Авторы номера исследуют переходы между различными видами искусства, включая адаптацию литературы в кино и видеоигр в другие жанры. В номере обсуждаются современные российские экранизации, переосмысление традиционных форм искусства и феномен "автофикшн" в творчестве его представителей.

От Ле Корбюзье до Ренцо Пиано: ЛАФ-2025

«Е.1027. Эйлин Грей: Дом у моря», режиссеры Беатрис Мингер, Кристоф Шауб, 2024

С 4 по 12 августа в Москве пройдет Летний архитектурный фестиваль. Его программа посвящена отношениям человека с пространством, пионерам градостроительства и неожиданным объектам, меняющим окружающий ландшафт. Сергей Кулешов рассказывает о семи фильмах смотра.

«План Ле Корбюзье: Буэнос-Айрес», 2022, Аргентина, режиссер Херардо Панеро
«План Ле Корбюзье: Буэнос-Айрес», режиссер Херардо Панеро, 2022

В 1929 году Ле Корбюзье, будучи перспективным архитектором, отправляется в турне по Южной Америке. Лекции, которые он читает в Монтевидео и Рио-де-Жанейро, позже составят основу его теоретических трудов. Однако настоящее откровение настигает его в Буэнос-Айресе: столица Аргентины встречает Ле Корбюзье своим потенциалом стать главным городом континента. Требуется урбанизация, перепланировка — и архитектор-пионер загорается идеей воплотить в реальность свои модернистские концепции. Время будет идти, статус Ле Корбюзье как иконы брутализма будет крепнуть, но реконструкцию Буэнос-Айреса доверят другим. Или все-таки без его участия не обошлось? 

Лента «План Ле Корбюзье: Буэнос-Айрес» посвящена длительному роману визионера и его несостоявшегося творения. Отправляясь по следам архитектора, в пространство его дум и поэтических эскизов, режиссер Херардо Панеро миксует на экране пейзажные виды современного Буэнос-Айреса с хроникальными кадрами аргентинской столицы. Параллельно историки культуры живописуют симптомы «болезни», которую Ле Корбюзье тогда, в конце 1920-х, диагностировал городу. Европейский лоск здесь никак не мог ужиться с окраинными трущобами, а латиноамериканский характер препятствовал возникновению толковой инфраструктуры. Архитектор не мог ограничиться одним лишь планом «уплотнения» населения: в его мечтах Буэнос-Айрес становился ветвистым мегаполисом, зримой и броской альтернативой Нью-Йорку.

В течение 20 лет Ле Корбюзье будет биться за возможность осуществить этот проект. Бороться с аргентинскими властями, местной аристократией, молодежью, наступающей авторитету на пятки. Чтобы в конечном итоге зафиксировать свою связь с Буэнос-Айресом в одном единственном жилом здании — знаменитом Casa Curutchet, памятнике нереализованной утопии. Доказывающем, по словам одного из героев фильма, что «урбанизм Ле Корбюзье оказался не только революционным, но и предвосхищающим».

«Е.1027. Эйлин Грей: Дом у моря», 2024, Швейцария, режиссеры Беатрис Мингер, Кристоф Шауб
«Е.1027. Эйлин Грей: Дом у моря», режиссеры Беатрис Мингер, Кристоф Шауб, 2024

Трагедия Ле Корбюзье внезапно приобретает иное звучание благодаря еще одному фильму из программы «ЛАФ». Е.1027 — это название дома на Лазурном берегу, спроектированного по проекту легендарной Эйлин Грей. В конце 1920-х она, всеми силами пытаясь «сообщить» модернистской культуре чувственность и эмоциональность, сбегает из Парижа вместе со своим возлюбленным, критиком Жаном Бадовичи. Добравшись до французской Ривьеры, эти двое строят знаменитую виллу на крутой скале — образец здания, стирающего грань между архитектурой и декором. Задуманный как райский уголок, этот дом в форме буквы L, персонализированный в соответствии с личностями владельцев, оказался камнем преткновения для своих создателей. В фильме Мингер и Шауб Ле Корбюзье постоянно наведывается на виллу, а уже после расставания Грей и Бадовичи расписывают белоснежные стены. Эйлин, разумеется, обвиняет его в вандализме, но культурная общественность глуха к «женщине-декоратору». Когда Ле Корбюзье присвоит себе авторство проекта E.1027, зритель фестиваля невольно призадумается о его авантюре в Буэнос-Айресе как о кармическом наказании. 

Но стать настоящим событием картина Мингер и Шауб может вовсе не из-за подрывного потенциала истории, а благодаря своей форме. Перед нами — хитро устроенный докуфикшен, организованный как поток сознания героини. Разыгранные с актерами сцены сопровождаются закадровыми монологами Эйлин — об искусстве, любви, атмосфере Belle Epoque и разложении авангардного движения. Зернистое пленочное изображение перемежается дагерротипами, а история несчастной любви вдруг прерывается фрагментами из фильмов немецкого экспрессионизма, военной хроникой и эскизами Чарльза Ренни Макинтоша. Элементы мокьюментари неожиданно придают особую достоверность женской оптике, сокращая дистанцию между зрителем и историей героини. В конце концов, художественные достоинства лишь подчеркивают эффективность картины как искусства прямого действия. Как акта сопротивления устоявшемуся культурному канону и гендерным стереотипам.

«Лучший в мире», 2022, Дания, режиссер Ханс Кристиан Пост
«Лучший в мире», режиссер Ханс Кристиан Пост, 2022

Камера скользит по пространству ветхозаветного покоя. Таковым, при беглом взгляде, кажется исторический центр Копенгагена. Закадровые голоса наперебой спорят о том, можно ли присвоить городу статус «лучшего в мире». Среди аргументов за — обширная «зеленая зона», богатая инфраструктура, архитектурное разнообразие. Однако не все благополучно в Датском королевстве. 

Фильм «Лучший в мире» Ханса Кристиана Поста, вопреки названию, изобличает местную идиллию. Взятый здесь в прошлом столетии курс на джентрификацию привел к неожиданным последствиям: никто из потомственных горожан, даже жилищные активисты со стажем, теперь не может соревноваться за квартиры с богатыми иностранцами. Цены на квадратные метры растут ежегодно, районные центры в орбите Копенгагена нищают, а граффити на кирпичных стенах транслируют лживость консьюмеризма. Датские журналисты ждут «желтых жилетов», пока писатель-утопист просит город «остаться дождливым и слегка облезлым». По его словам, архитектурные излишки — элементы фаустианского договора с дьяволом, превратившим «скандинавскую депрессию» в трюизм. 

Фильм построен на контрапункте между живописными панорамами столицы и горькими интервью с девелоперами, застройщиками, культурными деятелями. Никто, кажется, не питает иллюзий: Копенгаген — лучший город в мире. Только вот для кого? Не сошло ли с эклектичной архитектуры «человеческое лицо»? А может, «Копенгагена не существует»?

«Свет без солнца», 2022, Дания, режиссеры Мари Рамсинг, Клара Крафт, Кристофер Фишляйн
«Свет без солнца», режиссеры Мари Рамсинг, Клара Крафт, Кристофер Фишляйн, 2022

Кроме всего прочего, датская столица подарила миру одного из главных архитекторов-экспериментаторов — Йорна Утзона, некогда спроектировавшего Сиднейский оперный театр. Тем не менее отнюдь не все коллеги и эксперты считают этот экспрессионистский шедевр его магнум опусом. В 1972 году Утзон возвел на Майорке Can Lis — дом-перформанс, пространство которого призвано сфокусировать внимание человека на его отношениях с природой и временем. Желтовато-розовый песчаник вписывает здание в скалистый ландшафт, а оконные рамы на внешней поверхности стен сохраняют глубину наружного света. Датчанин сам выступил заказчиком: в дом, выросший прямо над Средиземным морем, он заселился со своей семьей. 

«Свет без солнца» настолько же документальный портрет этого причудливого сооружения и его создателя, насколько визуальный акционизм. В попытке нащупать язык, эквивалентный воображению Утзона, режиссеры выносят за скобки процесс строительства. Предпочтение отдается статичным кадрам с молодыми людьми, исследующими фактуру строения и его акустическое пространство. В своих юнифах, вооруженные ультрасовременными гаджетами, они кажутся пришельцами, наткнувшимися на невиданный артефакт.

Этот медитативный фильм живо напомнит отечественным синефилам «Тиннитус» Даниила Зинченко. Там эмбиент также бесшовно становился частью звуковой партитуры; там чувствительность героев расширяла границы между неигровым и игровым началами; там автор готов был потесниться, дабы дать исследуемому явлению самому выразить себя. Наконец, в «Солнце без света» зрителя также поджидает радикальное заигрывание с видео-артом и компьютерной графикой. Надо думать, Утзон, этот «похожий на спаржу архитектор», был бы рад таким образом удостовериться в том, что его творчество — ментальное начинание. Провоцирующее на расширение пространства борьбы.

«Больше, чем музей», 2022, Норвегия, режиссер Морроско Вилла-Сан-Хуан
«Больше, чем музей», режиссер Морроско Вилла-Сан-Хуан, 2022

Не все архитектурное новаторство мигрирует из Скандинавии. Новое здание Музея Мунка в Осло — амбициозный проект, открывшийся в норвежской столице в 2021 году, чтобы перекроить представления всей мировой общественности о современном экспозиционном пространстве. Подбоченясь рядом с национальным Оперным театром на берегу фьорда, это сооружение возвышается над городом, словно завещанное великим экспрессионистом, давшим музею имя.

Фильм Морроско Вила-Сан-Хуан стал попыткой вглядеться в перевод музейных ценностей на язык архитектуры. Режиссерский метод вторит органике здания: как перфорированный алюминием фасад пользуется «спецэффектами» норвежского солнца, так и авторы картины постоянно ищут новые ракурсы этого вертикального колосса, «взламывающего» силуэт города. Помимо прямой речи архитекторов, экскурсоводов и охранников музея, в картину попали комментарии недоброжелателей. Некоторые сетуют на контраст между изяществом норвежской архитектуры (преимущественно деревянной и малоэтажной) и стерильностью здания, отвлекающего туристов от окрестных морских красот; другие — на холодность экспозиции. Между тем фильм водит зрителя по залам с работами самого Мунка, Харриета Бакера, Харальд Сольберг и т. д., но акцентирует внимание не на живописи, а на демократичной экосистеме площадки. 

Для местных это сооружение — «больше, чем музей». Здание вписано в городской пейзаж и в социальный контекст, а само его устройство и наличие гарантируют Осло заметное место на культурной карте планеты. Не зря в фильме мелькают хроникальные кадры забастовок: в 2012 году горожане, вооруженные транспарантами, стояли у фундамента будущего музея. Он откроется через девять лет, когда в проект внесут свои коррективы экоповестка, пандемия и новые технологии. Но потребность в точке притяжения, как оказалось, неизбывна.

«Алфавит Манджаротти», 2022, Италия, режиссер Давиде Маффеи
«Алфавит Манджаротти», режиссер Давиде Маффеи, 2022

Анджело Манджаротти — плоть от плоти итальянской культуры, опоздавший, как многие считают, родиться в XV веке. Там его — архитектора, скульптора, инженера и дизайнера — не пытались бы втиснуть в узкие рамки специализации, как это произошло во второй половине прошлого столетия. По следам, оставленным Манджаротти как в массовой, так и в элитарной культуре, идет фильм Давиде Маффеи, стремящегося отследить истоки универсализма художника. Помыслившего конструкцию мебели без креплений и зажимов, концепцию церкви внутри промышленного объекта, особую пластичность интерьеров и толерантность к любым материалам — от каррарского мрамора до выдувного стекла.

«Алфавит Манджаротти» тем не менее подчеркивает: свободомыслие может вести не к эклектичности, а к функционализму. Проектируя станции метро, герой (являющийся зрителю в архивных записях) думал о пассажирах; выстраивая облик будущего города, опрашивал его жителей; на светских раутах усаживал в первые ряды простых каменщиков. Такой творческой и социальной мобильностью Манджаротти отчасти объясняется структура фильма, в котором прямая речь чернорабочих соседствует с пространными монологами меценатов. Художник будто завис между стратами — или всего лишь относился одинаково ко всем заказчикам, вне зависимости от благосостояния. Один из друзей героя, характеризуя его творческий метод, отвешивает сакраментальную фразу: «Он дизайнер, который своим трудом всегда извлекал истинное значение материала». А материал, как становится ясно из картины Маффеи, пригоден постольку, поскольку отражает истинное значение человека.

«В мастерской Ренцо Пиано», 2021, Италия, режиссеры Клаудиа Адранья, Давиде Фойс, Франческа Мольтени
«В мастерской Ренцо Пиано», режиссеры Клаудиа Адранья, Давиде Фойс, Франческа Мольтени, 2021

Архитектурные бюро окружены разными мифами: их представляют то стартапами, увеличившимися до размеров мыльных пузырей, то закрытыми клубами, где горстки провокаторов снобируют арт-мир. Фильм о Renzo Piano Building Workshop призван разрушить любые домыслы на примере одной из самых известных (и элитарных) международных компаний в этой сфере. 

Причем ее основатель и центральное лицо — икона постмодернистской архитектуры Ренцо Пиано — редкий гость в кадре. Режиссеры дают ему возможность адресовать камере несколько афоризмов и, заодно, покрасоваться в строительной каске. Не абы где, правда, а у Центра Помпиду в Париже, на вершине небоскреба The Shard в Лондоне, напротив стен московского Дома культуры «ГЭС-2». Вышеперечисленное — лишь малая толика проектов, реализованных архитектурным бюро за более чем 40 лет деятельности. Избранных воспитанников Пиано камера застает не только на трех разных континентах, но и в мастерских, где в бурных обсуждениях (или, напротив, в полной тишине) «пекутся» проекты, меняющие облики районов, городов, стран. Разумеется, корпоративная культура проникает и за пределы строительных площадок, взять хотя бы футбольную.

В целом главное достоинство «В мастерской Ренцо Пиано» — обезоруживающая достоверность невозможного. Благодаря темпоритмической организации фильма, то сглаживающей рьяные обсуждения на планерках, то динамизирующей рутину на строящихся объектах, метод работы бюро кажется сколь наглядным, столь и недостижимым.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari