Этот выпуск «Искусства кино» собрал лучшие тексты и рецензии с сайта, новые материалы, исследующие тему (не)насилия, а также вербатимы из проекта «Мне тридцать лет» и пьесы молодых авторов.

Цикл дискуссий «Им 20 лет»

Образовательный проект Science.me предлагает обсудить многогранность творчества одного из самых удивительных режиссеров советской эпохи — Марлена Хуциева. В Центре Вознесенского (Большая Ордынка, д.46, стр.3, м. «Третьяковская») пройдет цикл дискуссий, посвященный творчеству режиссера и мировому киноконтексту 1960-х.

Фильмы Марлена Хуциева были манифестом поколения Оттепели, их причисляют к классике мировой новой волны. Режиссер был новатором как техники и языка советского кинематографа, так и в понимании природы человека. Перед началом дискуссии у участников будет возможность увидеть выставку киноведов Зои Кошелевой и Вячеслава Шмырова и художника Алексея Трегубова «Им 20 лет», посвященную 55-летию выхода на экран культовой картины эпохи Оттепели «Мне двадцать лет / Застава Ильича».


Расписание 


Фильмы Хуциева и советская реальность

21 июля (воскресенье) 16:00

Хуциев был настоящим шестидесятником в мировом масштабе. Он владел умением показать, как общее выражено в частном, политическое становится личным и наоборот. Человеческие драмы не выключены из публичной сферы: герои Хуциева – советские граждане, живущие в советском городе и похожие на всех советских людей. Однако не только люди являются героями этих картин: автомобили, архитектура, мебель – наравне с людьми – проговаривают свою принадлежность эпохе. Хуциев сам признавал важность деталей в кинематографе, задающих настроение фильма – единство визуального и психологического, для которого важны каждый оттенок и звук. По замечанию многих, кино Хуциева – это социализм с человеческим лицом. Форма его фильмов обнаруживает в себе левизну, но она не насильственна, а представляет собой общий дух времени 60-х – эпоху художественных и интеллектуальных экспериментов.

Участники:

Татьяна Дашкова – кандидат филологических наук, доцент РГГУ и НИУ ВШЭ, исследователь советской культуры и кинематографа, автор книги «Телесность – Идеология – Кинематограф. Визуальный канон и советская повседневность»

Карина Караева – кандидат искусствоведения, куратор, арт-критик, киновед, преподаватель программы «Современное искусство» НИУ ВШЭ

Большие надежды в фильмах периода Оттепели

28 июля (воскресенье) 16:00

 «Оттепель» – мифологема, которая ассоциируется с политикой Хрущева и означает либерализацию режима. Ее привыкли рассматривать как некое чудо, свалившееся на головы советских людей, благодаря развенчанию культа личности Сталина. Но в сущности не произошло ничего революционного, и искусство, тем не менее, подвергалось регламентации. Хуциев также не был понят аппаратом власти: Хрущев считал, что герои этих фильмов не имеют ничего общего с реальными советскими людьми, поскольку они склонны к сомнениям, метаниям, что не соответствует облику образцового коммуниста. Хуциев рассматривает Оттепель не как реализованную мечту, а в качестве луча света, проносящегося над тьмой. Оттепель – это время, которое подарило художникам возможность надеяться, а вместе с этим и просвет свободы. Герои Хуциева в своих диалогах свидетельствуют об этой надежде – в темах разговоров, в личных дилеммах, во взглядах.

Участники:

Владимир Лященко – кинокритик, журналист, антрополог, приглашенный лектор Московской школы кино, автор журналов «Искусство кино», «Сеанс», «Афиша» и других.

Тарас Вархотов – кандидат философских наук, доцент кафедры Философии и методологии науки Философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, специалист по кинематографу.

 

Хуциев, Антониони и Годар: диалог культур

12 сентября (четверг) 19:00

Хуциева часто причисляют к режиссерам «новой волны» – за язык, технику и проблемы, которые он поднимает. Его называют грузинским Антониони, а фильм «Июльский дождь» сравнивают с «Ночью» итальянского мастера. Хуциев, преодолевая соцреалистическую статику, создает напряжение при помощи движения, его герои одновременно находятся в мире и отчуждены от него. Бегущие по городским ландшафтам люди и движущаяся камера – распространенные приемы в европейском кинематографе 60-х. Благодаря этим и другим техникам имя Хуциева нередко стоит в одном ряду с Годаром. Фильм «Мне двадцать лет» обнаруживает взаимное влияние Хуциева, Годара и Антониони. В нем встречается тройка друзей в музее, как в «Банде аутсайдеров» Годара, а также можно увидеть общий пространственный подход как в фильме «Крик» Антониони. В работах и личности Хуциева проявляется характерная для Оттепели открытость и свобода, в связи с чем во всех его фильмах стал возможен диалог культур – советской и европейской.

 

Несоветский человек Хуциева

26 сентября (четверг) 19:00 

Хуциев рос в семье убежденного коммуниста и был назван в честь Маркса и Ленина (Марлен). Он хорошо знал основы марксистской философии и политэкономии, но сам был человеком другой интеллектуальной ориентации – особенно любил поэзию и прежде всего Пушкина. Его кинематографические приемы были попыткой отразить духовные поиски, захватившие определенный круг шестидесятников – прежде всего поэтов и писателей. Философа Мераба Мамардашвили называют «внутренним иммигрантом», что также можно применить к Хуциеву. Проект Советского Союза не предполагал возможность ошибки со стороны своих граждан, это были люди идеального типа. Хуциев же показывает живых людей, словно документирует послевоенную жизнь с уже обновленными ориентирами и внутренними переживаниями. Его несоветским героям было тесно в советской действительности.


В 2015 году в честь 90-летия Марлена Хуциева вышел специальный выпуск журнала «Искусство кино», посвященный его фильмам. Бесплатно скачать его можно тут.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari