Этот выпуск «Искусства кино» собрал лучшие тексты и рецензии с сайта, новые материалы, исследующие тему (не)насилия, а также вербатимы из проекта «Мне тридцать лет» и пьесы молодых авторов.

Больше чем робот: «После Янга» Когонады

«После Янга», 2021

В российский прокат вышел медитативный сай-фай «После Янга». Совместный проект Когонады и студии А24 уже побывал на топовых кинофестивалях и получил массу положительных рецензий. Юлия Салихова объясняет, почему это красивое и трогательное кино действительно заслуживает внимания.

«После Янга» рассказывает историю одной семьи, которая сталкивается с горькой утратой. После неожиданной поломки домашнего робота Янга (Джастин Х. Мин) отец семейства Джейк (Колин Фаррелл) отчаянно пытается найти мастера, который сможет устранить неполадку, но все усилия оказываются тщетными. Когда из неисправного техносапиенса извлекают банк памяти, близкие открывают для себя новые грани любимой игрушки. Погружаясь в созерцательные воспоминания робота, главный герой понимает, насколько важным было присутствие интеллектуального помощника в жизни приемной дочери Мики (Малеа Эмма Тьяндравиджая) и своей собственной.

В основу фильма лег рассказ «Прощаясь с Янгом» из сборника «Дети нового мира» Александра Вайнштейна. Признанный видеоэссеист, а с недавних пор еще и режиссер, Когонада вдохновился исходным текстом и на экране воплотил его расширенную версию. В своей работе он сфокусировался не только на вопросах о человечности, но и на теме этнической принадлежности и культурной идентичности. По сюжету Янг никогда не стремился стать «настоящим мальчиком», зато сомневался в своих «китайских корнях» и задавался вопросом о том, что это значит — быть азиатом. В этом смысле Когонада, американец южнокорейского происхождения, затрагивает проблемы, которые волнуют в первую очередь и его самого.

Когонада считается одним из самых многообещающих и талантливых режиссеров современности. Он прославился своими видеоэссе о деятелях индустрии и дебютным фильмом «Колумбус». Независимо от того, знаком зритель с творчеством постановщика или нет, «После Янга» зацепит любого своей глубиной и визуальным стилем. Особое внимание автор уделяет созданию подходящей для истории атмосферы, вдохновленной духом времени и места. Архитектура, пейзажи, интерьеры, костюмы — каждый кадр этой картины наполнен важными деталями, которые поддерживают тон повествования. Когонада умело воплотил в жизнь идею первоисточника через красоту изображений и тонкую интерпретацию эмоций героев.

«После Янга», 2021

Поначалу Джейк воспринимает ситуацию с Янгом подобно поломке обычного гаджета: расстраивается из-за недействительной гарантии на ремонт и хмурится по поводу платной диагностики. Однако уже на начальном этапе решения проблемы он осознает, что вариант с переработкой деталей и заменой модели неприемлем из морально-этических соображений. В правильности своего выбора он убеждается, исследуя «космические» лабиринты памяти Янга. Поэтическая способность машины запечатлевать окружающий мир и переживания семьи поглощает мужчину. Именно тогда Джейк открывает в андроиде человеческие черты и начинает относиться к нему как к родному сыну. За просмотром гигабайтов цифровых воспоминаний отец семейства сам учится смотреть на мир по-новому и погружается в экзистенциальные размышления о том, что вообще значит быть человеком.

Благодаря размеренному темпу повествования фильм не пренебрегает ни одним персонажем. Особый акцент сделан на Джейке, но это не значит, что остальные герои остаются в тени. Его вечно занятая супруга Кира (Джоди Тёрнер-Смит) по-своему прощается с Янгом, прокручивая в памяти разговор о «гусеницах и бабочках», в контексте которого собеседники размышляли о течении времени. Однако особенно болезненно переживает утрату девочка Мика, для которой неотличимый от человека робот стал старшим братом. Еще одна сюжетная линия исследует тайны самого Янга, в том числе его отношения с девушкой-клоном по имени Ада (Хейли Лу Ричардсон).

Важная деталь истории состоит в том, что искусственный интеллект в ней не представляет опасность, а является полноценным членом семейства. Хотя изначальной задачей Янга была помощь в наращивании связей Мики с ее азиатскими корнями, на деле робот оказался гораздо большим, чем просто ходячей энциклопедией с любопытными фактами о Китае. Его функция в доме не ограничивалась выполнением поручений: он вносил эмоциональный вклад в жизнь девочки и ее родителей. Очевидно, что Янг был предан своей сестренке и любил эту семью настолько, насколько это возможно в рамках заложенной программы.

«После Янга», 2021

Когонада в «После Янга» размышляет о гуманизме в его широком смысле, а также осмысляет тему человеческих взаимоотношений в эпоху прогрессирующих технологий. Из уст героини Джоди Тёрнер-Смит звучит довольно точная фраза о том, что вместе с мужем они слишком полагались на Янга, и тот фактически заменил девочке родителей. Горькая правда в том, что только после поломки чуткого робота отец и дочь становятся ближе друг к другу и начинают проводить больше времени вместе.

«После Янга» — это фестивальный сай-фай, а значит, не стоит ждать от него много динамики. Для массового зрителя подобный темп может показаться слишком медленным, однако именно вдумчивый и медитативный подход к истории делает это кино поистине цепляющим. Чего только стоит вступительная сцена фильма, в которой герои участвуют в танцевальном онлайн-конкурсе, — выдающийся эпизод, который задает стиль всему фильму. Подлинная сила картины Когонады и кроется в никуда не спешащем исследовании эмоциональных и этических аспектов технологического прогресса. «После Янга» — фильм с неповторимым визуальным стилем и умным посылом, который оценят любители авторского кино и вдумчивой научной фантастики.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari