Открытое письмо членов Киносоюза о ситуации вокруг «Матильды»

Новый фильм Алексея Учителя «Матильда», еще не законченный и находящийся в производстве, попал под массированную критику и угрозы со стороны Русской православной церкви, чиновников и так называемых "православных активистов". Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) назвал картину, рассказывающую романтическую историю из жизни Николая II, «клеветой», депутат Наталья Поклонская обратилась в Генпрокуратуру с требованием провести проверку фильма, представители христианских организаций угрожают поджогами и нападениями на кинотеатры, где будет показан будущий фильм. ИК публикует открытое письмо, подписанное членами Киносоюза.

 

matilda 1Кадр из фильма «Матильда»

Фильм Алексея Учителя «Матильда» запланирован к выходу в прокат только в октябре 2017 года, и его еще никто не видел. Но уже не первый месяц против картины ведется кампания, которую лишь недальновидные люди могут счесть своеобразной рекламой. Депутат Госдумы Наталья Поклонская вот уже во второй раз намерена инициировать прокурорскую проверку по подозрению в оскорблении чувств верующих. Они озабочены тем, что канонизированный РПЦ император Николай II может быть показан не совсем в облике «святого»: ведь в основе киносюжета — его роман (впрочем, завершившийся еще до коронации и женитьбы) с балериной Матильдой Кшесинской. Этого мало. Стало известно о рассылке в кинотеатры страны писем от имени некой организации «Православное государство — святая Русь» с угрозами тем прокатчикам, кто рискнет показать «Матильду». В этих письмах содержатся призывы к поджогам кинотеатров и насильственным действиям.

Ситуация вокруг «Матильды» вписывается в ряд других конфликтов последнего времени на ниве культуры: это запрет оперы «Тангейзер», погром выставки Вадима Сидура, недовольство выставочной политикой Эрмитажа. Во всех этих историях видимой силой выступают так называемые «православные активисты», но официальная Церковь не дает оценки происходящего. В лучшем случае выжидательную позицию занимает и министерство культуры.

Мы, кинематографисты, особенно старшего поколения, хорошо знаем, что такое цензура, в течение нескольких десятилетий советского времени калечившая судьбы художников и препятствовавшая развитию искусства. Мы не хотим, чтобы наша культура попала под пресс новой цензуры, какие бы влиятельные силы ее ни инициировали. Мы хотим жить в светской демократической стране, где не только согласно Конституции, но и на деле цензура запрещена.

Письмо инициировано Киносоюзом, но к его подписанию приглашаются кинематографисты вне зависимости от членства, так как это общая для всех угроза.

 

Андрей Прошкин, председатель КиноСоюза
Александр Гельман
Андрей Смирнов
Павел Лунгин
Виталий Манский
Андрей Плахов
Борис Хлебников
Алексей Федорченко
Марина Разбежкина
Андрей Шемякин
Александр Котт
Александр Расторгуев
Павел Костомаров
Юрий Богомолов
Александр Зельдович
Даниил Дондурей
Зара Абдуллаева
Михаил Липскеров
Елена Стишова
Александр Голутва
Нина Зархи
Алексей Попогребский

и другие.

Всего на момент этот публикации под письмом оставили подписи более сорока членов Киносоюза, и это число продолжает расти.

Kinoart Weekly. Выпуск 136

Блоги

Kinoart Weekly. Выпуск 136

Вячеслав Черный

Вячеслав Черный о десяти событиях и публикациях: Клуни спродюсирует док о Сирии; топ-2016 от Little White Lies; Джеймс Франко снимется у Ридли Скотта; разговоры с Родригешем, Томом Фордом и Кеном Джейкобсом; 50 лет "Фотоувеличению" и 70 лет "Глубокому сну"; преодолевшие критику Форд и Рефн, а также образ карьеристки в современном кино; трейлер Вильнева.

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».

Кому в России нужно общественное телевидение

Колонка главного редактора

Кому в России нужно общественное телевидение

04.08.2011

Анна Качкаева. Самое время, в межсезонье, поговорить о вечных ценностях и вечной теме – кому нужно общественное телевидение? За чей счет может быть реализована эта идея? И вообще разговор об общественном телевидении – это мода накануне очередных выборов или все-таки необходимость? Об этом мы сегодня и поговорим с моим гостем, который концептуально подходит к вопросу. Социолог культуры, главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей сегодня со мной в студии.