Авторы номера исследуют переходы между различными видами искусства, включая адаптацию литературы в кино и видеоигр в другие жанры. В номере обсуждаются современные российские экранизации, переосмысление традиционных форм искусства и феномен "автофикшн" в творчестве его представителей.

Бог в помощь: Как «Локи» меняет будущее вселенной Marvel

«Локи»

Киновселенную Marvel на онлайн-платформе Disney+ продолжает сериал «Локи». Редактор сайта «Люмос» Марат Шабаев пишет о том, какое место новый проект занимает в супергеройской франшизе.

В пустыне Гоби выпал бог. И вы его знаете — хищная улыбка, британский прононс, зеленый плащ. Бог хитрости погиб в фильме «Мстители: Война бесконечности» (2018) и воскрес в «Финале» (2019), когда супергерои совершали завиральное путешествие по предыдущим фильмам, чтобы победить космического диктатора Таноса. У них получилось, но в результате Локи образца 2012 года обманул ход времени, вырвался на свободу — и очутился в пустыне.

Сольный сериал про самого обаятельного антигероя киновселенной Marvel сразу дает понять — это зрелище исключительно для фанатов. Случайный прохожий будет задаваться вопросами — почему нам показывают кадры-флешбэки с одноглазым Энтони Хопкинсом, причем тут Халк и Рагнарек? Читайте предыдущие выпуски. Теперь все точно как в комиксах: не получится просто взять с полки «Удивительного Человека-Паука» под номером 700, не проштудировав предварительно хотя бы предыдущую сотню.

Британский актер Том Хиддлстон появляется в роли Локи уже в восьмой раз. Трикстер, антигерой второго плана, мастер многоходовочек, головная боль Мстителей, завистливый брат Тора, приемный сын Одина, часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Теперь к ряду этих перечислений добавилось новое амплуа — «аномалия». Само существование сбежавшего Локи-2012 создает альтернативную временную линию, поэтому скоро он оказывается в застенках доселе неизвестной организации УВИ (TVA). Сотрудники Управления временными изменениями (Time Variance Authority) охраняют Священный Таймлайн, отсекая все лишние отростки на линейной шкале. Они — агенты предопределенности и порядка, борцы с антисистемой и альтернативными версиями случившихся событий. Локи — лед под ногами условных майоров УВИ; еще чуть-чуть — и неделимая временная шкала треснет, превратившись в Мультивселенную, где возможно все.

«Локи»

Отказать в очаровании этой бюрократической машине нельзя. Лифты обиты темным деревом, за окном, меж невообразимых небоскребов, парят желтые легковушки, в холлах — массивные бетонные балконы, кабинеты укутаны теплым (так и хочется сказать, ламповым) светом. Уютные ретрофутуристические декорации, в которых встречаются фильм «Метрополис», роман «Автостопом по Галактике», сериал «Безумцы», видеоигра Control и много чего еще. Но главное украшение УВИ — добродушный следователь и личный психолог Локи. Он носит символичное имя Мобиус М. Мобиус, смешные усы детектива и лицо Оуэна Уилсона. Тут спрятана еще одна шутка от Marvel — в прошлый раз Хиддлстон и Уилсон кутили в Париже 1920-х, в рамках совсем другой киновселенной.

Локи становится не просто заключенным, но и пациентом УВИ. Наблюдая за теми роковыми событиями, которые могли бы предстоять ему в будущем, — убийство матери, крах Асгарда, кончина отца и собственная смерть — он отставляет в сторону привычную браваду. Статус бога не значит ничего в сравнении с предопределенностью его судьбы. Именно поэтому он берется помогать агенту Мобиусу в поимке опасного преступника — самого себя. Вернее, одной из вариаций, что скачет по разным временным эпохам и приближает начало анархической Мультивселенной. Правда, у этого Локи — женское лицо. Ничего удивительного здесь нет — в скандинавской мифологии бог хитрости родил восьминогого жеребца Слейпнира, а в комиксах Marvel он стал женщиной еще в середине 2000-х. Официальное досье УВИ в сериале подтверждает: в графе «пол» стоит fluid.

«Локи»

Сериал может стать вестником перемен и в других смыслах. Это уже третий проект на стриминге Disney+, который стал главным окном в киновселенную Marvel, пока блокбастеры так и не вернулись после пандемийного нокдауна. Каждый из сериалов по своему интересен. «Ванда/Вижн» — мрачная драма в сеттинге ретроситкома — рассказывала, как супергерои переживают потерю близких. Основная тема «Сокола и Зимнего Солдата» — пошатнувшийся авторитет копа, солдата и других агентов правительства (включая супергероев) в современном мире. Но оба шоу под конец забывали про драматические конфликты и превращались в типичный марвеловский блокбастер — много шума из ничего. А еще «В/В» и «СиЗС» можно было безболезненно пропустить — они не внесли важных штрихов в общее полотно киновселенной. 

«Локи» разительно от них отличается. Формально — это чересчур разговорное шоу (под стать главному герою) про перемещения во времени в духе «Доктора Кто», в котором есть место и Ди Би Куперу, и гибели Помпеи. Но события в сериале открывают путь к Мультивселенной, которая уже давно существует в комиксах (основное действие происходит на Земле-616, представьте, сколько их еще), но все еще не представлена в фильмах. Кажется, именно Локи станет причиной нового статуса киновселенной Marvel, в которой станет возможно все — внезапное появление Людей Икс и Дэдпула, хороший фильм про Фантастическую Четверку и даже камео Тоби Магуайра в новом «Человеке-пауке». Да здравствует хаос.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari