Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Иди и смотри - Искусство кино

Иди и смотри

Глава МВД России Рашид Нургалиев расстроен тем, что отечественная молодежь не ту музыку слушает и не те книги читает. Его очень печалит, что наши юноши и девушки напрочь игнорируют романсы и вальсы... А вот известного культуролога Даниила Дондурея пугает запоздалость прозрений министра.

 

Я крайне удивлен, что министр внутренних дел, член Совета безопасности, человек, отвечающий за правопорядок в стране, только несколько дней назад понял, что люди имеют обыкновение действовать сообразно своим убеждениям. Оказывается, эта простая мысль в России мало кому приходит в голову. Создается впечатление, что власть имеет дело с какими-то абстрактными телами — получателями пенсий, пособий, грантов. А то, что у людей в головах есть картина мира, система ценностей, свои стереотипы и герои, становится для министра неожиданным открытием.

Меня это пугает, и мой испуг, другого слова нет, связан с подозрением, а вдруг не только Рашид Нургалиев, но и ФСБ тоже не мониторит сознание нации, и в первую очередь умонастроения молодых людей. Люди в погонах не догадываются о том, что молодые люди, скажем, славянского происхождения думают об инородцах и иноверцах? Или что молодые люди мусульманского вероисповедания думают по поводу того, может ли девушка показывать непокрытую голову или свои коленки? Закономерный ли это процесс или геополитическая катастрофа, как назвал один из наших лидеров развал СССР? От ответов на такие вопросы напрямую зависит решение — брать ли уже сегодня дубинку, чтобы выйти на Манежку, или пойти почитать на ночь новеллы Камю? Только в генеральской голове может возникнуть ощущение, будто взгляды людей на происходящее никак не связаны с их поведением. А вдруг не только глава МВД или директор ФСБ, а еще и, не дай бог, премьер с президентом тоже этими вопросами не задаются? И полагают, что прибавка к зарплате учителя или лозунг «Компьютер в каждый дом» определяют, сколько пацанов — 10 или 100 тысяч — через год выйдут на площадь, откликнувшись на какой-то другой призыв.

Но Нургалиев абсолютно прав в том, что художественная культура влияет — и это не тавтология — на культуру, которая является основой человеческой деятельности. Просто выразил он свою мысль коряво, по-солдатски.

Беда в том, что состояние российской культуры не соответствует вызовам времени, связанным с глобализмом, с разделением труда, с проявлением сложных моделей жизни, сложных людей. Общество должно осознать — культура определяет все, от качества кастрюль до объема ВВП, потому что воздействует на человека через человека. И экстремизму противостоять возможно только через культуру.

Речь идет о средствах производства человеческих убеждений — СМИ, Интернете. О мощнейшей индустрии по созданию картины мира у миллионов людей. Простой пример: у нас абсолютный чемпион года по телерейтингу, опередивший главный телесюжет — новогоднее поздравление президента, — это передача о прорицательнице Ванге!

Чтобы проводить исследования столь сложной информсреды, нужно понимать, что такое контент-анализ. Что за тексты воспроизводят в своей среде молодые люди, чем они навеяны, кто их герои, кроме президента с премьер-министром? Только тогда можно понять, что стоит за протофашистскими, протонационалистическими, нетолерантными взглядами молодых людей.

Тем временем телевидение призывает молодежь раз-вле-кать-ся и ни о чем не думать — жевать. Мол, есть кому за тебя подумать. Но люди не могут отключить свое думанье, рано или поздно они идут выражать свое мнение сообразно своему пониманию справедливости. И вот уже готова триада: жевать — развлекаться — отнимать.

Необходимо вернуть нацию в современное сознание. Большинство людей не живут в 2011 году. Они живут кто где и кто когда. У миллионов нет картин мира, адекватных вызовам времени. Вместо них какие-то замороженные руины. Кто любит советскую власть, кто любит нацизм, кто Россию, которую мы потеряли. А телевидение зарабатывает на продаже эмоций по поводу разночтений. Есть передача «Пусть говорят», но нет «Пусть договариваются». Нет консенсуса, консолидации, единения ни по одному вопросу, что требует многолетней работы.

По таким важнейшим критериям, как недоверие всех ко всем, как терпимость к насилию, терпимость к коррупции, подростковая смертность, моральное состояние общества сопоставимо только с временем гражданской войны. Почему мы одни из первых в мире по суициду среди подростков 10—17 лет? Именно поэтому. Молодые люди в период вторичной социализации, которая начинается в 7—8 лет, не имеют подпитки позитивными моделями. Они не знают, как жить. Не знают, как знакомиться с девочкой, как вести себя с родителями, с гадами-учителями, с тем, что кто-то богаче тебя и приезжает в школу на «мерсе». Как к этому приспособиться? Что важно, а что нет? Молодежь обеспечивают только негативными, простыми, нежизнеспособными сценариями.

Выступая по случаю трагических событий в Казани, Путин отметил, что мы платим страшную дань за безалаберность и алчность. Собственно говоря, премьер выступил как грамотный культуролог. Сказал, положил цветы и уехал...

Журнал "Итоги" №32 (791)


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Kinodot 2018. Кино с огоньком

Блоги

Kinodot 2018. Кино с огоньком

Евгений Майзель

2 и 3 июня в кинотеатре «Родина» состоялся VI Kinodot – самый скромный и самый интеллигентный кинофестиваль в Петербурге. Для тех, кто пропустил это событие, 9 и 10 июня все фильмы конкурсной программы будут показаны вновь. Фильмы-иллюзии и фильмы-пантомимы, опыты визуальные и драматургические; две дюжины необычных сюжетов, экранизированных двумя дюжинами необычных способов: Евгений Майзель объясняет, почему нельзя упускать второй шанс, если вы пропустили первые показы.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

В Москве пройдет ретроспектива Сергея Параджанова

27.01.2014

С 28 января по 2 февраля в рамках юбилейной ретроспективы Сергея Параджанова Музей кино покажет его полнометражные фильмы «Андриеш», «Тени забытых предков», «Цвет граната», «Легенда о Сурамской крепости» и «Ашик-Кериб», а также короткометражный фильм «Арабески на тему Пиросмани» и два документальных фильма о Параджанове - картину «Бобо» Нарине Мкртчян и Арсена Азатяна и картину Александра Кайдановского «Маэстро: Сергей Параджанов».