Король, дама, валет

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Очередную экранизацию Шекспира, действие самой спорной пьесы которого перенесено в наши дни, посмотрела Нина Цыркун.


«Цимбелин» – одна из самых редко появляющихся на подмостках и загадочных пьес Шекспира. Она вошла в первое (постсмертное) легальное издание его пьес, в так называемое «первое фолио», заняв там последнее место. Отсюда был сделан вывод, что это последнее творение драматурга, хотя таковыми называют также «Бурю» и хронику «Генрих VIII».

Но дело даже не в том, кто последний, а в том, что «Цимбелин» как-то плохо соседствует с этими пьесами, грубо говоря, с точки зрения качества. Объяснений может быть два: либо написал ее не Шекспир (авторство, в частности, приписывают Эдварду де Веру, графу Оксфордскому), либо это небрежная шутка гения, который перемешал сюжетные линии нескольких своих пьес, создав эдакий комедийный микст на базе в том числе и трагедийных произведений. В самом деле, в «Цимбелине», жанр которого сложно определить, легко опознать травестированные мотивы «Ромео и Джульетты», «Короля Лира», «Отелло», «Троила и Крессиды», «Двенадцатой ночи», «Зимней сказки». Понятное дело, задача автора вряд ли состояла в том, чтобы всего лишь спародировать самого себя; можно предположить, что «Цимбелин» – его последний разочарованный взгляд на большой мир, который в принципе он уже покинул, переселившись под конец жизни на малую родину в Стратфорд-на-Эвоне.

«Цимбелин», трейлер

Травестия предполагает в своем замысле некую новую ценность, и суть ее можно выразить аристотелевским решением парадокса «корабля Тесея»: пусть все составные части объекта износились и были заменены, объект остался прежним. То есть: все в мире меняется, а мир остается прежним. И это, надо сказать, легитимизирует последующие модификации исходного материала в соответствии с модой сезона. Тем не менее, адаптировать текст, сочиненный столетия назад, к новейшим реалиями – это всегда вызов и проблема. На вызов надо отвечать, проблему требуется решать. Первое улаживается само собой, со вторым возникают трудности.

Cymbeline-2«Цимбелин»

Американский режиссер и автор сценария «Цимбелина» Майкл Алмерейда (вообще-то документалист) питает слабость к Шекспиру и делает для него исключение – два его игровых фильма сняты по его пьесам. Он уже экранизировал «Гамлета», и в такой же популярной манере: кругом всепроникающее телевидение, Клавдий – топ-менеджер крупной госкорпорации, Гамлет записывает свои воспоминания и комментарии на видеокамеру. Роль Гамлета исполнил Итан Хоук, который в «Цимбелине» сыграл мутного типа Якимо; Якимо подзуживает простодушного Постума (Антон Ельчин) проверить верность его жены Имогены (Дакота Джонсон). Экранный Постум чрезвычайно инфантилен, если не сказать придурковат. Он – карта, а не игрок, в отличие от короля и королевы, которые сами раздают карты и назначают козыри. Впрочем, король Британии Цимбелин – Король здесь только по кликухе, Алмерейда превратил его в пожилого лидера байкеров-наркоторговцев (Эд Харрис эффектно смотрится в косухе), воюющего за свою территорию с нечистыми на руку полицейскими. Его молодая жена (Милла Йовович) плетет интригу против падчерицы – и дальше смотри «Ромео и Джульетту», «Отелло», «Двенадцатую ночь» и проч. 

Cymbeline-3«Цимбелин»

Декорационно все, как в «Гамлете» того же режиссера, но уже с поправкой на быстротекущее время; отсюда, к примеру, Барак Обама в телевизоре, который никто не смотрит.

В самой конденсации навязчивых сиюминутных деталей, конечно, нет большой беды; проблема в другом. Взявшись за пьесу, где и без того плохо сходятся концы с концами, Майкл Алмерейда, которому удалось привлечь на главные роли столь сильный состав, не сумел вдохнуть жизнь в персонажей. В них нет энергетики, их слова звучат тускло, а поступки выглядят нелогичными и зачастую глуповатыми. Кстати, справедливости ради надо сказать: то, что автор поднаторел в замене «износившихся» деталей новыми, иной раз раздражает, а иной и веселит удачно найденной краской – вроде оправдания имени «Фидель», которым Имогена называет себя, обратив внимание на то, что на собеседнике надета футболка с изображением Че Гевары. Но обилие бросающихся в глаза фишек в виде гаджетов, мотоциклетных шлемов или сексапильных шортиков – это самый быстро тускнеющий материал, который, подобно моментальным снимкам, либо стирается, либо становится старомодно архаичным, профанируя смысл модернизации и самое существенное в фильме – суть и дух времени.

Клим Козинский. С чистого листа

№5/6, май-июнь

Клим Козинский. С чистого листа

Кристина Матвиенко

«Тетраграмматон» — фильм Клима Козинского, рассказывающий в жанре комикса историю философской мысли. Довольно диковатая для такого материала эстетика предполагает безапелляционное и веселое смешение не только разных философов (от Хайдеггера до Славоя Жижека), но и различных фактур и техник. Свобода обращения с героями, глубокое понимание их идей и контекста дают зрителю — искушенному и не очень — шанс понять про этих философов как бы заново, минуя ловушки упрощения или занудства.

Колонка главного редактора

«Культура — это секретная служба»

21.11.2012

Выступление социолога, главного редактора журнала «Искусство кино» на заседании президентского Совета по правам человека всколыхнуло медийный бомонд. Кто-то услышал в его словах призыв к цензуре на телевидении, иные разглядели банальный плач по культуре. Но сам Даниил Дондурей, человек, благодаря которому в словарь президента вошло богатое словосочетание «культурный код», полагает, что его вообще не поняли. И объясняет «Новой газете» — почему.

Новости

В Москве открывается VII кинофестиваль «360°»

19.10.2017

С 20 по 29 октября в Москве состоится VII фестиваль кино о науке и технологиях «360°». Фестиваль объединил конкурсную программу, специальные показы, секции Future Imperfect, "Британские ученые" и "Будущее музеев".