Город женщин

  • Блоги
  • Нина Цыркун

21 августа на экраны выходит долгожданное продолжение «Города грехов», снятое Робертом Родригесом и Фрэнком Миллером – на сей раз это экранизация второго графического романа Миллера, вышедшая под заголовком «Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать» (Sin City: A Dame to Kill For). Нина Цыркун изучает обновленный гендерный расклад и жанровую модернизацию, которой подвергся сиквел.

Сиквел «Города грехов» пришлось ждать долго. Первый «Город…» Фрэнка Миллера, Роберта Родригеса и Квентина Тарантино вышел в 2005 году, и, несмотря на наличие сценария продолжения, потребовался энтузиазм Александра Роднянского, чтобы реализовать проект с Родригесом, в течение последних лет пребывавшем на низком старте в ожидании продюсера. Более скромный по содержательному наполнению, чем первый «Город грехов», второй точно так же отличается демонстративной стилизацией изображения под комикс исходного графического романа Фрэнка Миллера, и на этот раз ставшего сорежиссером и автором раскадровки. В романе акцентировано происхождение от фильмического нуара, а его экранизация – модернизированный нуар (оператор Родригес), в котором эффектно используются указующие цвета: рыжие волосы красотки Марси, вспыхивающие зеленым огнем глаза Авы Лорд, сияющий желто-золотистый колорит портрета убиенного в первом фильме сынка сенатора Рорка, подогревающий мстительность этого злодея.


«Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать», трейлер

Усиленная стилизация выходит на уровень автопародии, сообщающей фильму юмористическую окраску и снимающую претензии на серьезность сюжетики. Фигуры, снятые в контровом освещении, искаженные преувеличенными ракурсами (с точки зрения птичьего полета или, наоборот, с крайне нижней точки), разрезаются светом, падающим сквозь жалюзи, то и дело прямо в процессе движения превращаются в плоские белые силуэты, теряя материальность. Место действия – «Старый город» Города грехов, контролируемый амазонками-проститутками, – подчеркнуто гранжевый ландшафт и интерьеры дешевых баров, подозрительных увеселительных заведений, заброшенных складов и т.п.

Sin-City 3A-A-Dame-to-Kill-For-2
«Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать»

Микки Рурк в роли уличного громилы Марва с лицом-маской, словно заимствованной из галереи фриков «Дика Трейси», с удовольствием оттаптывается на своем имидже а ля Харли Дэвидсон. Ева Грин в роли Авы Лорд (классической femme fatale) меняет свои обличья, представая то damsel in distress (девушкой в опасности) – для простодушного рыцаря Дуайта, то богиней – для чернокожего охранника Манота, то сексуальной приманкой – для доверчиво-туповатого лейтенанта полиции Морта, – и доводит циничную порочность своей героини до экстрима. Подзаголовок фильма – «Женщина, ради которой стоит убивать» – намекает на гендерную рокировку: кто теперь главный в нуаре? Мужчина (полицейский, искатель приключений без постоянного места жительства, исполненный юношеских иллюзий романтик) или роковая женщина, традиционно игравшая подчиненную роль? Судя по всему, именно она выходит сегодня в лидеры. Женщины в этом фильме не просто закулисные интриганки, они сильны и решительны. Воинственные проститутки во главе с беспощадной Гейл (Росарио Доусон), держащие в своей власти Старый город; стриптизерша с золотым сердцем Нэнси (Джессика Альба), настроенная на справедливое возмездие за смерть полицейского Хартигана (Брюс Уиллис), и, конечно, Ева Грин/Ава Лорд. Грин пленила режиссера своей работой в комиксе «300 спартанцев: Расцвет империи» Ноама Мурроу, где сыграла кровожадную воительницу Артемисию, с помощью колдовской магии превращающую слабовольного женственного Ксеркса в царя-бога, заставляя его пойти войной на Грецию. В «Городе грехов» ее героиня не просто злодейски манипулирует мужчинами, она находит в этом извращенное удовольствие.

Sin-City 3A-A-Dame-to-Kill-For-3
«Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать»

Артемисия, как и Ава Лорд, – новый образ женщины в жанре комикса, предстающего как отражение «маскулинизации» зрительской позиции с целью компенсировать среди женской аудитории традиционную идентификацию по «чужому» (мужскому) типу вуайеристского удовольствия. Вместе с тем, продолжает сохраняться визуальная стереотипизация по гендерному признаку с сексуальным акцентом: мужчины по-прежнему выглядят атлетичными и мускулистыми, а женщины изображаются с узкой талией и внушительной грудью; мужская одежда неприметна, женская откровенно «фетишистская»: в черно-белой гамме «Города грехов» мелькает туго перехваченный поясом бирюзовый плащ, в котором щеголяет Ава Лорд; о костюме стриптизерши-танцовщины Нэнси нечего и говорить.

Sin-City 3A-A-Dame-to-Kill-For-4
«Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать»

Пытаясь символически занять место мужчины, женщины используют стратегию обольщения, которая всегда была главным атрибутом героинь кинокомикса, только еще более агрессивно. Сюжет заставляет их действовать по мужскому алгоритму, а визуальная репрезентация выводит в прежний «патриархальный» дискурс с традиционным распределением мужских и женских ролей. Так что сам жанр сопротивляется модернизации…

Берлин-2017. Паул Верхувен, Мэгги Джилленхол. Смелость: вопреки всему. Встреча с журналистами

№2, февраль

Берлин-2017. Паул Верхувен, Мэгги Джилленхол. Смелость: вопреки всему. Встреча с журналистами

Встреча журналистов с журналистов с членами жюри Берлинале Паулом Верхувеном и Мэгги Джил­ленхол Courage: Against All Odds состоялась 12 февраля в рамках Berlinale Talents. Ведущий – историк кино, многолетний консультант Berlinale Talents Питер Коуи.

Колонка главного редактора

«Я не могу выпить море»

27.12.2012

Мнения.ру побеседовали с известным российским интеллектуалом, социологом культуры, главным редактором журнала «Искусство кино» Даниилом Дондуреем. В каком будущем нам предстоит жить? Что ждет Россию в течение ближайших десятилетий? Какую роль должны взять на себя сегодня мыслящие люди? За что мы несем ответственность и как выжить в «третьей реальности»? Читайте об этом в нашем материале.

Новости

Сотрудники Музея кино отозвали заявления об уходе

11.11.2014

После того, как требования коллектива Музея кино не были выполнены, сотрудники МК прислали в редакцию ИК новое заявление, текст которого мы приводим здесь.