Кинопиратство, (само)изоляция стран и мем как способ определения «своих» и «чужих»

II Московский международный фестиваль архивных фильмов. Москва

С 16 по 30 ноября пройдет II Московский международный фестиваль архивных фильмов на нескольких площадках одновременно: в кинотеатре «Иллюзион», кинозале Государственной Третьяковской галереи, кинотеатре «Пионер» и Музее кино.

На церемонии открытия в «Иллюзионе» будут представлены сразу две картины — отреставрированный фильм «Миражи» Петра Чардынина и лента «Танцовщица Шивы» Альбера Капеллани, которая являлась одной из наиболее разыскиваемых кинокартин мира и была обнаружена в архиве Госфильмофонда России.

Как и в прошлом году, масштабная программа фестиваля ориентирована не только на профессиональное сообщество — кинокритиков, киноведов и историков кино, — но и на самую широкую аудиторию. В нее вошли забытые и недооцененные современниками фильмы, малоизвестное научное и завораживающее зрелищное кино. Особое место в программе фестиваля занимают показы архивных находок — лент, считавшихся прежде утраченными. Атрибутирование и восстановление утерянных фильмов является одной из главных задач Госфильмофонда России — организатора фестиваля.

Помимо основной программы «Реставрации и находки», пройдут десять авторских циклов, собранных ведущими искусствоведами Госфильмофонда РФ и всемирно известными историками кино.

Цикл киноведа и историка кино Наума Клеймана «Третья из трех. Проблемное кино, проблемная эпоха» представит фильмы, которые в свое время были названы «неудачными» или «ошибочными», несмотря на то, что их сняли крупнейшие режиссеры эпохи — С. Эйзенштейн, Г. Александров («Генеральная линия»), В. Пудовкин («Простой случай»), Б. Барнет («Ледолом»), Ю. Тарич («Капитанская дочка») и другие.

В то же время авторская программа Евгения Марголита «Белые одежды. Врач на экране» раскроет многогранный образ врачебной профессии через фильмы минувшего столетия. «Бог он — или инженер?», — спорят герои полнометражного дебюта Ильи Авербаха «Степень риска».  

Программа «Грезы Запада: ориентализм в кино» демонстрирует влияние региона Восточной Африки на кинематографистов: на протяжении многих десятилетий он использовался в качестве декораций для съемок множества приключенческих фильмов. В числе фильмов — поэтическая работа «Бизерта» Кристиана Матра, (будущего оператора Ж. Ренуара, М. Офюльса, Л. Бунюэля и др.) запечатлевшая портовый город с одноименным названием в Тунисе. 

А фильмы из программы «Карта Ветров» демонстрируют мощь природной стихии и бессилие человека.

Тему путешествий уже более явно затрагивает программа «Киноэкспедиции: путешествие по континентам». Она посвящена фильмам-травелогам, где кинокамера не только фиксирует путь исследователей и землепроходцев, но и выступает полноправным действующим лицом. С ее помощью режиссеры изучают природу, культуру и обычаи разных народов — от жаркой Африки до непроходимой тайги.

Секция «Киностолица», в прошлом году представившая кинематографический образ Вены, в этом году сфокусирована на столице Армении — городе Ереване. А программа «Кино Средней Азии», приуроченная к 100-летию СССР, заострит внимание на ярком этапе развития новаторского кинематографа среднеазиатских республик в 60–80-х.

В рамках цикла «Ленинградская студия документальных фильмов» состоится шесть тематических сеансов, каждый из которых отражает важный период, обращается к ключевой персоне или исследует проблематические ориентиры одной из самых свободных киностудий СССР — «Лендок».

Полная программа, билеты и расписание доступны на сайте фестиваля.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari