Красный миракль

  • Блоги
  • Дмитрий Десятерик

 

Чувство жанра у Кевина Смита развито хорошо. Можно спорить о качестве тех или иных гэгов в «Клерках», «Догме», «Джее и Молчаливом Бобе», но во внутренней целостности этим брутальным комедиям не откажешь. О «Красном штате» Смит предпочитает говорить как о фильме ужасов. История действительно серьезная. Трое подростков попадают в плен к секте фундаменталистов, помешанных на физическом истреблении грешников, затем вмешивается  государство -  штурмовой отряд ATF (Бюро контроля за алкоголем, табаком, огнестрельным оружием).

Функционирование  обеих структур нарушено стечением непредвиденных случайностей, что приводит к многочисленным жертвам.

Стреляют по-настоящему, гибнут невинные, призванные спасать совершают оплошность и получают приказ уничтожить всех. Красный штат (так в Америке называются консервативные штаты, традиционно голосующие за республиканцев) залит кровью. Впрочем, декларируя хоррор, Смит все равно останавливается на привычной типизации, доходящей до гротеска. Сектанты не столько страшны, сколько смешны. Улыбчивый лидер «Церкви пяти углов» Эбин Купер (Майкл Паркс) скорее похож на карикатурного идеологического болвана, чем на изувера. Трое мальчишек, из-за которых заварилась каша, словно сбежали из комедии о сексуально озабоченных  тинейджерах. Джон Гудман, исполнитель роли добродушного увальня, шефа местного ATF, прославился  в роли Собчака в «Большом Лебовски» Коэнов и как комический актер, получив «Золотой глобус» за работу в сериале «Розанна». Чины из отдела внутренних расследований, допрашивающие героя Гудмена после дела, походят на парочку комичных геев. Шериф Вайнен (Стивен Рут) – настоящий гей – жалкое существо, идеальный объект насмешек, собственно провоцирующий кровавую неразбериху.

Ко всему прочему, Смит вводит ощутимый политический акцент, устраивая репортаж из Соединенных Стреляющих Штатов, а в финале прибегает к уже опробованной в «Догме» метафизической развязке через опять-таки, по сути своей, комический ход. Функция бога из машины возлагается на соседских шалопаев с сиреной, но разговора о вере это не отменяет. Финальный монолог Гудмена о двух дерущихся псах - старая притча о фарисеях и святых. Добро торжествует довольно причудливым образом. Лжепророк, лишенный паствы, карается жизнью, в которой его никто слушать не будет.

Все это сближает «Красный штат» с коэновско-тарантиновской традицией иронической криминальной саги. Но все же здесь не постмодернистский «кетчуп», но миракль, каким он должен быть – кровавый в целом и утрированный в деталях, с дидактическим монологом в финале, пусть даже само чудо оказывается очередной гримасой случая или неровной режиссуры. В этом Кевин Смит оказывается большим моралистом, нежели его невольные учителя.

Сердце не на месте. «Аритмия», режиссер Борис Хлебников

№5/6, май-июнь

Сердце не на месте. «Аритмия», режиссер Борис Хлебников

Алексей Медведев

После того как событие случается, все его причины выглядят очевидными. Кажется, что оно не могло не произойти. Так было и с победой «Аритмии» на «Кинотавре». «Ведь Боря Хлебников такой хороший и добрый...», «Ведь Яценко и Горбачева такие классные...», «Ведь на душе так грустно, но и радостно тоже...», «Ведь так приятно напевать после фильма «Яхта, парус...» Сочинская легкая эйфория оборачивается таким легким маскировочным туманом, который не дает оценить масштаб и смысл происшедшего.

Колонка главного редактора

«Культура — это секретная служба»

21.11.2012

Выступление социолога, главного редактора журнала «Искусство кино» на заседании президентского Совета по правам человека всколыхнуло медийный бомонд. Кто-то услышал в его словах призыв к цензуре на телевидении, иные разглядели банальный плач по культуре. Но сам Даниил Дондурей, человек, благодаря которому в словарь президента вошло богатое словосочетание «культурный код», полагает, что его вообще не поняли. И объясняет «Новой газете» — почему.

Новости

В Россию приехало «Новое Британское Кино»

30.10.2013

30 ноября стартовал XIV ежегодный фестиваль «Новое Британское Кино». Фестиваль пройдет сразу в четырех городах России – в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске. В качестве основных хитов (или, как пишут организаторы, «больших туристических приманок») выступят «Повседневность» (Everyday, 2012) Майкла Уинтерботтома, «Грязь» (Filth, 2013) по роману шотландского писателя Ирвина Уэлша с Джеймсом МакЭвоем в главной роли, а также долгожданная «Диана: История любви» (Diana, 2013) с Наоми Уоттс – хроника последних лет жизни покойной принцессы.