Даниил Дондурей: «Милиция и спецслужбы - детский сад по сравнению с телевидением»

Кинообозреватель «КП» Стас Тыркин беседует с ведущим российским социологом, главным редактором журнала «Искусство кино», членом Совета по культуре при Президенте России

ИНЦЕСТ И МОДЕРНИЗАЦИЯ

В вашем докладе на Пермском экономическом форуме, опубликованном под названием «Человека забыли!» и уже названном «манифестом Дондурея», вы говорите, что культура это не только гении, библиотеки и памятники старины, но и все содержание нашей жизни, включая и ужасную хотя и вполне традиционную для России ситуацию на московских дорогах. Это ведь тоже часть нашей культуры или ее отсутствия.

— Конечно. Качество дорог — важнейшая часть любой культуры. В моем тексте есть одна фраза: «Как мы думаем, так и живем». Основные преграды на пути «модернизации» России — это вовсе не чиновники, как представляется многим, не бедность или коррупция. Основная засада — это гигантские мировоззренческие барьеры, которые выстроены в головах десятков миллионов соотечественников. Преодолеть их крайне сложно. Особенно если даже и не пытаться это делать.

Есть такое понятие «паттерны» — образцы поведения. У нас они слишком часто смещены. Как, впрочем, и моральные критерии. Итальянский телеканал RAI-3 как-то взял шесть секунд из передачи канала «Россия» «Специальный корреспондент», в которой было показано, как учитель бьет по заднице обнаженных мальчиков. Я читал о том, что там уволили за это почти всех! За цитирование обычного российского телесюжета про детскую порнографию. У нас даже никто не почесался. А в день, когда правительство выделило почти полтора триллиона рублей на инновации, в программе «Пусть говорят» долго обсуждали историю о том, как отец прижил нескольких детей с собственной дочерью.

Вы считаете, об этом вообще не нужно говорить?

— Есть вещи — беспредельные моральные проступки, — которые в эфире обсуждать нельзя. Культура — это ведь система разрешений и запретов. Человечество решило проблему инцеста много тысяч лет назад: запретило как чудовищное преступление, ведущее к вырождению.[...]

То, что творится сегодня на нашем ТВ, Даниил Дондурей по-научному называет «понижающей селекцией».
То, что творится сегодня на нашем ТВ, Даниил Дондурей по-научному называет «понижающей селекцией».

В реальности и в Интернете я регулярно встречаю молодых людей, которые говорят: мы осознанно отказались от телевизора. Кто-то смотрит интересующие их передачи в Интернете. Конечно, умные теленачальники мечтают прибрать к рукам и эту «качественную» аудиторию. Так появляется телесериал Гай Германики «Школа», который я считаю едва ли не главным событием этого кино- и телесезона. Я не видел ни одной серии «Доктора Хауса» и «Остаться в живых», но, уезжая из страны, ставил свой видеомагнитофон на запись, чтобы не пропустить «Школу».

— Во-первых, ваш круг общения достаточно элитарен. А как социолог я вам скажу, что телевизор не смотрят всего от 3 до 8% населения. Вернее, это те, кто включает его меньше пяти раз в неделю. А 92% смотрят больше![...]

(Фото Михаила ФРОЛОВА и с сайта tv.net.ua и dom2.ru — 17.11.2010)

Читайте статью на сайте Kp.ru.

Необыкновенные приключения Антона Пиписькина. «Винер», режиссеры Джон Кригман, Элис Стайнберг

Блоги

Необыкновенные приключения Антона Пиписькина. «Винер», режиссеры Джон Кригман, Элис Стайнберг

Борис Локшин

В ограниченный американский прокат вышла документальная картина «Винер» (Weiner), в январе взявшая приз за лучший документальный фильм на фестивале «Санденсе». О ней и о феномене популярности политика, пользующегося скорее сомнительной славой и курьезной репутацией, – Борис Локшин.

Сердце не на месте. «Аритмия», режиссер Борис Хлебников

№5/6, май-июнь

Сердце не на месте. «Аритмия», режиссер Борис Хлебников

Алексей Медведев

После того как событие случается, все его причины выглядят очевидными. Кажется, что оно не могло не произойти. Так было и с победой «Аритмии» на «Кинотавре». «Ведь Боря Хлебников такой хороший и добрый...», «Ведь Яценко и Горбачева такие классные...», «Ведь на душе так грустно, но и радостно тоже...», «Ведь так приятно напевать после фильма «Яхта, парус...» Сочинская легкая эйфория оборачивается таким легким маскировочным туманом, который не дает оценить масштаб и смысл происшедшего.

Колонка главного редактора

Как вернуть зрителя российскому кинематографу?

24.01.2014

К. ЛАРИНА: Добрый день. В студии ведущая Ксения Ларина. Мы начинаем программу «Культурный шок». Сегодня мы вновь говорим, поскольку есть повод. Вновь возникла идея введения квотирования российского кино. Эту идею высказал в очередной раз министр культуры Владимир Мединский: «Квотирование российского кино вводить надо, без этого российскому кино не поможешь.