Авторы номера исследуют переходы между различными видами искусства, включая адаптацию литературы в кино и видеоигр в другие жанры. В номере обсуждаются современные российские экранизации, переосмысление традиционных форм искусства и феномен "автофикшн" в творчестве его представителей.

«Т-34»: Танки к нам приходят

Кадр из фильма «Т-34» © «Централ Партнершип»

Основной релиз грядущих праздников — «Т-34», еще один танковый фильм, однако на этот раз нестыдный, дорогой и с Петровым. Николай Корнацкий увидел в нем не очередной пропагандистский эпос, к которым мы уже начинаем привыкать, а честный энергичный экшн про неповоротливые машины и противостояние не двух держав, но двух мужчин, которые с упоением играют в танчики.

На Волоколамском рубеже — где-то неподалеку стоят насмерть те самые панфиловцыИмеются в виду события, которые легли в основу фильма «28 панфиловцев» — танк младшего лейтенанта Ивушкина (Александр Петров) в одиночку расправился с целой танковой ротой Клауса Ягера (Винценц Кифер). Ивушкин даже выжил, но попал в плен. Позже Ягер находит своего знакомца в концлагере и обращается с предложением, от которого нельзя отказаться. Ему поручена секретная миссия — подготовить элитные танковые части, способные дать отпор советским, но для тренировок солдатам нужна подвижная мишень, поэтому Ягер пригоняет с фронта Т-34 и заставляет Ивушкина набрать из других пленных экипаж смертников. Однако русский солдат, как известно, просто так не сдается. Во время учений Ивушкин и его команда сбегают на танке с полигона и мчатся к границе. Ягер бросается в погоню — и, судя по всему, даже рад возобновить дуэль.

Александр Петров и танки — два главных увлечения этого года, и по-своему закономерно, что они наконец встретились. Однако любой скепсис по поводу «Т-34» проходит после первой же ударной сцены, где Петров и Трескунов удирают от танка на «полуторке»Неофициальное название грузового автомобиля с грузоподъемностью 1,5 тонны, распространенного в годы войны по снежному косогору. В наш век, развращенный «Форсажем» и звездолетами, умение выжать саспенс из соревнования неповоротливых махин дорогого стоит. Алексей Сидоров, автор легендарной «Бригады» и трилогии «Бой с тенью», всегда был одним из немногих российских режиссеров, кто умеет и любит делать жанровое кино, и здесь это особенно заметно. Арсенал средств, скажем сразу, у него не слишком богатый, среди прочего — старомодные, но вынужденные рапиды (а что делать? башня крутится медленно, снаряд летит быстро — не снимать же одни дымящиеся развалины), но тем удивительнее пристойный результат. Порой, конечно, картинка напоминает геймплей какой-то игры-симулятора, а прогресс компьютерной графики искусно оттенен тем кошмаром, что творится с гримом, — видимо, накладные бороды из ТЮЗа с нами навсегда. Но в целом «Т-34» безусловно тешит национальную гордость. Ничего круче про танки, наверное, еще не снимали («Ярость» Дэвида Эйра, несмотря на старания оператора Романа Васьянова, по экшну явно проигрывает).

Кадр из фильма «Т-34» © «Централ Партнершип»

И в отличие от предыдущих гусеничных релизов этого года — пресного «Несокрушимого» и дичайших «Танков» — здесь действительно хорошо разыграна драматургия. Был ли этот побег на танке в реальности, или нет, — до сих пор неизвестно. Первая информация о подвиге появилась в 1960-е со ссылками на очевидцев, но подробностей и имен участников никто точно не знал, а сюжет проник в советский масскульт. Пьесу по его мотивам поставил Анатолий Эфрос в «Ленкоме», был снят симпатичный боевик «Жаворонок», отобранный в каннский конкурс. Словом, у Сидорова-сценариста не было строгих обязательств перед материалом, и он переписал историю как противостояние профессионалов — двух достойных противников, которыми, помимо серьезных мотивов, движет обычный азарт, знакомый всем дворовым мальчишкам. А понятная человеческая мотивация — это ахиллесова пята практически всех наших военных фильмов последних лет. Даже снятых из лучших побуждений. Сценаристы как будто боятся искать себя в великих дедах и прадедах, предпочитая почтительную дистанцию. Сидоров не побоялся.

Чуть сложнее обстоит с деталями. Фильм идет больше двух часов, из которых почти половина отдана экшну. В таких условиях времени на психологические нюансы не осталось. В «Т-34» есть много потенциально интересных линий, едва намеченных, но нереализованных. Скорее всего, значительная часть материала просто не уместилась в финальную сборку, однако кажется, что Сидоров сознательно опускает то, что, в общем, понятно без слов, — сколько уже снято, сказано, спето о войне. Показательно, что в «Т-34» опущены биографии всех персонажей. Только пара красноречивых деталей — и эпилог на титрах.

Единственное, что, в сущности, мешает прикипеть к фильму сердцем, — именно дата релиза. Трудно отделаться от мысли, что самая главная трагедия диссонирует с самым главным праздником. «Викинг» и «Движение вверх» уже вроде бы приучили к тому, что в январе необязательно смотреть новогодний фильм. Так сложилось, что лучше всего большое русское кино собирает именно в эти даты, когда и выбора другого особенно нет, и кинотеатры стабильно забиты, так что расчет прокатчиков понятен. Конечно, авторы постарались максимально сгладить углы. Тут есть и обещание эффектного приключения в IMAX, и любовная линия, и щепотка юмора. Более того, создатели сделали честный аттракцион без навязчивой пропаганды. Поэтому главный вопрос этой битвы за праздничный прокат — сможет ли аудитория воспринять кино о страшной войне как новогоднее приключение.

Кадр из фильма «Т-34» © «Централ Партнершип»

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari