Каннский и Венецианский фестивали, мокьюментари и постправда: номера 1/2 «Искусства кино»

В кино ходят подростки, 3D теряет популярность: отчет Американской киноассоциации за 2018 год

© MPAA

Американская киноассоциация (Motion Picture Association of America, MPAA) выпустила отчет по итогам глобальной киноиндустрии за 2018 год. Рост доходов от интернет-платформ, стагнация кинотеатров, среди зрителей которых снова подростки, падение популярности 3D — эти и другие цифры ниже.

Доход мировой киноиндустрии вырос на 9% по сравнению с 2017 годом — это $96,8 миллиардов.

Топ-3 мировых рынков, за исключением североамериканского ($11,9 миллиардов):

  1. Китай ($9 миллиардов — на 12% больше, чем в прошлом году);
  2. Япония ($2 миллиарда);
  3. Великобритания ($1,7 миллиарда).

Россия на десятом месте с $0.9 миллиардов. (Отечественный Фонд кино приводит в отчете число 50,3 миллиарда рублей, это почти $0,8 миллиарда).

Доход от североамериканского рынка вырос на 7,2% по сравнению с прошлым годом. Общий доход от кинопроката на других рынках снизился на 1% — с $29,5 миллиарда до $29,2 миллиарда.

Большая часть глобального бокс-офиса ($55,7 миллиарда) — это кино, которое смотрят дома. По сравнению с 2016 годом, эта цифра выросла на 16%. При этом доход от проката в кинотеатрах вырос всего на 1% по сравнению с прошлым годом. Это $41,1 миллиарда — всего на $500 миллионов больше, чем прошлогодние $40,6 миллиарда. Эту практически провальную цифру MPAA не вынесла ни в краткое предисловие к отчету, ни в один официальный пресс-релиз.

Также за 2018 год в мире стало на 7% кинотеатров больше. Всего их 190 тысяч.

Сейчас в мире оформлено 613 миллионов подписок на интернет-платформы; это на 27% больше, чем в 2017 году. По этому показателю интернет-платформы впервые обогнали кабельное телевидение — у них суммарно 556 миллионов подписок, и это количество подписок на кабельное телевидение упало на 2%. При этом доход от кабельного телевидения остается выше в два с лишним раза из-за разницы в модели получения прибыли. Однако траты на интернет-подписки возросли на 34% по сравнению с 2017 годом.

Средний зритель в США и в Канаде за год покупает пять билетов в кино (в прошлом году — 4,7 билета); три четверти всех американцев и канадцев за год были в кино хотя бы раз. Среди посетителей кинотеатров США и Канады больше всего людей в возрасте с 12 до 24 лет. В основном это латиноамериканцы и американцы азиатского происхождения.

Впервые в отчете были отдельно вынесены доходы от 3D фильмов. Цифры показывают, что их востребованность в 2018 году сильно упала. Сборы от их проката уменьшились на 20%, с $8,4 миллиарда до $6,7 миллиардов. Самое сильное падение интереса к 3D был в Северной Америке — на 34% меньше.

В 2016 году генеральный директор MPAA Кристофер Додд писал в предисловии: «Несмотря на многообразие каналов передачи видеоконтента, кинотеатры все еще остаются главным способом испытать магию кино». В этом году нынешний гендир Чарльз Ривкин утверждает: «Сегодня истории приходят к зрителю через кинотеатры, в дом или на ходу. Наши компании будут продолжать доставлять контент всюду, всегда и именно так, как хочет человек. И сегодняшние цифры говорят сами за себя».

Одновременно с этим MPAA выпустили отчет о вкладе киноиндустрии в экономику США. В 2018 году киноиндустрия обеспечила работой 2,6 миллиона человек, были выплачены $177 миллиардов в виде зарплат, были задействованы более чем 93 тыс. бизнесов в пятидесяти штатах (87% из них — малый бизнес, в таких предприятиях работает меньше десяти человек). В отчете об итогах российской киноиндустрии за 2018 год, составленном Фондом кино, подобной статистики о российской киноиндустрии нет, сравнить не с чем.

Американская киноассоциация была основана в 1922 году Уильямом Хейсом. Сейчас в ее составе студии Walt Disney, Paramount, Sony Pictures, Universal, Warner Bros. и Netflix (с начала 2019 года).

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari