Авторы номера исследуют переходы между различными видами искусства, включая адаптацию литературы в кино и видеоигр в другие жанры. В номере обсуждаются современные российские экранизации, переосмысление традиционных форм искусства и феномен "автофикшн" в творчестве его представителей.

Аниме в Garage Screen. «Метрополис». «Однажды в Токио»

20.0721.07
«Метрополис» (2001)

20-21 июля в Garage Screen пройдут показы двух классических аниме-фильмов: «Метрополис» и «Однажды в Токио».

«Метрополис»

В великом городе Метрополисе почти всю работу за людей выполняют роботы, и постепенно это приводит к войне между человеком и машиной. Войне, где каждый хочет получить господство над миром. Классика японского аниме, которая основана на культовой манге Осаму Тэдзуки и одновременно является оммажем «Метрополису» Фрица Ланга.

Метрополис — город небоскребов, величайший оплот цивилизации. Большинство работ в нем выполняют роботы, хотя не всем людям это нравится. Именно здесь по приказу зловещего герцога Рэда доктор Лоутон создает Тиму — робота, как две капли воды похожего на умершую дочь герцога. Тима должна стать ключом к господству над миром, но однажды она исчезает. А пока Тиму разыскивают, в городе готовятся восстания, плетутся интриги и совершаются политические убийства.

В основу «Метрополиса» легла одноименная работа «бога манги» Осаму Тэдзуки, вышедшая еще в конце 1940-х. Однако ее сюжет был значительно переработан. Если Тэдзука признавался, что не видел «Метрополис» Фрица Ланга целиком, а потому просто воспользовался запомнившимся ему названием и придумал собственную историю, то режиссер Ринтаро и сценарист Кацухиро Отомо внимательно изучили картину Ланга. В итоге их аниме вышло более политическим (Тэдзука уделял темам классовой борьбы не так много внимания), но не менее экспрессионистским. Фильм стал абсолютной классикой современной мультипликации.

«Однажды в Токио»

Сочельник в Токио. Трое бездомных находят младенца и решают разыскать его родителей. Пронзительная трагедия и одновременно рождественская сказка о том, что такое настоящая семья. Важнейшая — и довольно нетипичная — работа Сатоси Кона, рано ушедшего классика японского аниме.

Джин — разорившийся торговец велосипедами, Хана — трансгендерная женщина, Миюки — сбежавшая из дома старшеклассница. Их связывают только два обстоятельства: во-первых, они все бездомные, во-вторых, в канун Рождества они находят на свалке младенца. Не доверяя полиции, герои решают самостоятельно отыскать его родителей, что запускает череду странных случайностей и внезапных встреч.

В большинстве своих произведений, таких как аниме «Идеальная грусть», «Паприка», «Агент Паранойи» или манге «Опус», японский режиссер и художник Сатоси Кон прежде всего исследует грань между реальностью и воображением. Вместе с Сёго Фуруя Кон в «Однажды в Токио» обращается к теме распада семьи в современном японском обществе (впрочем, и здесь без темы человеческого воображения совсем не обходится) и с невероятной виртуозностью вплетает ноты трагедии и меланхолии в ткань святочного рассказа. Оригинальное название фильма — «Токийские крестные», и это отсылка к классическому и многократно экранизированному святочному рассказу Питера Кайна «Три крестных отца».

Купить билеты на показ фильма «Однажды в Токио»

Купить билеты на показ фильма «Метрополис»

А еще можно почитать про то, почему фильмы Хаяо Миядзаки стали классикой анимации и возвеличили жанр аниме;

И о влиянии японской анимации на американский мейнстрим;

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari