнем воздухе разливается предчувствие неотвратимой катастрофы.
Расписание
26 апреля, 20:00
«Отрыв»
27 апреля, 18:30
«Радиация и кино: как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу». Мария Кувшинова о творчестве Александра Миндадзе.
Лекция в фойе кинотеатра.
27 апреля, 20:00
«В субботу»
28 апреля, 16:00
«Милый Ханс, Дорогой Петр»
Встреча с режиссером
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari