Открылись юбилейные XX «Белые столбы»

29 февраля в Киноцентре при Госфильмофонде состоялось торжественное открытие XX фестиваля архивного кино "Белые столбы". Публикуем пресс-релиз и полную программу юбилейного форума.

belye stolby 2016 logo"Одна из главных тем юбилейного фестиваля — «Кино про кино». Будут здесь и признанные шедевры — «Кинооператор» (1928) Эдварда Седжвика с Бастером Китоном в главной роли, «Молчание — золото» (1947) Рене Клера. Будут и более редкие — такие как «Ад раскрылся» (1941) Х.С. Поттера, фильм сюрреальный и постмодернистский, созданный задолго до эпохи постмодерна. Будут и вещи уникальные, российскому зрителю неизвестные, такие как «Взорванные дни» (1930) Александра Соловьева — остроумная пародия на немое кино, созданная ведущими мастерами немого кино. Американский подход к пародии — «Господи Боже мой, или Как не надо снимать кино» (1916) — здесь великая драматическая актриса Клара Кимбел-Янг с удовольствием издевается над прославившими ее мелодрамами.

Документальная часть этой рубрики посвящена советскому кино 1920–1940-х гг. В центре ее фигура Сергея Эйзенштейна. Мы покажем все его звуковые съемки, сохранившиеся в России. Особняком стоит материал «Памяти С.М. Эйзенштейна» — похороны великого режиссера, съемки его знаменитой квартиры. Часть съемок проводилась в цвете — на фестивале состоится мировая премьера этого уникального материала, который представит главный специалист по творчеству Эйзенштейна Наум Клейман.

Михаил Геловани — фигура в истории кино одиозная. На протяжении пятнадцати лет он исполнял исключительно роль Сталина, сыграв ее в двадцати фильмах. Мало кто знает, что до этого Геловани был замечательным характерным актером и режиссером, причем в первую очередь комедиографом. Рубрика «Геловани до Сталина» не просто «реабилитирует» главного Сталина советского кино, но открывает нам блистательного кинематографиста. Геловани-актера можно будет увидеть в комедии «До скорого свидания» (1934) Георгия Макарова — одном из последних шедевров грузинского немого кино. Из его режиссерских работ будут показаны мелодрама «Злой дух» (1927) (будущий «вождь» сыграл здесь деревенского юродивого), комедия «Молодость побеждает» (1928) и, конечно, «Настоящий кавказец» (1931) — одна из самых смешных советских немых комедий, восстановленная специально для фестиваля.

В этом году фестиваль представит обширную программу студенческих работ – от 1920-х до 1980-х годов. Многие из них будут показаны впервые за пятьдесят, а то и семьдесят лет, это архивные находки, такие как почти пародийная шпионская драма 1939 года «Коля Петров», или же недавние приобретения Госфильмофонда: учебная картина Динары Асановой «На полустанке» (1965), «Преодоление» (1967) — единственная режиссерская работа выдающегося сценариста Юрия Клепикова. «Тихий Дон» (1952) — отрывки из романа, поставленные учениками Сергея Герасимова за пять лет до собственной его экранизации (в картине впервые снялись Николай Рыбников и Клара Румянова). Будут показаны первые фильмы Николая Губенко, Элема Климова, Михаила Кобахидзе, Никиты Михалкова, Бориса Фрумина и др. Все они демонстрируются с 35-мм пленки, причем в некоторых случаях это — единственные в мире копии.

Франческа Гааль долгие годы была главной западной кинозвездой на советском экране. В отсутствие фильмов с Гарбо и Дитрих три фильма с венгерской актрисой десятилетиями не сходили с экрана. Мы не будем показывать знаменитого «Петера». Мы представим неизвестные фильмы Гааль — или же неизвестные их версии. Ни разу в России не демонстрировалась комедия «Чиби-сорванец» (1934), в котором взрослой женщине приходится изображать подростка, чтобы не выдать истинного возраста своей молодящейся мамаши. Не выходил в советский прокат и «Весенний парад» (1934) — оперетта о довоенной еще «австровенгерской» Вене. А легендарную «Маленькую маму» мы впервые покажем в полной оригинальной версии.

В 2015 году не стало Виктора Соколова (1928–2015) — одного из самых недооцененных режиссеров нашего кино, классика советской «новой волны». Памяти режиссера посвящена ретроспектива его фильмов. На фестивале можно будет увидеть «экзистенциальную комедию» «День солнца и дождя» (1967 – в дополнение к фильму будет впервые показан вырезанный эпизод), драму «Я — актриса» (1981), поразившую в свое время живописным решением. Будет показан и главный шедевр Соколова «Друзья и годы» (1965), который Алексей Герман назвал «одной из лучших картин на земле».

В ежегодной рубрике «Архивные находки» в этом году множество американских короткометражек. В Госфильмофонде были обнаружены считавшиеся утраченными фильмы с легендарными комиками немого кино Гарольдом Ллойдом, Гарри Лэнгдоном, Монти Бенксом, Бэби Пегги и Оливером Харди. Из отечественного кино будут представлены вновь обнаруженные фрагменты фильма Николая Тихонова «Айна» (1931) по либретто Андрея Платонова — единственная прижизненная экранизация писателя. Есть находки и на хроникальном фронте — например, единственная киносъемка великого филолога и писателя Юрия Тынянова.

К этой рубрике примыкает и небольшая ретроспектива братьев Оскара и Ханса Фишингеров. Пионеры абстрактного кино создали в 1930-х годах цикл короткометражных этюдов — беспредметные композиции под музыку. В Госфильмофонде обнаружилось несколько их картин на нитропленке — оригинальные копии 1930-х годов, снятые по уникальному цветному методу «Гаспарколор». Среди них — фрагмент фильма «Квадраты» (1934), запрещенного в нацистской Германии как «дегенеративное искусство» и считающегося утраченным.

Как всегда, на «Белых Столбах» представят новые реставрации. Среди них — уголовная мелодрама «В дрейфе» (1923) Тода Браунинга, будущего создателя «Дракулы» и «Уродцев». В трех архивах мира сохранились отдельные части фильма — теперь они воссоединены. «Нельзя ли без меня?» (1932) — картина об общественных столовых, странное сочетание агитфильма и эксцентрической комедии, работа Виктора Шестакова, ведущего театрального художника 1920-х годов, сподвижника Мейерхольда.

Продолжается кропотливая работа по реставрации советской цветной мультипликации 1930–1940-х гг.: на этот раз мы покажем первый ленинградский «полноцветный» мультфильм «Первая охота» (1937) по сценарию Виталия Бианки, «Золотой гребешок» (1947) — авангардную мультипликацию грузинских кинематографистов. Особо стоит отметить мировую премьеру полной, окончательной редакции «Сказки о глупом мышонке» (1940) — мультипликационной опере, созданной двумя великими художниками: Михаилом Цехановским и Дмитрием Шостаковичем.

В 2016 году «Белые Столбы» — единственный в России фестиваль архивного кино — отмечает свое 20-летие. Фестиваль организован Госфильмофондом России, одним из крупнейших киноархивов мира. Помимо материалов из нашей собственной коллекции, мы представим фильмы из собрания Музея Современного Искусства (Нью-Йорк), Австрийского киноархива (Вена), Джордж Истмен Хаус (Рочестер, США), РГАКФД, ВГИКа".

ПРОГРАММА XX ФЕСТИВАЛЯ "БЕЛЫЕ СТОЛБЫ"

29 февраля – 5 марта 2016 года


15:00
ФРАНЧЕСКА ГААЛЬ: НЕИЗВЕСТНОЕ
«Маленькая мама», Австрия-Венгрия, 92 мин., ч/б, 1935 г., Герман Костерлиц

18:00
ОФИЦИАЛЬНОЕ ОТКРЫТИЕ КИНОФЕСТИВАЛЯ «БЕЛЫЕ СТОЛБЫ-2016»
«В мире кинолент», СССР, 20 мин., ч/б, 1960 г.
«Эльдар Рязанов и “Большой вальс” Жюльена Дювивье», Россия, 12 мин., цв., 2003 г., Наталия Яковлева
«Квадраты», Германия, 1 мин., цв., 1934 г., Оскар Фишингер
«Мелука идет вперед!», Германия‒Дания, 2 мин., цв., 1934‒1935(?) гг., Оскар Фишингер


1 марта, вторник
10:00
ГЕЛОВАНИ ДО СТАЛИНА
«Злой дух», СССР, 83 мин., ч/б, немой, 1927 г., Патвакан Бархударян, Михаил Геловани
IN MEMORIAM: ВИКТОР СОКОЛОВ
«Я – актриса», СССР, 97 мин., цв., 1981 г., Виктор Соколов

14:30
ФРАНЧЕСКА ГААЛЬ: НЕИЗВЕСТНОЕ
«Чиби-проказница», Австрия, 68 мин., ч/б, 1934 г., Макс Нойфельд, Рихард Айхберг
КИНО О КИНО
«Кулисы экрана», Россия, 13 мин., ч/б, немой, 1917 г., Георгий Азагаров
«Кинокарьера звонаря», СССР, 30 мин., ч/б, немой, 1927 г., Николай Верховский
КИНО О КИНО
«Кинооператор», США, 69 мин., ч/б, 1928 г., Эдвард Сэджвик
СТУДЕНЧЕСКИЕ РАБОТЫ
«Хлеборобы», СССР, 12 мин., ч/б, немой, 1930 г., Иван Протопопов
«Коля Петров», СССР, 16 мин., ч/б, 1939(?) г., Израиль Градов
«Домби и сын: Фрагмент по роману Диккенса», СССР, 12 мин., ч/б, 1946 г., Марианна Таврог
«История одной дружбы», СССР, 21 мин, ч/б, 1950 г., Юрий Вышинский

20:00
РЕСТАВРАЦИИ
«В дрейфе», США, 83 мин., вираж, немой, 1923 г., Тод Браунинг
КИНО О КИНО
«Молчание – золото», Франция, 97 мин., ч/б, 1947 г., Рене Клер

НОВЫЙ ЗАЛ
10:30
РЕСТАВРАЦИИ
«Великое творение революции», РСФСР, 30 мин., ч/б, немой, 1918 г., Николай Подвойский
«Самоуверенный Карандаш», СССР, 23 мин., цв., стерео, 1955 г., Владимир Сухобоков
ПРАВДА О ВОЙНЕ
«Сущинский», Россия, 41 мин., цв., 2015 г., Анна Дороб


2 марта, среда
10:00
ГЕЛОВАНИ ДО СТАЛИНА
«Молодость побеждает», СССР, 89 мин., ч/б, немой, 1928 г., Михаил Геловани
АРХИВНЫЕ НАХОДКИ
Комические
«Школьные дни Бэйба», США, 4 мин., ч/б, немой, 1915 г., Уилл Луис
«В шесть часов утра», США, 20 мин., ч/б, немой, 1923 г., Бен Ф. Вильсон
«Всегда опаздывающий», США, 15 мин., ч/б, немой, 1923 г., Херман К. Реймейкер
«Маленькая проказница», США, 16 мин., ч/б, немой, 1922 г., Арвид Дж. Джиллстрем
«Люк в парке развлечений», США, 6 мин., ч/б, немой, 1916 г., Хэл Роуч
«Хлопоты-заботы», США, 4 мин, ч/б, немой, озвучен музыкой, 1915 г., Хэл Роуч
«Его новая мама», США, 18 мин., ч/б, немой, 1924 г., Рой Дель Рут
«Смотри за ребенком», США, 14 мин., ч/б, немой, 1924 г., Альберт Херман

14:30
СТУДЕНЧЕСКИЕ РАБОТЫ
«Тихий Дон: Фрагменты из романа», СССР, 26 мин., ч/б, 1952 г., Анатолий Бобровский, Юрий Кавтарадзе, Владимир Карасев, Василий Ордынский
«Осторожно! Пошлость!», СССР, 11 мин., цв., 1959 г., Элем Климов
«Карусель», СССР, 13 мин., ч/б, 1962 г., Михаил Кобахидзе
«На полустанке», СССР, 12 мин, ч/б, 1965 г., Динара Асанова
РЕСТАВРАЦИИ
«Шелковая паутина», Россия, 24 мин., вираж, немой, 1916 г., Юрий Юрьевский
КИНО О КИНО
«Боже милостивый (Какими не должны быть фильмы)», США, 29 мин., ч/б, немой, 1914 г., Джеймс Янг
«Сорвиголова», США, 18 мин., ч/б, немой, 1923 г., Дэл Лорд
«Застенчивый Джим», США, 22 мин, ч/б, немой, 1925 г., Эдвард Ф. Клайн
«Команда Микки по игре в поло», США, 9 мин., цв., мульт., 1936 г., Дэвид Хенд
«Кино», СССР, 20 мин., ч/б, 1970 г., Владимир Эрвайс
ГЕЛОВАНИ ДО СТАЛИНА
«Настоящий кавказец», СССР, 62 мин., ч/б, 1934 г., Михаил Геловани

20:00
IN MEMORIAM: ВИКТОР СОКОЛОВ
«День солнца и дождя», СССР, 73 мин., ч/б, 1968 г., Виктор Соколов + вырезанный фрагмент, 4 мин.
ФРАНЧЕСКА ГААЛЬ: НЕИЗВЕСТНОЕ
«Весенний парад», Венгрия‒Австрия‒Германия, 101 мин., ч/б, 1934 г., Геза фон Больвари

НОВЫЙ ЗАЛ
10:30
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Госфильмофонд во времена «оттепели»: рассказ в фотографиях. Программа Юрия Грейдинга
«Коктебельские камешки», Россия, 90 мин., цв., 2015 г., Андрей Осипов


3 марта, четверг
10:00
ГЕЛОВАНИ ДО СТАЛИНА
«До скорого свидания», СССР, 87 мин., ч/б, немой, 1934 г., Георгий Макаров
РЕСТАВРАЦИИ
«Первая охота», СССР, 8 мин., цв., мульт., 1937 г., Павел Шмидт
«Золотой гребешок», СССР, 15 мин., цв., мульт., 1947 г., Владимир Муджири
«Нельзя ли без меня?», СССР, 52 мин., ч/б, немой, 1932 г., Виктор Шестаков

14:30
АРХИВНЫЕ НАХОДКИ
«Айна», СССР, 26 мин., ч/б, немой, 1931 г., Николай Тихонов
«Сокровищница культуры», СССР, 11 мин., ч/б, 1940 г., Мария Клигман
«Призрак гробницы», США, 18 мин., ч/б, немой, 1915 г., Чарльз Калверт
КИНО О КИНО
СМЭ (Сергей Михайлович Эйзенштейн)
«Наше кино (материал кинолетописи)», СССР, 8 мин., ч/б, 1940 г.
«На съемке фильма “Мечта”», СССР, 4 мин., ч/б, 1941 г.
«Братья евреи всего мира», СССР, 3 мин., ч/б, 1941 г.
«Вечер англо-американского кино», СССР, 10 мин., ч/б, 1943 г.
«Памяти С.М. Эйзенштейна (материал кинолетописи)», СССР, 35 мин., ч/б, 1948 г.

16:30 - 19:30 КРУГЛЫЙ СТОЛ
«ПЛЕНКА В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ»

20:00
КИНО О КИНО
«Ад раскрылся», США, 81 мин., ч/б, 1941 г., Х.К. Поттер
IN MEMORIAM: ВИКТОР СОКОЛОВ
«Друзья и годы», СССР, 135 мин., ч/б, 1965 г., Виктор Соколов


4 марта, пятница
10:00
КИНО О КИНО
«Взорванные дни», СССР, 76 мин., ч/б, немой, 1930 г., Александр Соловьев
«Сюрпризы звукового кино», Франция, 25 мин., ч/б, 1934 г., Джулио Дель Торре
«За экраном», США, 21 мин., ч/б, озвучен музыкой,, 1916 г., Чарльз Чаплин
«ДЕГЕНЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО» БРАТЬЕВ ФИШИНГЕР
«Этюд № 3», Германия, 3 мин., ч/б, 1930 г., Оскар Фишингер
«Этюд № 12 (“Танец света”)», Германия, 5 мин., ч/б, 1932 г., Ханс Фишингер
«Круги», Германия, 2 мин., цв., 1934 г., Оскар Фишингер
«Квадраты», Германия, 1 мин., цв., 1934 г., Оскар Фишингер
«Розовая стража на параде», Германия-Великобритания, 3 мин., цв., 1934 г., Оскар Фишингер
«Мелука идет вперед!», Германия-Дания, 2 мин., цв., 1934‒35(?) гг., Оскар Фишингер
«Оптическая поэма», США, 7 мин., цв., 1937 г., Оскар Фишингер
«Танец красок», Германия, 6 мин., цв., 1939 г., Ханс Фишингер
«Звуковой Союзкиножурнал» № 28 (1933) (сюжет «Звуки из бумаги»), СССР, 3 мин., 1933 г.

14:30
КИНО О КИНО
«Обзор Госкино в марте 1924 г.», СССР, 13 мин., ч/б, немой, 1924 г., Дзига Вертов(?)
«Советской кинематографии 15 лет: 1919-1934», выпуски 1 и 2, СССР, 23 мин., ч/б, 1934 г., Илья Копалин
«Наш метод», СССР, 10 мин., ч/б, 1977 г., Игорь Резников
СТУДЕНЧЕСКИЕ РАБОТЫ
«Преодоление», СССР, 18 мин., ч/б, 1967 г., Юрий Клепиков
«Вещи», СССР, 10 мин., ч/б, 1967 г., Никита Михалков
«Настасья и Фомка», СССР, 23 мин., ч/б, 1968 г., Николай Губенко
«Трое», СССР, 10 мин., ч/б, 1969 г., Борис Фрумин
«Куст сирени», СССР, 29 мин., цв., 1980 г., Евгений Ставров

18:00
ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАКРЫТИЕ КИНОФЕСТИВАЛЯ. ВРУЧЕНИЕ ПРЕМИЙ
«Счастливый Кукушкин», СССР, 29 мин., ч/б, 1970 г., Александр Павловский
«Сказка о глупом мышонке», СССР, 15 мин., цв., мульт., 1940 г., Михаил Цехановский + фрагменты и пробы, 4 мин.


Кроме того, вся кинопрограмма фестиваля "Белые столбы" будет показана в московском кинотеатре "Иллюзион" в рамках традиционного фестиваля "Эхо «Белых столбов»", который пройдет с 7 по 13 марта 2016 года.

Официальный сайт фестиваля архивного кино "Белые столбы": http://www.beliestolbi-festival.com/

Пленник Калипсо. «Одиссея», режиссер Жером Салль

Блоги

Пленник Калипсо. «Одиссея», режиссер Жером Салль

Нина Цыркун

Байопик знаменитого океанографа и первый игровой фильм, снимавшийся в окрестностях Южного полюса, вышел на экраны ровно через 60 лет после того, как документальная лента Жак-Ива Кусто «В мире безмолвия» завоевала «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. Чем располагает к себе этот фильм? На этот вопрос отвечает Нина Цыркун.

Ничего своего. «Освобождение. Инструкция по применению», режиссер Александр Кузнецов

№1, январь

Ничего своего. «Освобождение. Инструкция по применению», режиссер Александр Кузнецов

Кристина Матвиенко

Фильм красноярского фотохудожника Александра Кузнецова начинается с крупных планов обитателей (хотелось написать «заключенных», но!) психоневрологического диспансера, расположенного на станции Тинская Красноярского края. Они отвечают на вопросы про мечту. Кто-то неопределенно бубнит про будущее, кто-то высказывает конкретное, давно вынашиваемое желание – восстановить право на дееспособность, чтобы работать, жениться и завести детей. Девушка, на которой камера задерживается особенно долго, признается, что ни одна мечта в ее жизни не сбывалась.

Колонка главного редактора

Персонально ваш

11.10.2015

― В Москве – 15 часов и 8 минут, и меня зовут Ольга Журавлёва, а персонально наш сегодня главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей.