Авторы номера исследуют переходы между различными видами искусства, включая адаптацию литературы в кино и видеоигр в другие жанры. В номере обсуждаются современные российские экранизации, переосмысление традиционных форм искусства и феномен "автофикшн" в творчестве его представителей.

Лишний винтик в системе: «Заговор в Каире» Тарика Салеха

«Заговор в Каире», 2022

Со вчерашнего дня в российском прокате идет каннский призер — фильм «Заговор в Каире» Тарика Салеха. Почему на эту картину точно стоит обратить внимание, а также о том, что сценарий в ней, возможно, не самая большая удача, как это решило каннское жюри, рассказывает Ксения Ильина.

Адам (Тауфик Бахром) — сын строгого неграмотного рыбака, который живет в египетской провинции на берегу моря. Мать Адама умерла, поэтому он, старший из сыновей, заботится о двух младших. Если провинился один, удары розгами по ладоням получают все, — вот такие нехитрые принципы воспитания у отца. Однако даже он понимает, что Адам — другой, он любит читать книги и анализировать мир, поэтому, когда сыну дают щедрую стипендию на учебу в старейшем исламском университете Аль-Азхар, отпускает его в столицу. Хотя, возможно, лучше бы этого не делать, ведь в Каире наивного Адама тут же собьет с ног волна политических интриг, в которых он будет принимать самое непосредственное участие. Умирает великий имам — а значит, правительство будет всеми правдами и неправдами продвигать своих кандидатов на этот пост так же, как университет — своих. Адам внезапно для себя становится осведомителем службы госбезопасности, а завербует его туда генерал Ибрагим (Фарес Фарес).

«Заговор в Каире», 2022

Это не первый фильм режиссера Тарика Салеха на политическую тему — несколько лет назад он взял Гран-при фестиваля Sundance за картину «Случай в отеле «Нил Хилтон» о революции в Египте — и сразу же стал персоной нон грата в этой стране, куда его больше не пускают власти. В Каннах этого года фильм шведа с египетскими корнями получил приз за лучший сценарий. Силу рассказанной на бумаге истории отрицать не приходится (для этого как минимум нужно прочесть сам сценарий), но кажется, что режиссерское воплощение истории на экране превзошло слово. Ведь многие сюжетные ходы в фильме кажутся уж чересчур лобовыми, чересчур не соответствующими реальности (даже если об этой конкретной реальности мы знаем ничтожно мало). Почему генерал госбезопасности вдруг выбирает себе в осведомители первого попавшегося юношу? Почему в университете собирается группа джихадистов, место и время для обсуждения дел которых — это утренняя молитва? 

Удивительно то, что об этих несостыковках думаешь много после, уж точно не в момент просмотра. А все оттого, что Салех-постановщик оказывается маститее, чем Салех-сценарист, он выстраивает мощную экранную драматургию и неспешно ведет зрителя через два часа хронометража этого заковыристого шпионского триллера, крепко взяв его за руку.

Палестинский актер Тауфик Бахром, исполнивший главную роль, — еще одна большая удача этого фильма. Безусловно, это самая яркая роль в его карьере, несмотря на то, что он уже успел засветиться в Голливуде. И неудивительно, если дальше он будет получать одно за другим предложения сняться в мощных драматических историях. Бахром создает образ наивного, но стойкого духом Адама даже не через речь, движения и коммуникацию с остальными персонажами, а через один лишь взгляд, всегда напряженный и пытающийся разглядеть суть за лживой личиной. Он, еще не испорченный миром, попадает в паутину интриг, которая оказывается настолько больше его самого, что удивительно, как она не перемалывает его целиком в самом начале.

«Заговор в Каире», 2022

Дед самого Салеха тоже учился в том самом Аль-Азхаре, но это кино снято не по мотивам семейных историй. Оно — о том, как любая система одинаково гниет изнутри, сколь сильно бы она ни казалась отличной от другой. О том, что невозможно оказаться готовым к тому, что система возьмет тебя за шкирку. А еще — и может быть, это даже важнее, — это кино о выборе в самом широком смысле. Только что прибывший в учебное заведение Адам уверен, что на все воля Аллаха, Адам же в финале уверяется в том, что Аллах выбирает за него и других гораздо реже, чем он привык думать. И в этом режиссерском жесте как будто бы проскальзывает надежда. Даже несмотря на то, что та самая система никогда не даст тебе право выбора.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari