Шпион, пришедший с холода. «Джейсон Борн», режиссер Пол Гринграсс

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Нина Цыркун провела ревизию очередной борновской франшизы, чтобы понять, как создатели адаптировали образ, ставший классическим, к реалиям XXI века.


В связи с новым фильмом Пола Гринграсса прежде всего хочется спросить: зачем? Зачем после почти десятилетнего отсутствия воскресили экранного Джейcона Борна? Зачем вернули из небытия или, как говорят на спецжаргоне, «с холода» персонажа, придуманного Робертом Ладлэмом в эпоху холодной войны и потом полноценно отработанного индустрией кино? Неужели без него мало героев и супергероев, одиночек без страха и упрека? Самый примитивный и в то же время правильный ответ: сценарный кризис. Все песни спеты и перепеты, остается только аранжировать их позамысловатее.

Но это не полный ответ. Дело в том, что реальность за прошедшее после последней борновской истории время сильно изменилась, и в старые песни прорвались свежие мотивы, кстати, уже прозвучавшие в последнем бондовском фильме. Ведь и в «Спектре» Сэма Мендеса бессмертный ветеран холодной войны почувствовал на себе явное нежелание нового начальства использовать его по назначению. Так и Джейсон Борн – традиционный персонаж шпионской парадигмы – живое оружие, обошедшееся ЦРУ в сто миллионов долларов, уже не актуален. Как в стихотворении Андрея Вознесенского: «Устарел как робот шесть, когда робот восемь есть». Теперь главным реальным действующим лицом становится шеф киберподразделения Хизер Ли (Алисия Викандер). Она – блистательный хакер, легко ориентирующийся в хитросплетениях соцсетей. Хаком и манипуляцией она создает заданные ситуации в любом регистре – от камерного до глобального масштаба, недоступные возможностям Джейсона. Напрасно он демонстрирует (в начальном эпизоде) силу своих кулаков; Хизер пригодится ему разве что для того, чтобы самому уходить от преследования такого же, как он, реликтового субъекта, у которого и имени-то нет (Венсан Кассель). Проект «Тредстоун», агентом которого был Борн, отработан и закрыт. В ЦРУ делают новые ставки.

Jason Bourne 2«Джейсон Борн»

Хизер Ли и директор ЦРУ Роберт Дьюи – два полюса, обозначающие прошлое и настоящее службы безопасности. Ли почти не скрывает своих амбиций, замахиваясь на должность директора. Алисия Викандер омолодила франшизу, а Томми Ли Джонс привязал ее к традиции. Герой Мэтта Деймона в свои сорок с лишним оказался посредине – и как бы в поколенческом «провисе». Он утратил тесную связь с поколением родителей (как же фатально ускользает от сына образ отца, конъюнктурно создаваемый для него в департаментах ЦРУ), а в роли оперативника чувствует себя устаревшим среди тех, кого представляет молодая поросль из Силиконовой долины или питомцев Ивовой лиги.

С этим связана еще одна тема, впервые возникшая не на экране, а в реальной жизни, когда на конференцию Марка Цукерберга в его «Аквариуме» пришел единственный «мужчина в костюме» – директор ФБР Роберт Мюллер. Чтобы пожать руку создателю Facebook и по-свойски переброситься несколькими словами. В фильме Гринграсса своего рода дублером Цукерберга выступает вымышленный герой – Аарон Кэллур (Риз Ахмед), основатель и гендиректор сети Deep Dream, поднявшийся благодаря щедрости ЦРУ. Войдя в силу, он, однако, стал много о себе думать и затеял с самим Робертом Дьюи публичные разборки на дебатах, посвященных тому, что важнее: безопасность людей (интернет-пользователей) или национальная безопасность, требующая пожертвовать безопасностью отдельных граждан.

«Джейсон Борн», русский трейлер

Стародум Дьюи планирует красиво разыграть эту партию, но она разыгрывается не по его стратегии, а по закону жанра. Тем не менее, по большому счету спор это чисто схоластический, типа средневековой дискуссии о том, сколько чертей усядется на острие булавочной головки. На самом деле совершенно неважно, что в ЦРУ или другом аналогичном заведении узнают, какую именно пиццу заказал некто себе на обед. Важно то, что любой человек абсолютно достижим и уязвим в любой точке мира – в берлинском аэропорту Тегель, в гуще протестующей толпы на афинской площади Синтагма или в лаборатории подмосковной Дубны. Хизер Ли или другая умница-красавица за компьютером другой страны обозначит тебя как точку на своем дисплее, а уж что будет дальше, решать станут компетентные люди.

Jason Bourne 3«Джейсон Борн»

Тем временем Джейсон Борн еще мечется по миру, лихо пускает в ход боевые навыки и не отказывается от главного, как выясняется, своего достоинства – патриотизма. А покуда этот его ресурс не иссяк, в ЦРУ готовы старину Борна использовать, несмотря на амортизацию.

Семейная хроника времен постмайдана. «Родные», режиссер Виталий Манский

№1, январь

Семейная хроника времен постмайдана. «Родные», режиссер Виталий Манский

Елена Стишова

Мысленно я давно «заказывала» свой фильм про Украину, не зная, что Виталий Манский, уроженец Львова, именно «мое» кино и снимает. «Родных» я впервые увидела летом на МКФ в Карловых Варах. Это было ровно то, что я хотела знать и видеть: не опоенных адреналином людей войны, не жареные факты, добытые в погоне за сенсацией, – просто жизнь, как она сложилась у простых людей после Майдана.

Колонка главного редактора

Новость, которая становится важной, потом главной, потом – единственной

18.10.2012

Выступление в передаче «Особое мнение» на радиостанции «Эхо Москвы». О.ЖУРАВЛЁВА: Добрый вечер. Это программа «Особое мнение», меня зовут Ольга Журавлёва, у нас в гостях сегодня внезапно главный редактор журнала «Искусство кино», культуролог Даниил Дондурей.

Новости

Сайт «Искусства кино» подвергся хакерскому взлому

01.09.2013

В ночь с 31 августа на 1 сентября сайт kinoart.ru был взломан. В результате взлома сайт был заражен вирусом, а публикации последних двух месяцев уничтожены. Расследование показывает, что действовал, скорее всего, не бот, а квалифицированный хакер. Уровень нападения, по утверждениям службы техподдержки, также превосходит среднестатистические вирусные атаки. В связи со случившимся редакция ИК подготовила следующее заявление.