Сегодня начинается 77-й Каннский кинофестиваль: кажется, его программа не была такой многообещающей, именитой и взрывоопасной с 2019 года. Егор Москвитин составил гид по фестивальной программе, в котором рассказывает о 33 самых громких премьерах.
Самый русский фильм фестиваля — комедия американца Шона Бейкера с российскими актерами Дарьей Екамасовой (уже игравшей в США в «Гив Ми Либерти»), Юрой Борисовым (уже бывшем в Каннах с «Петровыми в гриппе» и «Купе номер шесть») и Марком Эдельштейном (у которого все впереди). Секс-работница из Бруклина выходит замуж за сына русского олигарха — и родители жениха спешат в США из России, чтобы аннулировать брак. Предыдущий фильм Бейкера — «Красная ракета» — был комедией про порноиндустрию.
Антология неутомимого (с премьеры «Бедных-несчастных» не прошло и года!) Йоргоса Лантимоса о современной Америке, которая выглядит как экспресс-попытка сделать то же самое, что и Ларс фон Триер в своей незавершенной трилогии «Страна возможностей». Герои сказочного триптиха — американцы, с которыми происходят странные, страшные и смешные вещи. В ролях — вся королевская рать: Эмма Стоун, Джесси Племонс, Хантер Шефер, Уиллем Дефо и Маргарет Куолли.
Новый фильм Кирилла Серебренникова. В роли молодого Эдуарда Лимонова — Бен Уишоу.
Мучительный долгострой Копполы, в производство которого он вложил 120 миллионов долларов личных средств. В новейшей истории независимое кино обходилось дороже только предпринимателю-фанату, проспонсировавшему трилогию «Атлант расправил плечи». Сюжет «Мегалополиса» основывается на сочинении «О заговоре Катилины» древнеримского историка Гая Саллюстия Криспа, описавшего попытку переустройства Рима — но события происходят в Нью-Йорке будущего, где за власть над умами людей борются гениальный архитектор и коррумпированный мэр. То есть фильм и правда отдаленно напоминает роман Айн Рэнд. В ролях — пол-Голливуда: Шайа ЛаБаф, Адам Драйвер, Дастин Хоффман, Лоренс Фишбёрн, Джон Войт, Натали Эммануэль, Обри Плаза и Джанкарло Эспозито.
Первый за 44 года (со времен «Американского жиголо») совместных проект Ричарда Гира и режиссера Пола Шредера, больше известного у нас в качестве сценариста и соавтора фильмов Мартина Скорсезе. Гир играет стареющего больного документалиста, который решает перед смертью дать исповедальное интервью. В роли супруги героя, которую удивляет многие из его откровений, Ума Турман. А документалиста в молодости играет Джейкоб Элроди из «Эйфории».
Соррентино вновь, как и в «Руке Бога», возвращается в родной Неаполь. Главная героиня — женщина, имя которой отсылает к сирене из древнегреческой мифологии, которая бросилась в воду оттого, что ее пение не смогло соблазнить Одиссея. Тело сирены прибило к берегам, на которых и будет построен Неаполь.
Один из двух фильмов в конкурсе – о любви длиной в 20 лет. События начинаются в китайской провинции нулевых — и развиваются вплоть до наших дней. Герои — мужчина и женщина, отношения которых становятся символом перемен в Поднебесной. Режиссер — Цзя Чжанке, чей предыдущий фильм «Пепел — самый чистый белый» тоже рифмовал судьбу проходящей через реформы страны с судьбой двух влюбленных, разлученных бедой.
До сих пор засекреченный проект Андреа Арнольд с Францем Роговски (в роли Птицы) и Барри Кеоганом (в роли Жука). Из разных и зачастую противоречащих друг другу аннотаций можно предположить, что герои — бедная семья из сельской местности где-то в графстве Кент. Что, в принципе, похоже на зону интересов Арнольд — постановщицы «Аквариума» и «Американской милашки».
Юноша из рабочей семьи и девушка из высшего общества влюбляются друг в друга — но парень на 12 лет попадает в тюрьму. А фильм Жиля Леллуша (не путать с Клодом Лелушем) охватывает целых 20 лет их романа — и аттестуется французской прессой, как ромком в духе «Одного дня».
Сатирическая фантастика и боди-хоррор от Дэвида Кроненберга, который теперь снимает кино наперегонки с сыном Брендоном: не успевают у одного выйти «Преступления будущего», как второй представляет «Бесконечный бассейн». Герой Венсана Касселя в «Саване» — вдовец, придумавший устройство для наблюдения за телом покойной жены. Трансляции из загробного мира раскалывают общество — и приводят к непредсказуемым последствиям. Изначально «Саван» должен был стать сериалом для Netflix. Кроме Касселя, в фильме играют Дайан Крюгер и Гай Пирс, а Кроненберг интригует публику, называя эту фантастическую историю «очень личной» и даже автобиографической.
Мультфильм Хазанавичуса — режиссера, который с одинаковой уверенностью снимает черно-белые мюзиклы про Голливуд («Артист»), драмы про войну в Чечне («Поиск»), зомби-комедии («Убойный монтаж», открывавший Канны-2022) и киноальманахи про то, о чем говорят французские мужчины («Право на «лево»). В этот раз герой — еврейский младенец, которого спасает во время Холокоста супружеская пара из Польши. Мультфильм в основном конкурсе Канн — огромная редкость: в последний раз такой чести удостаивался в 2008 году «Вальс с Баширом» Ари Фольмана.
Десятый фильм иранского режиссера Мохаммада Расулофа, победившего на Берлинале-2020 со страшной драмой о буднях палачей, исполняющих смертную казнь. 8 мая этого года режиссера приговорили к восьми годам тюрьмы на родине, однако, согласно последним новостям, режиссеру удалось тайно покинуть Иран. Герой его фильма — судья, который теряет свой пистолет, в то время как страну сотрясают протесты.
Неожиданный кроссовер сериала «Наследники» и воображения Али Абасси — шведского режиссера иранского происхождения, шесть лет назад покорившего Канны фэнтези «На границе миров» про современную тролльчиху. В этот раз Абасси берется троллить Дональда Трампа: Себастиан Стэн играет будущего миллиардера в начале карьеры, а Джереми Стронг из «Наследников» — наставника человека, который впоследствии станет президентом.
Криминальная комедия с музыкой и танцами. Глава мексиканского картеля находит очень необычный способ спрятаться от врагов и властей. Кроме испанской актрисы Карлы Софи Гаскон, играющей мужчину, в фильме Одиара задействованы Зои Салдана, Эдгар Рамирез и Селена Гомес.
Норвежский фильм с сюжетом, который напоминает о «Резне» Полански и сериале «Пощечина», но не перестает быть злободневным и вовлекающим: родители и преподаватели собираются в школе, чтобы справиться с последствиями драки двух шестилетних мальчиков. Которой могло и не быть.
Латвийско-бельгийско-французский мультфильм о кошке, которая вместе с другими животными спасается от людей на плоту. Сразу после Канн картина отправится на главный в мире фестиваль анимации в Анси. Графика кажется тривиальной, но сюжет подкупает, как в свое время подкупал комикс «Маус». Метафора миграционного кризиса и всемирный потоп — но глазами животных!
Надер и Нора — бросивший свою мечту художник и сельская девушка, которые знакомятся, когда Надер приезжает в деревню учить детей живописи. С фильмом связана символичная эстафета. Во-первых, трудно не вспомнить иранский «Развод Надера и Симин» — и порадоваться, что в этот раз Надер находит, а не теряет близкую душу. Во-вторых, относительно недавно на фестивале в Торонто прогремел фильм «Нага» — первый хоррор Netflix из Саудовской Аравии, да еще и профеминистский. «Нора» — фильм оттуда же. А значит, эта арабская страна вслед за Ираном притягивает к себе внимание мировых фестивалей.
Режиссерский дебют греческой актрисы Арианы Лабед — звезды сериала «Тригонометрия» и фильмов Йоргоса Лантимоса (и по совместительству его музы). Сентябрь и Июль — две сестры, отправившиеся вместе с мамой в путешествие по Ирландии. Экранизация романа «Сестры» молодой писательницы Дэйзи Джонсон, которую часто называют преемницей Мэри Шелли и хранительницей традиций готической литературы.
Сатирическая комедия от немыслимо плодовитого французского фантазера Квентина Дюпьё — это его пятая картина только за последние два года. В 2022 году он снял сразу два фантастических скетча — «Невероятно, но факт» (про обывателей, купивших дом с машиной времени) и «Курение вызывает кашель» (про супергероев в нелепых костюмах). В 2023-м у него вышли «Даааааали!» (про журналистку, которая пытается взять интервью у Дали) и «Янник» (про спектакль, во время которого разбушевался зритель). «Второй акт» обещает быть не менее безумным роудмуви. Но в этот раз в путешествие отправляются прежде недоступные Дюпьё большие звезды — Леа Сейду, Луи Гаррель и Венсан Линдон.
В России фильм выпустит компания «Русский репортаж».
Первая часть двухсерийного эпоса Кевина Костнера о том, как был завоеван Запад. Оба фильма выйдут прокат летом. В вестерне, посвященном Гражданской войне в США, собрано целое созвездие актеров — Сиенна Миллер и Сэм Уортингтон, Джованни Рибизи и Дэнни Хьюстон, Майкл Рукер и супермодель Эбби Ли — и конечно же, сам Костнер. «Горизонт» — его первая режиссерская работа за 21 год, и наверняка — opus magnum.
Компания «Парадиз» выпустит фильм в России 27 июня.
Черная комедия с Кейт Бланшетт и Алисией Викандер о лидерах «Большой семерки», которые заблудились в лесу во время политического саммита. А ведь могли бы остаться «Большой восьмеркой». Самое интересное в фильме, впрочем, это трио его создателей. Канадец Гай Мэддин известен свой страстью к внедрению в современную драматургию элементов немого и черно-белого кино, отчего его фильмы оказывают психоделическое воздействие на зрителей — особенно зрителей случайных. А братья Джонсоны — его верные ученики. Если все сложится, «Слухи» станут фестивальным хитом вроде «Сотен бобров» — черно-белой немой комедии в духе Чарли Чаплина и Леонида Гайдая, которую шутки ради сняли в 2022 году.
Высокооктановый блокбастер от 79-летнего режиссера из Австралии, о котором вряд ли можно написать что-то новое. В ролях — Аня Тейлор-Джой и Крис Хемсворт, сюжет — приквел «Безумного Макса». Остается разве что добавить, что в 1997-м году Миллер снял документальный фильм «Сорок тысяч лет сновидений» (почти «Три тысячи лет желаний, да), в котором изучил австралийское кино и мифологию континента через призму трудов Джозефа Кэмпбелла, в частности теории мономифа. С тех пор режиссеру нет равных в работе с архетипами и бродячими сюжетами — так что 148-минутный фильм точно не даст заскучать.
Комедийный фэнтези-хоррор, призванный сделать полуночные секции в Каннах такими же дикими, как на «Санденсе» и в Торонто. Во время аномальной жары в Марселе три соседки сходят с ума от скуки в квартире — и начинают подглядывать за соседями напротив. Невинная шалость, если верить аннотации фильма, закончится кровавой баней. Первые ассоциации — девчачье «Доказательство смерти» Тарантино и солнечный испанский слэшер «Свинка».
Новый триллер от автора «Вивариума» — сумасшедшего фантастического ужастика с Имоджен Путс и Джесси Айзенбергом о том, как трудно молодой паре решиться на ипотеку. В этот раз сюжет еще забойнее: шайка серферов унижает мужчину, который решил показать своему маленькому сыну пляж, на котором прошло его детство. Поскольку мужчину играет Николас Кейдж, серферы обречены.
Гонконгский блокбастер о боевых искусствах, перепломных для города 1980-х (именно тогда Британия вернула его Китаю) и, конечно же, мафии. В основе красочного боевика лежит маньхуа (китайский комикс) с красноречивым названием «Город тьмы». Другими словами, Гонконг в этой фантастике — Готэм.
Байопик Марии Шнайдер — актрисы, которую покалечила съемка в «Последнем танго в Париже».
Три француза — журналист, фотокорреспондент и сочувствующий коммунистам философ — принимают опасное и странное приглашение — приехать в Камбоджу в разгар геноцида и взять интервью у лидера движения Красных кхмеров. Фильм-побратим «Гражданской войны» Алекса Гарленда. А может быть, и «Сталкера» Андрея Тарковского, на которого Гарленд часто ссылался.
41-минутный фильм-автопортрет режиссера, который так одержим кино, что даже в своем псевдониме зашифровал желание получить «Оскар». Судя по названию, автопортрет получится кокетливым. Но, судя по «Аннетт», зеркало герою все равно льстить не станет.
Новый документальный фильм Оливера Стоуна о политических лидерах, которые бы не согласились общаться с другими американцами — кроме разве что Такера Карслона. Новый герой — бывший бразильский президент Лула да Силва, успевший побывать и народным героем, и самым влиятельным человеком 2011 года по версии журнала Time, и политическим заключенным в собственной стране, и трогательным стариком, который вместе со своей женой пытался победить рак гортани.
Режиссер Деплешен и актер Маттье Амальрик возвращаются к своему любимому герою Полю Дедалю — нелепому, но честному и беспомощному, ранимому интеллектуалу, который обожает смотреть кино и рассуждать о смысле жизни. Фильм снят в жанре докудрамы — художественные фантазии переплетаются с документальной хроникой, кадрами из французского кино и воспоминаниями авторов. Сам Деплешен говорит, что картина — его признание в любви синефилам всего мира. И попытка поддержать кинотеатры, которые режиссер видит как пустеющие храмы.
Документальный фильм Сергея Лозницы, который он сам называет второй частью диптиха об Украине. Первая картина называлась «Майдан». Между ними был снят художественный «Донбасс», также показанный в Каннах.
Документальный фильм о трансперсонах из Газы, которые пытаются начать новую жизнь в Тель-Авиве.
Фильм режиссера Даниеля Отоя с актером Даниелем Отоем в главной роли; хроника судебного процесса, в ходе которого адвокат пытается защитить мужчину, обвиняемого в убийстве жены. Фильм, который может оказаться натужной разговорной драмой — а может стать «Анатомией падения» или «Делами человеческими» этого года.
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari