Этот выпуск «Искусства кино» собрал лучшие тексты и рецензии с сайта, новые материалы, исследующие тему (не)насилия, а также вербатимы из проекта «Мне тридцать лет» и пьесы молодых авторов.

Испанские лесбиянки и македонские феминистки: подробный гид по Берлинскому кинофестивалю

«Элиза и Марсела» (2019) © Netflix

Рассказываем обо всех фильмах из основного конкурса Берлинского кинофестиваля, а также о спецпоказах и внеконкурсных картинах. Коротко: много локальных кинематографий, семь из 17 фильмов конкурса сняты женщинами, всего один спродюсирован Netflix.

В этом году Берлинале пройдет уже в 69-й раз, с 7 по 17 февраля 2019 года.

Основной конкурс

«Доброта незнакомцев» (The Kindness of Strangers) — режиссер Лоне Шерфиг. Фильм открытия

Действие происходит в Нью-Йорке, несколько персонажей сталкиваются в маленьком ресторане, принадлежащем русским эмигрантам. Название взято из знаменитой реплики Бланш Дюбуа в пьесе «Трамвай «Желание» Теннесси Уильямса: «Я всегда зависела от доброты незнакомцев».

У датчанки Шерфиг уже есть «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля за фильм «Итальянский для начинающих», снятый согласно правилам «Догмы-95» фон Триера, и приз зрительских симпатий Sundance за «Воспитание чувств».

Отрывок из «Доброты незнакомцев»

«Яйцо» (Öndög) — режиссер Ван Цюаньань

Это очередной фильм Цюаньаня, который посвящен отмирающему укладу жизни в так называемой Внутренней Монголии — территории с монголами как преобладающим этносом, которая занимает 12 % всего Китая.

Режиссер уже несколько раз получал призы Берлинского кинофестиваля: в 2010 году — за лучший сценарий к картине «Вместе порознь», в 2007 году — «Золотой медведь» за «Свадьбу Туи». В 2014 году в рамках массовой дисциплинарной порки китайских кинематографистов его поймали на том, что он платил проститутке за секс — в Китае это преступление. В 2017 году был членом жюри Берлинале. Цюаньаня обычно причисляют к «шестому поколению» китайских кинематографистов, действующих в условиях жесткой цензуры.

«Крушитель системы» (Systemsprenger) — режиссер Нора Фингшайдт

Фильм рассказывает о девятилетней девочке Бенни, которой немецкие социальные службы подыскивают новую семью. Так как она не слишком любезный экстраверт, многие семьи через некоторое время отправляют ребенка обратно на попечение государства.

Это полнометражный дебют Фингшайдт, снятый с помощью программы Kompagnon Fellowship в рамках международной платформы Berlinale Talents — они помогали консультациями и вложили в производство €5000.

«По милости Божией» (Grâce à dieu) — режиссер Франсуа Озон

Новый фильм Франсуа Озона основан на реальных историях нескольких мужчин, которые подверглись сексуальному насилию в детстве во время обучения в католической школе. Спустя годы они узнают, что их агрессор все еще жив, более того, продолжает работать с детьми.

В главной роли снялся любимый актер режиссера Мельвиль Пупо. Картины Франсуа Озона постоянно участвуют в программах Каннского, Венецианского и Берлинского кинофестивалей, несмотря на то, что награждают его редко.

«Искусство кино» публиковало большое интервью с Озоном.

Трейлер «По милости Божией»

«Золотая перчатка» (Der Goldene Handschuh) — режиссер Фатих Акин

В 2004 году Фатих Акин выиграл «Золотого медведя» за фильм «Головой о стену». Теперь он возвращается в конкурс Берлинале с экранизацией романа Хайнца Струнка о реальном серийном убийце, орудовавшем в Гамбурге в 1970-х годах. В частности, убийства происходили около паба «Золотая перчатка». Первый опыт Акина в жанре хоррора.

Трейлер «Золотой перчатки»

«Земля под моими ногами» (Der Boden unter den Füßen) — режиссер Мари Крютцер

Актриса Валери Пахнер играет властного топ-менеджера, в жизнь которой вмешивается старшая сестра: она раскрывает всем тайну, что вся их семья страдает от психических заболеваний.

Крютцер впервые в программе Берлинале, но это уже ее пятый фильм.

«Пора уводить коней» (Ut og stjæle hester) — режиссер Ханс Петтер Муланд

Действие происходит в 1999 году. В центре сюжета — 67-летний мужчина, которого играет Стеллан Скарсгард. После смерти жены он переезжает в удаленный дом в лесу, чтобы пережить скорбь. Его одиночество нарушает сосед, которого он в последний раз видел летом 1948 года, когда из его жизни неожиданно исчезли отец и первая любовь.

Фильмы Ханса Петтера Муланда норвежского режиссера показывали на фестивалях в Карловых Варах, Сан-Себастьяне и Берлине. «Пора уводить коней» основан на одноименном романе Пера Петтерсона, опубликованном в 2003 году.

«Мистер Джонс» (Mr. Jones) — режиссер Агнешка Холланд

Новый фильм Агнешки Холланд рассказывает о валлийском журналисте Гарете Джонсе, который отправился в Украину и стал свидетелем голодомора. Он пишет об увиденном серию статей, но ему почти никто не верит. Тем временем советские власти и некоторые западные издания опровергают статьи Джонса под заголовком «Русские голодные, но не голодают». Джонс умер при загадочных обстоятельствах, не дожив до 30 лет.

Холланд — многократная участница Берлинале, лауреатка премии Альфреда Бауэра за картину «След зверя», номинантка на премию «Оскар» за фильмы «В темноте», «Европа, Европа» и «Горькая жатва». Также она работает на американском телевидении, в частности, сняла несколько серий третьего и пятого сезонов «Карточного домика». В интервью Холланд говорит:

«Число жертв, принесенных Сталину, невообразимо, их больше, чем жертв Гитлера. У Сталина было больше времени на казни. Но россияне, очевидно, не хотят помнить об этом. Больше не хотят помнить. Был короткий период после распада СССР, когда эти темы обсуждали в том числе в кино, но потом все прекратилось. По-видимому, российское сознание это совершенно не волнует».

«Бог существует, ее имя — Петруния» (Gospod postoi, imeto i' e Petrunija) — режиссер Теона Стругар Митевска

Фильм основан на реальной истории 31-летней одинокой безработной женщины Петрунии, которая нырнула в ледяную реку в середине января, на Богоявление, чтобы найти распятие. По местному поверью, это дарует благословение и удачу в наступающем году. Этим поступком она бросила вызов местной общине христианских ортодоксов и, по словам Митевской, стала локальной Жанной д’Арк македонского феминизма.

Митевска — одна из самых заметных фигур македонской кинематографии. Она снимает фильмы вместе с сестрой Лабиной, продюсером всех ее картин. Картины Митевской выходят раз в четыре-пять лет, поскольку сбор средств занимает много времени (бывает много отказов). Первая короткометражка Митевски «Вета» заслужила отдельное упоминание в программе «Панорама» на Берлинале в 2001 году.

«Сказка о трех сестрах» (Kız Kardeşler) — режиссер Эмин Элпер

Действие происходит в 1980-х. Трех молодых девушек из бедной деревни в центральной Анатолии пристраивают в богатые семьи в качестве приемных детей и служанок (тур. besleme) в надежде, что это улучшит их жизнь.

Эмин Элпер — режиссер из нового поколения турецких интеллектуалов, он преподает в Стамбульском техническом университете. Его первый полнометражный дебют «Другая сторона горы» показывали в программе Берлинале в 2012 году.

«Антология города призраков» (Répertoire des villes disparues) — режиссер Дени Коте

Мистическая драма в декорациях засыпанного снегом канадского городка.

До того как стать режиссером, Дени Коте был кинокритиком. Его фильмы стабильно берут в программу кинофестиваля в Локарно, где он получил несколько призов за разные работы.

Трейлер «Антологии города призраков»

«Я был дома, но...» (Ich war zuhause, aber) — режиссер Ангела Шанелек

В центре сюжета — странное исчезновение 13-летнего школьника, который также необъяснимо возвращается обратно. В одной из главных ролей — новая немецкая звезда Франц Роговский.

Шанелек — одна из тех, кого обычно называют в контексте берлинской школы, начавших снимать в начале-середине нулевых. Ее фильм «Остановки в городах» участвовал в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля в 1998 году.

«Пираньи Неаполя» (La paranza dei bambini / Piranhas) — режиссер Клаудио Джованнези

Paranza переводится с итальянского как «тесная компания друзей», но еще это название одной из секций итальянской мафии Каморры. Этот фильм одновременно и о том, и о другом: группа 16-летних друзей из Саниты, района Неаполя, хочет покупать дизайнерскую одежду и новые скутеры. Единственная для них возможность получить все это и без лишних усилий — стать частью местной мафиозной группировки.

Фильм основан на романе Роберто Савиано, по которым ранее уже снял «Гоморру» Маттео Гарроне; его же затем развернули в одноименный телесериал. В главных ролях, как обычно у Джованнези, дебютанты и непрофессиональные актеры.

Джованнези в 2018 году получил «Квир-Пальмовую ветвь» за освещение ЛГБТ-темы в фильме «Цветок».

В российском прокате с 4 апреля 2019.

Трейлер «Пираний Неаполя»

«Синонимы» (Synonymes) — режиссер Надав Лапид

«Синонимы» рассказывают историю израильтянина Йоава, который приезжает во Францию, чтобы сменить обстановку. «Фильм основан на моем личном опыте переезда в Париж 17 лет назад», — говорит Надав Лапид. Это последний фильм режиссера, который монтировала его мать, знаменитый монтажер Эра Лапид. Она умерла в этом году. Лапид:

«Фильм делали между монтажной и больницей. Мама придала ему всю структуру, но не смогла его закончить. Я посвятил этот фильм ей».

Лапида обычно называют самым признанным израильским кинематографистом. Его фильмы регулярно берут в программы Канн, Берлинале и Локарно. Его «Воспитательница» удостоилась ремейка с Мэгги Джилленхол. Фильмы Лапида обычно о герметичной оптике Израиля на происходящее в мире — то, что режиссер называет «особым израильским недомоганием».

«Элиза и Марсела» (Elisa y Marcela) — режиссер Изабель Койшет

Этот фильм испанского режиссера Изабель Койшет обдумывала больше десяти лет — он рассказывает о двух испанских учительницах Элизе Лорига и Марселе Ибеас, которые в 1901 году заключили первый однополый брак в истории страны. Для этого Марсела представилась мужчиной Марио. История получила большую огласку в Испании и мире, в результате чего женщины провели оставшуюся часть жизни в бегах. Несмотря на это, их брак не был аннулирован.

Картина основана на исследованиях Нарцисо Сан Габриэля, который в течение 15 лет восстанавливал детали этой истории. Также Койшет рассказала, что перед началом съемок они вместе с оператором Дженнифер Кокс отсматривали фильмы 1920–1930-х годов, в частности, «Королеву Келли» Эрика фон Штрогейма, — чтобы освещение соответствовало эстетике того времени.

Картину выпускает Netflix, который в последние годы активно осваивает испаноязычные рынки. Ранее несколько картин Койшет участвовали в программах Каннского и Берлинского кинофестивалей. В прошлом году ее «Букшоп» о либеральной владелице книжного магазина в маленьком консервативном британском городке на берегу моря также показывали на Берлинале как спецпремьеру.

Испанский трейлер «Элизы и Марселы»

«Так давно, сын мой» (Di jiu tian chang) — режиссер Ван Сяошуай

Это первая часть того, что Ван называет своей «трилогией о родине»: она будет посвящена изменениям уклада жизни в современном Китае. Фильм сосредоточен на историях двух замужних пар и их драматичной судьбе в условиях экономических реформ в Китае с 1980-х по сегодняшний день.

Сяошуай — еще один из режиссеров, которых обычно причисляют к «шестому поколению» китайского кинематографа. Картины Вана, как правило, сняты с экстремально скромным бюджетом и повествуют о маргинальных героях из незащищенных слоев населения. Его фильм «Вера в любовь» получила «Серебряного медведя» за лучший сценарий в 2008 году, а в 2001 году он получил Гран-при жюри за «Пекинский велосипед». Его «Шанхайские мечты» взяли приз жюри Каннского кинофестиваля в 2005 году.

«Одна секунда» (Yi miao zhong) — режиссер Чжан Имоу

После монументальных полотен про героев, эталонно владеющих боевыми искусствами, и неудачи с фильмом «Великая стена» Чжан Имоу возвращается к формату неброской драмы о бездомной женщине и сельском работнике — тире — большом любителе кино. Действие происходит в северо-западном Китае в 1970-х годах. О картине говорят, что это будет персональное признание Чжана в любви к кинематографу, а также возвращение к авторским корням после последних крупнобюджетных проектов.

Чжан Имоу — один из самых значительных китайских режиссеров, обладатель двух «Золотых львов» Венецианского фестиваля, гран-при Канн за фильм «Жить», «Золотого медведя» Берлинале за «Красный гаолян».

Вне конкурса

«Оперативник» (The Operative) — режиссер Юваль Адлер

Фильм основан на израильском бестселлере «Учительница английского» (The English Teacher) о женщине, рекрутированной политической разведкой Израиля для работы в Тегеране. Затем она бесследно исчезает во время похорон отца. Единственная возможность ее найти — бывший наставник, которому она присылает неотслеживаемый телефон. В главных ролях — Диана Крюгер, Мартин Фриман и Эрик Бана. Автор книги-первоисточника — бывший сотрудник разведки Ифтах Райхер Атир.

«Власть» (Vice) — режиссер Адам Маккей

Кино о Дике Чейни — сначала министре обороны, а затем вице-президенте Джорджа Буша в 2001–2009-м. В 2006 году он стал претендентом на всемирную премию за глупость в номинации «Самый глупый человек года». Чейни называют самым могущественным вице-президентом в истории США, а его имя связывают с началом войны в Ираке. В его биографии режиссера Адама Маккея, как и большинство американских либералов, больше всего волнует то, что никто не заметил, как огромная власть оказалась в руках Чейни, который пользовался ей по своему усмотрению.

Маккей известен как продюсер («Братья из Гримсби» и «Диктатор» с Сашей Бароном Коэном, недавно номинированный на «Золотую малину» «Холмс и Ватсон»), сценарист («Человек-муравей», «Грязная кампания за честные выборы»), режиссер («Игра на понижении», «Копы в глубоком запасе»). Из грядущего — Маккей продюсирует американскую адаптацию «Тони Эрдманна».

Иванка Трамп и Джаред Кушнер покинули сеанс, не досмотрев фильм. За роль Чейни Кристиан Бейл получил Золотой глобус за лучшую мужскую роль в комедии или мюзикле. «Власть» продюсировали Брэд Питт, Уилл Феррелл и другие.

В российском прокате с 21 февраля.

Трейлер «Власти»

«Прощание с ночью» (L'adieu à la nuit) — режиссер Андре Тешине

Это 26-ой полнометражный фильм ветерана французского кино Андре Тишине, и уже восьмой, где играет Катрин Денев. Она исполнила роль бабушки, чей внук принимает ислам и уходит на джихад.

Картины Тешине шесть раз участвовали в программе Каннского кинофестиваля, трижды — в Берлине и один раз в Венеции. Эта картина основан на книге «Возвращенцы» репортера Дэвида Томсона о молодых джихадистах. Сценарист Леа Мисиус уже работала с Тешине над последним его фильмом «Враги».

«Варда по Аньес» (Varda by Agnès) — режиссер Аньес Варда

Автобиографический документальный фильм знакового французского режиссера Аньес Варда, которую стали называть «бабушкой французской новой волны», когда ей было около 30 лет. В 2018 году ей исполнилось 90, Варда отметила это, плавая в океане.

«Маригелла» (Marighella) — режиссер Вагнер Моура

Дебютный фильм известного бразильского актера Вагнера Моуры. Он же продюсер и сценарист фильма. Картина рассказывает о левом бразильском писателе и революционере Жуане Карлусе Маригелле, которого убил «эскадрон смерти» бразильской полиции в 1969 году. Сценарий является адаптацией биографической книги «Маригелла: боец, который сжег весь мир» Марио Магальеса.

«О, благодать» (Amazing Grace) — режиссер Алан Эллиотт

В 1972 году соул-певица Арета Франклин, находившаяся тогда на пике своей популярности, записала концертный альбом госпелов в одной из лос-анджелесских церквей. Amazing Grace стал самым продаваемым альбомом госпелов всех времен. В зрительном зале была не только огромная афроамериканская толпа, но и Мик Джаггер с Чарли Уоттсом, которые как раз заканчивал работу над Exile on Main St. Это было снято на пять камер под руководством режиссера Сидни Поллака, который хотел использовать концерт в фильме «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» В итоге пленка так и осталась неиспользованной, а в 2007 году Поллак нанял Алана Эллиотта, чтобы разобраться с кучей технических ошибок, допущенных студией Warner Bros. при монтаже, синхронизировать звук и изображение — и выпустить концерт в свет. Поллак умер от рака в 2008 году, Арета Франклин — в 2018 году, тоже от рака, но успела подать на Эллиотта в суд за незаконное использование ее изображения. Уже после ее смерти родные певицы разрешили прокат фильма.

Трейлер фильма «О, благодать»

Бонус-трек: лучшее из Berlinale Special

«Беспризорник» (Gully Boy) — режиссер Зоя Ахтар

Болливудская музыкальная драмa о взрослении уличных рэперов в Мумбаи.

«Брехт» (Brecht) — режиссер Генрих Брелёр

Мини-сериал в жанре докудрамы об одном из крупнейших драматургов XX века Бертольде Брехте (Бургхарт Клаусснер). Предыдущие фильмы режиссера также были посвящены разным эпизодам новейшей немецкой истории, в частности, Томасу Манну и его роману «Будденброки».

«Та, которой вы верите» (Celle que vous croyez) — режиссер Сэфи Неббу

История 50-летней разведенной учительницы, которая создает Facebook-аккаунт 24-летней девушки, используя найденную фотографию. В главной роли Жюльетт Бинош.

«Уотергейт» (Watergate – Or: How We Learned to Stop an Out of Control President) — режиссер Чарльз Фергюсон

Фильм пара к «Власти» и еще одна картина об институциональном кризисе Америки после Уотергейтского скандала. На этот раз четырехчасовая, документальная и за авторством Чарльза Фергюсона, обладателя «Оскара» за лучший документальный фильм 2011 года  «Инсайдеров». Журналисты недавно писали об интервью с ныне покойным сенатором Джоном Маккейном, которое вошло в картину. Там Маккейн подытожил итоги Уотергейта: «Мы, политики, очень хорошо умеем врать себе о том, как сильно нас любят».

«Мальчик, который обуздал ветер» (The Boy Who Harnessed the Wind) — режиссер Чиветель Эджиофор

Режиссерский дебют артиста Чиветеля Эджиофора, который снимался в «12 годах рабства», «Докторе Стрэндже», «Тайне в их глазах». Маленький малайский мальчик находит способ спасти деревню от голода. Фильм основан на биографии инженера Уильяма Камквамбы, прославившегося после того, как он построил ветрогенератор семьи из велосипедных запчастей, веток эвкалипта и того, что он нашел на местной свалке.

«Питер Линдберг — истории женщин» (Peter Lindbergh - Women Stories) — режиссер Жан Мишель Веккиет

Документальный фильм про фэшн-фотографа Питера Линдберга, который в 1980-х начал снимать женщин как они есть. Синди Кроуфорд так говорила о его творческом методе: «В то время, когда в модели брали женщин с пышными волосами и большой грудью, он показал нашу настоящую красоту. Он фотографировал женщину так, будто она только что проснулась ранним утром».

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari