Этот выпуск «Искусства кино» собрал лучшие тексты и рецензии с сайта, новые материалы, исследующие тему (не)насилия, а также вербатимы из проекта «Мне тридцать лет» и пьесы молодых авторов.

Показы программы «Классика японского кино: Якудза» в Москве

09.0411.04
  • г. Москва
«Токийский скиталец» (©1966 Nikkatsu)

С 9 по 11 апреля журнал «Искусство кино» и отдел японской культуры Japan Foundation представят в Москве программу «Классика японского кино: Якудза». Изначально показы программы должны были состояться в марте 2020 года, но в связи с пандемией коронавирусной инфекции были перенесены.

Зрители Москвы смогут увидеть на большом экране киноцентра «Октябрь» такие фильмы, как «Токийский скиталец» Сэйдзюн Судзуки, «Мой паспорт — кольт» Такаси Номуры и «Жестокий полицейский» Такеши Китано.

Якудза — один из важных культурных символов Японии, окруженный ореолом романтики и таинственности. Татуированные антигерои воспринимаются как наследники самурайского кодекса бусидо. По крайней мере, такой образ гангстерам создал японский послевоенный кинематограф.

Как и большинство жанров со специфической иконографией, фильмы о якудза прошли в XX веке через несколько ярко выраженных этапов. Классические мелодрамы культивировали образ благородного преступника. Взрывные боевики 60-х волновала эстетика американского гангстерского кино. Студийный ширпотреб упивался сексом и насилием, а амбициозные режиссеры экспериментировали с киноязыком. За несколько десятилетий жанр прошел через стилизацию, сатиру и ревизионизм. Новое поколение режиссеров во главе с Такеши Китано разобрало его на составные части, и кино о якудза продолжает жить по сию пору как набор формальных приемов и классических тем.

Программа проходит совместно с отделом японской культуры Japan Foundation в ВГБИЛ и проектом «КАРО.Арт».

«Жестокий полицейский» (©1989 Shochiku Co., Ltd.)

Фильмы программы:

«Жестокий полицейский» (1989)

Азума — циничный, бессовестный, ехидный детектив, который любит бить неприятных людей и строит из себя Грязного Гарри. Он хороший коп, но очень своевольный и агрессивный. Однажды Азума переходит дорогу банде наркоторговцев. Якудза решают преподать ему урок, но быстро понимают, что совершили ошибку. Нет, Азума не супергерой. Хуже — он отчаянный человек, которому нечего терять.

К концу 80-х годов Такеши Китано прославился на всю страну как комик-нонконформист, но ему хотелось испытать себя на большом экране. Китано удалось заполучить главную роль в криминальном фильме, но из-за проблем с графиком проект остался без постановщика. Разумеется, Бит Такеши не растерялся и сам занял режиссерское кресло. Переписав сценарий, он превратил комедию в трагедию. Сюжеты о «справедливой» мести вне закона всегда популярны и всегда похожи. Но Китано мастерски очеловечивает жанровые клише и переворачивает их с ног на голову.

Билеты можно приобрести здесь

«Мой паспорт — кольт» (©1967 Nikkatsu)

«Мой паспорт — кольт» (1967)

Сюдзи Камимура — наемный убийца, и он хорош в своем деле. Слишком хорош, чтобы оставлять его в живых. Мафиозный босс заказывает Камимуре лидера конкурирующей фирмы, и тот с легкостью выполняет задание. А вот сбежать от разъяренного клана якудза оказывается далеко не так просто. Ведь для бандитов он не свой и не чужой, а лишь разменная монета в бесконечном дележе власти.

Эталонный криминальный боевик студии «Никкацу», прославившейся в 1950–60-е годы своим сногсшибательным доморощенным жанром «мукокусэки акусён». В переводе — «безграничный экшен». Он стал безграничным во многих смыслах. С одной стороны, это поразительно интернациональный стилистический коллаж из американского гангстерского кино, новомодных спагетти-вестернов и формалистских европейских экспериментов. С другой, это сплошной поток обаятельного, жизнеутверждающего насилия, которому не видно конца и края.

Билеты можно приобрести здесь

«Токийский скиталец» (©1966 Nikkatsu)

«Токийский скиталец» (1966)

Криминальный авторитет Курата задумал выйти на пенсию. Его верный подручный Тэцу Хондо по прозвищу «Феникс» рад последовать примеру босса. Но когда он пытается покончить с прежней жизнью, она отвечает ему тем же. Деньги и власть стоят гораздо больше, чем бандитская честь. Тэцу может бежать и прятаться, но он не станет свободен, пока живы его прежние друзья и враги.

К 1966 году студия «Никкацу» уже не знала, что делать со своим неукротимым режиссером Сэйдюном Судзуки. Наконец, ему серьезно урезали бюджет, но его это только раззадорило. Очередную бандитскую поденщину он превратил в шокирующую, фееричную фантасмагорию. Это и абсурдистская комедия. И поп-арт-провокация. И сюрреалистичный диалог ярких красок. И джазовый мюзикл о якудза. И мазохистская карикатура на лицемерную архаику криминального жанра.

Билеты можно приобрести здесь

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari