Авторы номера исследуют переходы между различными видами искусства, включая адаптацию литературы в кино и видеоигр в другие жанры. В номере обсуждаются современные российские экранизации, переосмысление традиционных форм искусства и феномен "автофикшн" в творчестве его представителей.

Весенний марафон. «Мстители: Финал». Нина Цыркун об ожидаемом апофеозе войны (конечно, без спойлеров)

«Мстители: Финал» (2019) © WDSSPR

Финал «Мстителей» в том виде, в котором мы их знаем, выходит в прокат, спасибо Минкульту за это, с 29 апреля (а не как у всего мира, где фильм стартовал еще на прошлой неделе). «Не плачьте, сердце раня», — призывает главный эксперт «Искусства кино» по кинокомиксам Нина Цыркун.

После того как злодей-истукан Танос превратил в пыль половину команды Мстителей, мир замер в ожидании ответного удара. Страшно даже представить, какое бремя ответственности легло на плечи авторов сценария Кристофера Маркуса и Стивена Макфили и режиссеров фильма «Мстители: Финал» Энтони и Джо Руссо. Им предстояло не только угодить ожиданиям фанов франшизы, не имеющей по масштабности соперников в истории кино. Задача состояла в том, чтобы создать апофеоз-трибьют всему циклу, привести к развязке многособытийные истории, уделить место всем персонажам марафона, длившегося десятилетие, и подтвердить безусловное доминирование Marvel на рынке кинокомиксов.

Ясное дело, «Финал» не мог оказаться экстравагантным по форме. Ему полагалось удержаться в рамках классического трехактного действа с прологом и эпилогом, развивающегося по известной формуле: сбор команды, выработка стратегии и грандиозная последняя битва. И здесь самое важное — начинка, нюансы, пакетирующие множество стратегических задач разной степени сложности. Собственно, всматривание в эти детали, отсылающие к истории персонажей и отдельных фильмов, и составляет главную прелесть «Финала». Узнаваемость (в большей степени, чем новизна) доставляет удовольствие зрителю, с энтузиазмом аплодирующему каждому очередному появлению и каждой шутке с предысторией, и еще, конечно, ностальгическим встречам с мини-эпизодами из прежних фильмов франшизы, особенно показанным в новых ракурсах и открывающим неизвестные детали, а также с цитатами из знаменитых фильмов за пределами марвеловской вселенной.

Удовольствием от просмотра и удовлетворением от развязки исчерпывается самодостаточность этого фильма. Коммуникация в очередной раз доказала, что она важнее содержания. Для этого были соблюдены все необходимые составляющие, так что адресат, хорошо осведомленный в контексте и подтекстах, легко дешифрует суть высказывания.

«Мстители: Финал» (2019) © WDSSPR

Для интеграции аудитории здесь задействованы основные компоненты успешности: экшен, юмор и эмоциональный драйв, довольно беззастенчиво эксплуатирующий сентиментальность для всей семейной аудитории. (Да и как без сантиментов, особенно когда речь заходит о Камне души — тут ведь даже, как вы помните по «Войне бесконечности», сам Танос прослезился). В прологе ожидаемо наблюдается растерянность и разочарование героев, переживших гибель товарищей или личные драмы. Актерам-ветеранам особенно хорошо удается изображение усталости — тут им практически и играть ничего не нужно.

Так или иначе, те, кто не пал духом, находят резоны для мобилизации временных ренегатов, чтобы собрать все шесть Камней Бесконечности и «наказать мерзавца». Причем те, на кого возлагались главные надежды, неожиданно уступают честь лидировать тому, кого и не принимали всерьез.

«Мстители: Финал» (2019) © WDSSPR

Надо ли говорить, что вроде бы прощание навечно с некоторыми героями не должно всерьез расстраивать бывалого зрителя, наблюдавшего немало воскрешений супергероев в сиквелах или ребутах, в крайнем случае в новом исполнении. Тем более что почва подготовлена: команда Мстителей худо-бедно овладела технологией путешествий во времени, где встречалась и с самими собой, и с дорогими ушедшими. Так что любой из них может реинкарнировать в каком угодно времени, в том числе в моменте своего расцвета. Главное, чтобы они не пролетели мимо нас и не угодили под большой взрыв. Еще не исчерпан потенциал Черной пантеры, Капитана Марвел, сиквел Человека-паука уже на подходе, и наверняка последуют эксперименты с жанровыми гибридами комикса с его поливалентностью, целый кладезь которых будет осваивать Marvel, подстегиваемый Disney. Пока же, скорее, можно сожалеть о лимитированном участии в «Финале» некоторых персонажей, но ведь всем достойное экранное присутствие даже в трехчасовом фильме не обеспечишь, он и так несколько страдает от перегруза, вызванного стремлением никого и ничего не забыть. Так что формально введенные скороговорки были неизбежны, хотя кое-где их можно было бы восполнить за счет экранного времени, потраченного, к примеру, на упорное педалирование изменения внешности Халка и Тора. Можно к гадалке не ходить — отошедшие на второй или третий план вернутся к нам в сольниках, вот и насладимся.

Роль послетитрового анонса здесь играет эпилог, который, не скрою, у меня вызвал некоторое опасение насчет вероятной рокировки некоторых супергероев. Тем не менее сформатированный согласно канону апофеоз как заключительная сцена цикла с подобающими ей торжественной монументальностью, величественностью и массовой представительностью удался.

«Мстители: Финал» (2019) © WDSSPR

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari