Жан-Люк Годар и российский кинематограф трех последних десятилетий: номер 11/12 журнала «Искусство кино»

И снова в погоню: «Операция «Фортуна»: Искусство побеждать» Гая Ричи

«Операция «Фортуна»: Искусство побеждать», 2022

В российском прокате долгожданная премьера — шпионская экшен-комедия Гая Ричи с Джейсоном Стэйтемом и Обри Плазой. Подробнее о фильме рассказывает Юлия Салихова.

Первоклассный разведчик Орсон по прозвищу Фортуна (Джейсон Стэйтем) наслаждается очередным лакшери-отпуском по программе реабилитации для сотрудников агентства, но из роскошного отеля его выдергивает начальство ради нового задания. Вместе с дерзкой хакершей Сарой (Обри Плаза) и подающим надежды снайпером Джей Джеем (Багзи Мэлоун) герой должен найти и вернуть украденный кейс с загадочным содержимым. В качестве наживки на богатого оружейного барона Грега Симмондса (Хью Грант) в команду приходится завербовать голливудского актера Дэнни Франческо (Джош Хартнетт) и наспех обучить его шпионскому искусству. Проблема в том, что над миссией параллельно работают конкуренты, которые постоянно вставляют Фортуне палки в колеса.

Из синопсиса ясно, что спираль сюжета закручивается вокруг символического макгаффина — украденного чемоданчика с потенциально опасным для мироздания нечто под кодовым названием «Титан». Содержимое кейса выясняется ближе к развязке, но без особых сюрпризов. Все в рамках стандартного кино о шпионах.

«Операция «Фортуна» держит ритм от начала до конца. Ричи задает его с первой минуты, когда параллельно топоту в здании британского секретного подразделения где-то в другом месте разворачивается то самое ограбление. Клиповый монтаж и наезды камеры вкупе со стильными костюмами и дорогими интерьерами отлично работают на визуальное восприятие и делают кинопросмотр приятным. Бойкие саундтреки идеально дополняют картинку и погружают зрителя в эпицентр событий. С эстетической точки зрения фильм снят по высшему разряду, в каждом кадре чувствуется фирменный стиль режиссера.

«Операция «Фортуна»: Искусство побеждать», 2022

Динамичные погони, эпичные взрывы, дерзкие перестрелки, эффектные драки, смена локаций — full package шпионского экшена на месте. Комедийная часть тоже на уровне. Юмора в фильме много, но без особого разнообразия. Большинство шуток построено по одной схеме — напарники бесконечно подтрунивают друг над другом.

Гай Ричи не в первый раз заходит на территорию шпионского кино, но теперь его ирония над жанром становится более очевидной и дерзкой. Если стилизованная ретрокомедия «Агенты А.Н.К.Л.» едва заметно подшучивала над классикой жанра, то щедро заправленная экшеном «Операция «Фортуна» открыто высмеивает клише бондианы и проходится по тропам фильмов об Итане Ханте.

Придумать что-то новое в жанре шпионской комедии так, чтобы было смешно и неизбито, — миссия, прямо скажем, почти невыполнимая. Пародии на фильмы о приключениях спецагентов снимаются параллельно сериям громких франшиз, так что попытка Ричи взломать жанр была обречена изначально. Даже его главный актер Джейсон Стэйтем уже играл самоуверенного и туповатого секретного агента в пародийном фильме «Шпион» Пола Фига. Очевидно, что Ричи тоже решил задействовать комедийную сторону таланта своего любимчика, но в юмористическом плане герой Стэйтема из «Операции «Фортуна» оказался менее ярким. Притом что исходные данные для персонажа были многообещающими — с иголочки одетый спецагент-гедонист, который вместо работы просто хочет улететь в отпуск и пить дорогое вино на деньги департамента. Пару шуток он все же выдает, но по большей части только эффектно машет кулаками.

Самым интересным персонажем в фильме оказалась язвительная и остроумная хакерша Сара Фидель, которую сыграла Обри Плаза. Она уверенно взламывает компьютеры, бойко стреляет, думает сразу на два шага вперед. А еще много и бесцеремонно шутит. Актрисе представилась уникальная возможность высмеять стереотипный образ девушки из кино про Бонда, и она выжала из этого максимум. Статус лучшей на сегодняшний день героини в фильмографии британского мастера пацанских комедий она точно заслужила.

«Операция «Фортуна»: Искусство побеждать», 2022

Если для Плазы съемки у Ричи в новинку, то Джош Хартнетт уже второй раз работает с режиссером. В «Операции «Фортуна» его роль куда интереснее, чем в «Гневе человеческом». Актер сыграл актера, который играет актера, — очередной винтик комедии, без которого юмор этой картины был бы неполным. А вот Хью Гранту — еще одному любимчику Ричи — вновь досталась роль скользкого типа. В фильме даже есть коротенькая сцена со столом-барбекю — забавное подмигивание его герою из «Джентльменов».

Одной отсылкой к своим прошлым проектам Ричи не ограничился. Прощальная сцена «Искусства побеждать» отчетливо напоминает ироничную версию концовки «А.Н.К.Л.», а эпизодом перед финальными титрами режиссер как бы возвращается к одной из идей «Джентльменов». По этой причине «Операцию «Фортуна» сложно назвать оригинальным и изобретательным фильмом. Ричи выдает забористый микс из уже снятого, причем не столько другими, сколько им самим. В итоге вышло нечто среднее между «Агентами А.Н.К.Л.», «Джентльменами» и «Гневом человеческим».

«Операция «Фортуна» выезжает на стильной подаче, актерской харизме и народной любви к творчеству режиссера. Фанаты ранних криминальных комедий Гая Ричи («Карты, деньги, два ствола», «Большой куш») привыкли прощать своему кумиру любые странные эксперименты, будь то диснеевский мюзикл («Аладдин») или образцовый боевик («Гнев человеческий») — кредит доверия к британскому режиссеру остается неисчерпаем. И хотя в сюжетном плане «Операция «Фортуна»: Искусство побеждать» не блещет оригинальностью, в ней есть все атрибуты для того, чтобы посмотреть это кино и не жалеть о потраченном времени. На фоне откровенно скудного выбора в кинотеатрах новый фильм Гая Ричи — далеко не худший вариант.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari