«Искусство кино» при поддержке фонда современного искусства V–A–C представляет премьеру веб-сериала «Сны на районе. Восьмерка» — продолжение проекта «Сны на районе», показанного на фестивале «Дух огня» в Ханты-Мансийске. В течение трех месяцев участники мастерской снимали короткометражные фильмы в районе Щукино. Результатом работы киномастерской стало единое произведение. Среди ведущих мастерской были режиссер Андрей Сильвестров, оператор Даниил Фомичев, сценарист Елизавета Симбирская, философ Ури Гершович. Вероника Хлебникова — о том, что в итоге получилось.
— Беляево? Где это?
— Где, где? Где надо, там и есть.
Дмитрий Александрович Пригов
В видеоальманахе «Сны на районе» где надо располагается на московском северо-западе, в Щукино, выбранном, возможно, потому, что важнейшей частью этого топонима для нас является «кино». Подобно его предшественнику «Россия как сон», новый альманах составлен из коротких этюдов, влогов и перформансов, снятых в рамках проекта Андрея Сильвестрова и Кирилла Адибекова «Мастерская коллективного кино». С тем отличием, что работа над альманахом включала в себя процесс поиска, отбора и собеседований будущих участников проекта. Процессуальность в данном случае важна не менее результата.
Композиция альманаха собрана Андреем Сильвестровым, оптика — оператором Даниилом Фомичевым в монтаже Юрия Голубева. Превращение местности в миф становится магистральным сюжетом. Территория административной городской единицы расслаивается на множество автономных художественных пространств. Способом рассказа может быть конфликт с пространством и даже его изживание. Тогда в кульминационный момент и Щукино — уже Не Щукино, как в эпизоде Петра Волошина, и кино — не кино, а разбегающаяся фантасмагорическая вселенная. Московские стены оплетает южный виноград, горизонталь местности умножается на вертикаль дискурса, а конечность топоса преодолевается бесконечностью языка.
Лихая вылазка начинающих художников — 22 участника, 18 индивидуальных проектов-портретов — далека от краеведческой лирики. Вместо того чтобы фиксировать пространство, ласкать и метить взором его изгибы и шрамы, соединять точки его силы тонкой монтажной линией, авторы путают следы, детерриторизируют и размывают.
Извлеченная из кавычек своих границ территория обретает невесомость идеи. Освобожденное от урбанистической гравитации Щукино-Нещукино взмывает над поймой Москвы-реки, над парками, памятниками и дворами легким перышком Лапуты, легендой иного рода, чем простодушный городской фольклор, оставляя дырку на карте. Разнообразные способы оторваться от сетки координат и сбить с толку навигатор применены участниками мастерской с пылом и драйвом, подходящими боевому киносборнику.
Как ни старайся барочный оркестр в прологе, сны в названии альманаха не равны грезам, не сомнут жаркой подушки, на заре ты ее не буди. И как ни жаль просыпаться, сон этого проекта, согласно Андрею Сильвестрову, — не что иное как строгая конструктивная аббревиатура: Способ Образования Нарратива. На экране путеводитель тактик и стратегий ухода в отрыв на районе. Фильм разворачивает себя как полевая кухня кинотекста и существует на собственной границе, за которой обнажается метод и тянет дымком амбиций. Отрешенное от бескрайних державных просторов погружение в квартал и укрупнение карты влечет за собой изменение масштаба. Маршрут детализируется до той стадии, когда на дистанции возможно различить Ахиллеса и недосягаемую черепаху, навеки застрявших в своем парадоксе. В альманахе черепаха оптики к тому же переносит на себе тонны дискурсов.
В чем-то этот фильм — прототип устройства городского кластера: в принципах моделирования, строительства, соположения разных типов активности, внутренних ландшафтов, вдруг вынесенных за личные скобки.
Что-то срабатывает, что-то не очень, и тогда город рвет нарратив по закоулочкам, не может быть рассказан и уходит от повествования бесшумно, как Фантомас, а в его следах зарождаются загадочные формы жизни вроде представительства в Мосгордуме мистической и ускользающей от общественного внимания фигуры депутата Александра Соловьева.
В результате всех этих практик на вопрос, что есть пространство, получаем максимально отвязанный от прописки и вполне удовлетворительный ответ в сказовом духе Дмитрия Александровича: что надо, то и есть.
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari