Авторы номера исследуют переходы между различными видами искусства, включая адаптацию литературы в кино и видеоигр в другие жанры. В номере обсуждаются современные российские экранизации, переосмысление традиционных форм искусства и феномен "автофикшн" в творчестве его представителей.

Выпускник: «Человек-паук: Нет пути домой»

«Человек-паук: Нет пути домой», 2021

В прокате — один из главных блокбастеров декабря, финал «домашней» трилогии о Человеке-пауке с Томом Холландом в заглавной роли. Анастасия Сенченко предлагает всем зрителям, собравшимся на сеанс, загадать предновогоднее желание и обещает — создатели фильма его учли.

Аттракцион снова закрывается, говорят, Холланд уходил с премьеры в слезах. Оно и понятно — многим хотелось всплакнуть на выпускном, да и на встрече выпускников тоже. На экране он же перед вступительными титрами просит публику не рассказывать обо всем, что будет происходить в фильме, — невыполнимая миссия в цифровой век, но попытаться стоит. Хотя всем истинным фанатам только и остается, что сбежать в офлайн до премьеры. Тем не менее в данном тексте желание авторов будет учтено: о сюжете не сказано больше, чем стало известно из последнего трейлера.

История Питера Паркера продолжается с того самого момента, которым завершилась прошлая часть трилогии «Вдали от дома». Мистерио раскрывает личность Человека-паука, и эта новость переворачивает жизни всех причастных. Эм Джей и Нэд отныне — соучастники особо-опасного преступника, а тетя Мэй — плохой опекун. Ситуация накаляется, когда всем троим нынешним выпускникам приходит отказ из колледжа, Паркер за апелляцией решает обратиться сразу к Доктору Стрэнджу. Двое боевых товарищей, пытаясь наслать забвение на всех жителей Земли, ломают заклинание, и оно приводит к образованию бреши в реальности, сквозь которую в Нью-Йорк паука-Холланда пролезают антагонисты Человека-паука из других вселенных. 

Брешей в этой материи, к сожалению, значительно больше, чем видится Стрэнджу и Паркеру. Режиссеру Джону Уоттсу удерживать всю эту махину от разрушения удается с трудом. Но, как и на любом предновогоднем утреннике, в «Нет пути домой» слишком много громких сюрпризов, отвлекающих от зияющих сюжетных дыр. За последние 20 лет каждому Пауку родственники и наставники упорно насаждали одну и ту же мысль про большую ответственность, которая появляется вместе в большой силой. Но лучше бы эта мантра стала любимым заклинанием колдунов, потому что магия во вселенной Марвел, похоже, становится зоной вопиющей безответственности. Одним словом, вслед за Вандой, кажется, слетел с катушек и Стрэндж. Как иначе объяснить то, что он решился вправлять мозги всем жителям Земли для того, чтобы один добрый приятель поступил в колледж? За этим волшебным допущением следует второе, не менее подозрительное: все, чему долго и упорно учила Стрэнджа бритая Тильда Суинтон, оказывается доступно любому школьнику. Со службой безопасности у магов явно не все в порядке.

«Человек-паук: Нет пути домой», 2021

История об опальном герое-подростке, которому никто не верит, напоминает другую традиционно рождественскую сказку. Судите сами: у него есть подружка отличница, товарищ простак, сочувствующий ему взрослый волшебник и некоторое количество магических артефактов, чтобы успеть починить мир до выпускного. Того и гляди кто-то выкрикнет: «Экспекто Патронум!» — и вызовет дух Тони Старка. Но хорошая новость в том, что откровенную сюжетную ахинею начинаешь замечать уже после просмотра, и та самоотверженность, с которой создатели жертвуют здравым смыслом ради чуда, в итоге совершенно точно оправдывается неминуемым восторгом и благодарностью, с которым фанаты встречали припасенные для них сюрпризы. Невольно вспоминаешь, что и Хичкок покушался на Кэри Гранта при помощи кукурузника — кинематографическому чуду часто не по пути с логикой.

В том, как «Нет пути домой» чрезмерно заботится о фанбазе, видится скорее что-то трогательное, нежели сугубо прагматичное. Украсив новый фильм ключевыми сценами из экранного жития Пауков, создатели добились невиданной интерактивности и включенности зрителя в историю. «Нет пути домой» стал фильмом, исполняющим желания, ведь чего еще мы ждем от Дефо в роли Зеленого Гоблина, как не повторения мема про «Я и сам своего рода ученый»? Так что перед сеансом впору загадывать желания, тем более что все они уже учтены. Внутри сюжета героем Холланда тоже движет вера в чудо, второй шанс и возможность отыграть назад. Это и становится главным лейтмотивом фильма. Воскресший из мертвых герой Холланда живет в иллюзии, что все поправимо и даже злодеи заслуживают право на исправление. За неполные три часа герою предстоит пройти долгий путь от инфантильного желания исправить ошибки прошлого до печального, но необходимого понимания, что некоторые из них придется принять.

Этот фильм показывает, что главный паучий атрибут не паутина и костюм, а молодость и наивность, которые изнашиваются значительно быстрее: одного Джеймса Бонда хватает в среднем на трех Пауков. И в этой части Холланд неизбежно, как и все его предшественники, должен с ней попрощаться. А ностальгический парад из ранее поверженных злодеев заставляет ощутить ее уход не только герою, но и зрителям, которые помнят, каким был Человек-паук до поглощения Sony и Marvel более масштабной вселенной. Для Паука в исполнении Холланда, взросление которого Танос отсрочил на пять лет, создатели приготовили самый пронзительный финал из возможных. Так что, когда Питер Паркер торопится куда-то среди других прохожих по волшебному заснеженному Нью-Йорку, становится понятно, что урок про ответственность он усвоил лучше всех.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari