Этот выпуск посвящён молодому кино и авторам, которые делают первые шаги, ищут язык и форму. Он обращён к дебютам на российских фестивалях и зарубежному кино, пробивающемуся к зрителю сквозь границы. Также исследуются театр, музыка и современное искусство — всё, где рождается новое высказывание.

Все началось со сказки: Наум Клейман о первом кинопросмотре

Наум Клейман

88 лет исполняется киноведу Науму Клейману. Для печатного номера «Молодость» известные кинематографисты делились с нами воспоминаниями о своем первом опыте контакта с киноэкраном — и Наум Ихильевич в их числе. Публикуем его трогательный мемуар о просмотре «Багдадского вора» в эвакуации в Ташкенте.

Мама говорит, что когда Кишинёв еще был в составе Румынии, меня маленького водили на Диснея, где я прыгал и активно жестикулировал. Но я того не помню и во ВГИКе посмотрел работы Диснея как в первый раз.

Первое же сознательное воспоминание родом из эвакуации, из Ташкента. Нас туда привезли в 1942‑м, когда немцы подступали к Кубани. Через Каспий нас доставили в Среднюю Азию, где первые несколько дней мы обитали на огромной вокзальной площади, запруженной сотней других эвакуированных. Всех переписали и сказали, что будут вызывать, чтобы распределить по городам. Вдруг вечером мы — бабушка, мама, мамина сестра, я и мешок, в который сложили весь скарб, — услышали, что возле вокзала показывают фильм для детей, сказку. Мама взяла меня и повела туда. В зале было битком, удалось устроиться только на задние ряды. Поскольку я был совсем маленьким, мне было четыре с небольшим, меня поставили на скамейку.

«Багдадский вор», режиссер Майкл Пауэлл, 1940

Оказалось, это был «Багдадский вор» Майкла Пауэлла, над которым работали еще несколько режиссеров. Потом уже узнал, что там была мутная история с несколькими авторами, но главное — это типичный фильм Пауэлла. Что я мог тогда понять? Что злой дядя, которого играл Конрад Фейдт, был враг: для меня он был воплощением фашизма. Был еще мальчик, который спасал друга и летал на ковре-самолете. И вот тут мама говорила, что я раскинул руки, стоя на скамейке, и воображал себя на этом самом ковре-самолете. Самое странное, что я многое помню сам: цвет, толпу, прорехи между затылками людей, через которые я смотрел на экран.

Не помню, видел ли я кино в Андижане, где мы потом прожили два года. Но уже в Копейске, куда нас отвез папа, я был в старшей группе детского сада, которую водили на утренние сеансы. Не помню название фильмов, только всполохи: бегут какие-то люди, атакуют немцев. Это был мой первый военный фильм. Уже когда семья перебралась в Ташкент, кино стало делом регулярным. Даже помню, как ходили на «Кубанских казаков». Но началось все с Пауэлла – с фильма, во время войны подаренного англичанами Советскому Союзу. Со сказки.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari