Японское аниме, влияние советских анимационных фильмов на зарубежные и «веселое искусство анимации»

Краткая история корейского кино: от «Арирана» до «Паразитов»

«Штрихи огня», 2002

К выходу в повторный прокат фильма «Паразиты» режиссера Пон Джун Хо «Искусство кино» публикует гид по важным южнокорейским фильмам, который поможет разобраться в темах и мотивах этого интереснейшего кинематографа. Этот материал подготовили выпускники курса киножурналистики Школы искусств и креативных индустрий ШИКИ.

1926: «Ариран», режиссер На Унгю
«Ариран», 1926, фрагмент постера к фильму

«Ариран» считается шедевром корейского кино немой эпохи. Название фильма отсылает к знаменитой народной песне, символизирующей свободу и единство. Фильм рассказывает о Корее в эпоху японской оккупации, когда одни боролись с захватчиками, а другие были вынуждены стать коллаборационистами. Главный герой — участник корейского осводобительного движения, лишившийся рассудка из-за пыток в тюрьме. Выйдя на свободу, он возвращается в родную деревню и в результате рокового стечения обстоятельств убивает своего земляка-коллаборациониста. Политическое послание в подтексте фильма сделало его популярным среди современников, а для будущих поколений кинематографистов он стал источником вдохновения. Так же, как и многие другие картины того периода, «Ариран» был утерян во время Корейской войны, но вошел в историю корейского кино как один из первых антиколониальных корейских фильмов.

Анна Лис

1960: «Горничная» («Служанка»), режиссер Ким Ги-ён
«Горничная», 1960

Корейский кинематограф первой половины XX века существовал вопреки обстоятельствам — японские колонизаторы контролировали культуру, и кинопроцесс в том числе, фильмы на корейском языке были запрещены. Во время корейской войны были уничтожены десятки кинолент раннего периода, и только к 60-м киноиндустрия начала восстанавливаться. «Горничная» — одна из первых ласточек ренессанса корейского кинематографа, триллер о семье учителя музыки господина Кима из среднего класса. Его беременная жена воспитывает двоих детей, работает сверхурочно и не справляется с домашним хозяйством. Ким решает нанять горничную Мён Сук (Ли Ын-щим) и это становится роковой ошибкой. «Горничная» шокировала зрителя эротическим подтекстом, разлитым в каждом кадре, и стала поворотным моментом в истории корейского кино. Впервые на экране была показана эмансипированная женщина, хотя и сделано это было в негативном ключе, через призму ужаса. Прежде женские персонажи не имели столь сильного собственного голоса. «Горничная» Ким Ги-ёна продолжает вдохновлять современных корейских режиссеров, а спустя 50 лет режиссер Лим Сан-су снял ее вольный ремейк — в его интерпретации горничная уже не источник зла, а жертва социальной иерархии и патриархата. Оригинальная «Горничная» также является одним из референсов для «Жажды» Пак Чхан Ука и «Паразитов» Пон Джун Хо.

Полина Самсонова

1992: «Брачная история» («История о жизни в браке»), режиссер Ким И-сок
«Брачная история», 1992

В 1988 году были сняты ограничения на прокат зарубежных фильмов. Зрители стали отдавать предпочтение голливудскому кино, что привело к кризису в корейской киноиндустрии. Количество снимаемых фильмов резко сократилось, многие кинокомпании и вовсе прекратили свою деятельность. К 1993 году на долю корейского кино приходилось всего 15,9% рынка, что стало самым низким показателем с середины 1950-х годов. И здесь на сцене появились чеболи — крупные бизнес-конгломераты. Как производители электроники, в том числе видеомагнитофонов, они были заинтересованы в производстве фильмов для видеопроката. «Истории о жизни в браке» была создана видеоподразделением Samsung. Картина Ким И-сока стала самым кассовым южнокорейским фильмом 1992 года, а также четвертым по посещаемости корейским фильмом в период с 1990 по 1995 год. Революционным был и сюжет фильма. Пара молодоженов после медового месяца обнаруживает, что общего у них гораздо меньше, чем казалось, и учится преодолевать разногласия. Не боясь быть раскрепощенной и честной, главная героиня выходит из тени своего мужа. За этим читается резкая критика института брака и его значения в общественном сознании.

Анна Романюк

1993: «Сопендже», режиссер Лим Гвон Тхэк
«Сопендже», 1993

Фильм «Сопендже» вышел в 1993 году и установил новый рекорд по кассовым сборам внутри страны. Лирическая поэма Лим Гвон Тхэка не затерялась на фоне популярных американских картин и стала первым национальным блокбастером в истории, заняв верхнюю строчку бокс-офиса наравне с «Парком Юрского периода» Стивена Спилберга. В центре сюжета — семья исполнителей традиционной музыки, которая пытается сохранить свое искусство в современном мире. Отец Ю Бон (Ким Мён Гон) передает забытую технику своим приемным детям — девушке Сон Хва и юноше Дон-хо. Брат играет на музыкальном инструменте, а его сестра поет пхансорикорейское народное пение в редком стиле «сопендже». Фильм рассказывает о современной Корее, ее истории и культуре. Тема вызвала резонанс в обществе, и это отразилось на кассовых сборах. Для корейцев невероятно важен вопрос своей идентичности: 35 лет Корея находилась под властью Японии, колонизаторы притесняли население и стремились заменить традиционную культуру японской. После показа фильма возросла популярность детских студий, кружков, где занимаются пхансори, а саундтрек к «Сопендже» боролся за лидирующие позиции в чартах наравне с k-pop-группами. 

Наталья Наумчик

1999: «Шири», режиссер Кан Джэ-гю
«Шири», 1999

Самый дорогой фильм в истории южнокорейского кинематографа на момент своего выхода — его бюджет составил 8,5 миллионов долларов. «Шири» не только окупился, но и поставил очередной кассовый рекорд, оконачтельно закрепив коррейский коммерческий кинематограф на лидирующих позициях. «Шири» — тайный террористический отряд элитных спецслужб из Северной Кореи, названный так в честь маленькой и непокорной рыбки. Гордостью отряда считается агент по имени Хи (Кан Хо Сон) — отчаянный фанатик, чей дух невозможно сломить. Теперь перед двумя лучшими агентами южнокорейского комитета госбезопасности стоит опасная задача: поймать неуловимого Хи и обезвредить северокорейских разведчиков. «Шири» стал первым крупным фильмом, который напрямую затронул тему разделения Северной и Южной Кореи. В фильме есть запоминающийся монолог, в котором герой описывает рыбку шири, которая спокойно плавает в водах Северной и Южной Кореи, не зная, на территории какой из стран течет река. В 2000 году фильм стал первым международным хитом и одним из самых ярких явлений корейской волны. Несмотря на то, что фильм показали сначала только в двух странах, Южной Корее и Китае, в совокупности его посмотрели более 6,5 миллиона человек. Это побило рекорд, поставленный «Титаником» в том же году, — его посмотрели 4,3 миллиона зрителей.

Рида Ажигулова

2002: «Штрихи огня», режиссер Лим Гвон Тхэк
«Штрихи огня», 2002

Еще одна важная работа классика Лим Гвон Тхэка, посвященная корейской истории и культуре. Фильм получил множество наград на различных корейских кинофестивалях, а сам режиссер стал первым корейцем, который взял приз за лучшую режиссуру на 55-м Каннском фестивале. События фильма разворачиваются в конце XIX века, на фоне внутриполитического напряжения в Корее, разрываемой японскими и китайскими амбициями. Главный герой — художник Чан Сын-опа (Чхве Мин Сик), который входил в число величайших живописцев поздней эпохи Чосон. Фильм рассказывает о его жизни и творчестве, испытании славой, пристрастии к алкоголю, непростом романе с гейшей Мэн-хян и конфликтах с японскими заказчиками. Карьера режиссера Лим Гвон Тхэка пережила очень интересную трансформацию от ремесла к авторству. В зрелом возрасте он прекратил снимать фильмы массовых жанров и сконцентрировался на арт-кино. Гвон Тхэк стал исследователем национальной культуры и в итоге — живым классиком. Фильм «Штрихи огня» укрепил его в этом звании. 

Ксения Доронина

2003: «Воспоминание об убийстве», режиссер Пон Джун Хо
«Воспоминание об убийстве», 2003

Общепризнанный шедевр корейского кино, включенный в разнообразные списки всех времен и народов, среди которых двадцатка лучших фильмов по мнению Квентина Тарантино и топ-250 главного англоязычного сайта о кино IMDb. Фильм основан на реальной истории хвасонского убийцы: в 1986–1991 годах от его рук погибли десять женщин. В это время Южная Корея переживала сложные времена: финансовый кризис, страх пред началом новой войны с Северной Кореей, коррупция и бедность. На этом фоне детектив Пак Ту-ман (Сон Кан Хо) и ищет убийцу, всеми правдами и неправдами выбивая показания. На помощь ему приезжает следователь Со Тхэ Юн (Ким Сан Хён) — сторонник более рационального подхода и полная противоположность Пака. Детективы продолжают расследование вместе, но им не хватает улик, и убийства продолжаются. На момент выхода фильма в прокат хвасонский убийца так и не был пойман. Только в 2019 году с помощью более детального анализа ДНК удалось установить личность преступника. Три года ушли на создание сценария, первые шесть месяцев Пон Джун Хо посвятил собственному расследованию, изучил истории жертв и все доступные материалы дела. Режиссер решил оставить открытый финал, как будто намекающий на то, что преступник не остался безнаказанным. 

Рида Ажигулова

2004: «Олдбой», режиссер Пак Чхан Ук
«Олдбой», 2004

Вторая часть «трилогии о мести» режиссера и сценариста Пак Чхан Ука. В нее также входят фильмы «Сочувствие господину Месть» (2002) и «Сочувствие госпоже Месть» (2005). «Олдбой» попал в основную конкурсную программу Канн. Корейские фильмы побеждали на этом фестивале в других номинациях (приз секции «Особый взгляд» и «Лучший режиссер») но прежде ни разу не брали призы основного конкурса. «Олдбой» впервые получил Гран-при жюри — вторую по значимости награду кинофестиваля. Фильм начинается с того, что главный герой О Дэ Су (Чхве Мин Сик) решает отпраздновать день рождения своей трехлетней дочери. Потеряв чувство меры, он заканчивает вечер в полицейском участке. Из камеры О Дэ Су под свое поручительство вытаскивает друг, но бедолагу похищают и заключают в частную тюрьму. Одна неудачная попойка обошлась герою в 15 лет полной изоляции наедине с телевизором. Из теленовостей он узнает, что его жена убита, и он считается главным подозреваемым. Неожиданно и для О Дэн Су, и для зрителей его выпускают из заточения. Он вооружается молотком и начинает свое расследование. Многие критики и режиссеры, включая Квентина Тарантино, называли фильм абсолютным шедевром. Профильные издания отмечали, что в этом триллере удачно смешались элементы артхаусного, мейнстримного и культового кино. Через десять лет после премьеры в США вышел его ремейк с Джошем Бролином в главной роли. Однако фильм не стал успешным в прокате, а актер Чхве Мин Сик, исполнивший главную роль в оригинале, со скепсисом отозвался о подобных локализациях.

Анна Романюк

2006: «Вторжение динозавра», режиссер Пон Джун Хо
«Вторжение динозавра», 2006

Фильм, в очередной раз побивший рекорды кассовых сборов. С этого момента доля всех корейских картин в прокате увеличилась до 64%. Пон Джун Хо мастерски смешивает жанры, подавая семейную драму и социальную сатиру под видом фильма-катастрофы. Главные герои — три поколения среднестатистических корейцев, управляющих закусочной на берегу реки. Из-за безалаберности и цинизма американских военных в водоеме завелся монстр, который поневоле угрожает местным жителям и разрушает все на своем пути. Фильм вдохновлен реальной историей: в феврале 2000 года гражданский служащий военной базы США, расположенной в центре Сеула, по приказу начальства вылил формальдегид в систему канализации, что привело к загрязнению реки Хан. Корейская общественность была возмущена бездействием властей, неспособных наказать виновных американцев на собственной территории. Во «Вторжении динозавра» Пон Джун Хо сатирически изобразил южнокорейское правительство, погрязшее в бюрократии, некомпетентное и абсолютно безразличное к чаяниям народа. Чудовище является метафорой природных катастроф, виновником которых предстает человек, загрязняющий и эксплуатирующий природу. Премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале 2006 года. Картина установила очередной рекорд по кассовым сборам — его посмотрели свыше 13 миллионов человек — и это в стране с населением около 48 миллионов. 

Артемий Пятаков

2016: «Служанка», режиссер Пак Чхан Ук
«Служанка», 2016

Южнокорейский кинематограф освободился от цензуры лишь в 90-е годы, но в кино и сериалах по-прежнему немало табуированных тем. В первую очередь речь это касается телесности и секса. В этом смысле «Служанка» Пак Чхан Ука совершила революцию. Это первый корейский фильм о взаимоотношениях двух женщин в жанре эротического триллера. «Служанка» участвовала в конкурсе Каннского фестиваля и получила премию BAFTA как лучший фильм на иностранном языке. Картина является адаптацией романа Сары Уотерс «Тонкая работа», но действие перенесено из Викторианской эпохи в оккупированную японцами Корею. Согласно сюжету мошенник Граф Фудзивара предлагает девушке из бедной семьи Сук-хи (Ким Тхэ Ри) поучаствовать в некой махинации. Он рассчитывает очаровать богатую японку Хидэко (Ким Мин Хи) и сбежать с ней на ее родину, где объявит «возлюбленную» сумасшедшей и после завладеет ее богатством. Однако идеальный план начинает рушиться, когда между служанкой и хозяйкой возникает взаимное притяжение. Вокруг откровенных сцен фильма возникали неоднократные споры, что не помешало картине собрать в прокате около 38 миллионов долларов при бюджете 8,5 миллионов. В 2019 году издание The Guardian поставило Служанку на 41-е место в списке 100 лучших фильмов XXI века, а на следующий год — на первое место среди классики современного южнокорейского кинематографа.

Артемий Пятаков

2018: «Пылающий», режиссер Ли Чхан Дон
«Пылающий», 2018

Первый корейский фильм, который вошел в шорт-лист «Оскара». И хотя в итоге «Пылающего» не номинировали на престижную премию, сам прецедент был важен для южнокорейского кинематографа и проложил путь для будущего успеха «Паразитов». «Пылающий» — это экранизация рассказа Харуки Мураками «Сжечь сарай». Парень по имени Чон-су (Ю А-ин), влюблен в молодую модель Хэ-ми (Чон Джон-со), с которой вместе рос. Однажды девушка просит Чон-су присмотреть за котом, пока она будет в путешествии. Возвращается она уже вместе с богатым приятелем Беном (Стивен Ян). Троица проводит время вместе, но в отношениях чувствуется растущее напряжение. Во время одной из общих прогулок Бен рассказывает друзьям о своем странном увлечении, которое полностью меняет жизнь всех героев. Наличие нескольких завязок и смена жанровой направленности дают широкое пространство для интерпретации событий фильма. Неспешное повествование погружает зрителя в многоуровневую метафизическую структуру, где каждый последующий кадр как новый виток лабиринта ведет к разгадке. Гипнотический триллер режиссера Ли Чхан Дона стал одним из важнейших кинособытий 2018 года. Фильм был удостоен приза FIPRESCI на 71-м Каннском фестивале, взял Гран-при жюри Азиатско-Тихоокеанской кинопремии, победил в номинации лучший фильм кинопремии «Большой колокол» — южнокорейском аналоге «Оскара». 

Наталья Терещенко

2019: «Паразиты», режиссер Пон Джун Хо
«Паразиты», 2019

Первый южнокорейский победитель «Оскара» одновременно в двух главных номинациях — «Лучший фильм» и «Лучшая картина на иностранном языке». Всего «Паразиты» забрали четыре статуэтки, в том числе за режиссуру и сценарий. А также впервые в истории этот фильм получил Гран-при Каннского кинофестиваля. Остросоциальная сатира Пон Джун Хо рассказывает о семействе Ким Ки Тхэка (Сон Кан-хо), который с супругой и двумя детьми проживает в полуподвальном помещении и еле сводит концы с концами. Однажды его сыну предлагают подработку в качестве репетитора. Подделав документы об образовании и произведя хорошее впечатление на интересантов, новоиспеченный преподаватель находить возможность трудоустроить всех членов своей семьи. Соприкоснувшись с роскошной жизнью, семья Ким теряет осторожность, что ставит под угрозу их хитрую махинацию и влечет за собой невообразимые последствия. «Паразиты» собрали колоссальное количество наград, среди которых «Золотой глобус», «Сатурн», «Сезар», премии Британской и Американской киноакадемий. Фильм нашел отклик у зрителей, кинематографистов и даже политических деятелей. Выступая перед сторонниками, Дональд Трамп, на тот момент действующий президент США, выразил негодование в связи с победой картины на «Оскаре». А бывший президент США Барака Обама включил «Паразитов» в персональный список лучших фильмов 2019 года. 

Артемий Пятаков

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari