Впервые вместе в фильме «Однажды в… Голливуде» Квентина Тарантино (уже в прокате) снялись 55-летний Брэд Питт и 44-летний Леонардо ДиКаприо, просто одни из самых известных людей в мире. Об их параллельном пути в кино, о том, как они одновременно играли свои главные роли, — в большом исследовании Татьяны Алешичевой из номера журнала «Искусство кино», посвященного творчеству Тарантино.
Когда в прессе появилась первое промофото фильма «Однажды в... Голливуде», где Брэд Питт и Леонардо ДиКаприо стояли рядом, пристально глядя в камеру, мир восторженно охнул. Их давно хотели видеть вместе, как когда-то ждали появления в одном кадре Де Ниро и Аль Пачино. Две ярчайшие звезды «поколения Икс» с десятилетней разницей в возрасте. Питт появился на свет спустя месяц после убийства Кеннеди, ДиКаприо — спустя три месяца после того, как президентом стал Форд. Питт вырос в Спрингфилде, штат Миссури:
«Мы росли в окружении кукурузных полей, но почему-то все время ели консервированные овощи. Если выехать из этого города, через десять минут начинаются леса и реки».
ДиКаприо в детстве обретался на задворках Лос-Анджелеса:
«Я хорошо понимаю, кто такой Чарли Мэнсон, потому что мои родители жили как хиппи».
Карьерный прорыв обоих пришелся на время правления Буша-старшего.
«Мы вроде как появились на горизонте в одно и то же время»,
— скажет Питт в интервью. Точнее, слегка разминулись. Оба засветились на ТВ в ситкоме конца 80-х «Проблемы роста» про семейство с детьми. Только ДиКаприо играл в нем одного из детей в последнем сезоне, а Питт ненадолго мелькнул в роли неотразимого ухажера старшей сестры на пару лет раньше.
В 1991 году у ДиКаприо закончился контракт в сериале, и он получил роль в психологической драме про семью, дорогу и пьянство «Жизнь этого парня», где играл вместе с Робертом Де Ниро и Элен Баркин. Кто знал тогда, что спустя годы этот сопляк сменит Де Ниро в роли главной звезды фильмов Скорсезе? Именно тогда молодой актер посмотрел на видео все фильмы с участием Де Ниро, а это была классика.
«Таксист», «Бешеный бык»... Они взорвали мне мозг. Я будто вернулся во времена тех парней, образы которых определяли кино начиная с 1950-х, — Джеймса Дина, Монтгомери Клифта, Марлона Брандо. Эти уязвимые герои, которые вырывали свое сердце на экране и играли в кино, будто играют джаз».
ДиКаприо был звездой на пороге славы.
«Кто этот самоуверенный мальчишка, который ведет себя так, будто уже прошел прослушивание?»
— спросит Элен Баркин, когда увидит его впервые.
В том же 1991 году Брэд Питт появляется во всей красе в маленьком независимом фильме дебютанта Тома Ди Чилло «Джонни Замша» в роли парня, очарованного рок-н-роллом и влюбленного в пару синих замшевых ботинок, — тогда на экране впервые проявился его комедийный талант. Но все затмили незабываемые эпизоды «Тельмы и Луизы» (1991) Ридли Скотта, где он в ковбойской шляпе танцует с голым торсом и играет с Тельмой в «камень-ножницы-бумага», уговаривая ее снять кольца, «чтобы руки были полегче». На рассвете его персонаж, жуликоватый автостопщик Джей Ди, ограбит девушку и сбежит. А Брэд Питт, что называется, проснется знаменитым.
В 1993-м за роль тревожного ребенка в фильме Лассе Халльстрёма «Что гложет Гилберта Грейпа?» девятнадцатилетнего ДиКаприо впервые номинируют на «Оскар». Но в фокусе девичьих взглядов здесь еще не он. Он младший, тот, кто смотрит снизу вверх на старшего брата и его подругу — ее играет Джульетт Льюис, на тот момент девушка Брэда Питта в реальной жизни. Одновременно она снимается с самим Брэдом в «Калифорнии», где тот снова демонстрирует обнаженный торс в эпизоде, где его персонаж, серийный убийца, копает могилу.
Персонажи юного Лео ДиКаприо того периода — мятущийся поэт Рембо в «Полном затмении», мальчишка-стрелок в вестерне «Быстрый и мертвый» — надломленные, «прекрасные и обреченные», если воспользоваться словами Фицджеральда. Он играет на экране джаз и рвет девичьи сердца.
«Он похож на девчонку»,
— скажет о нем его кумир Марлон Брандо. ДиКаприо получит собственную статуэтку «Оскар» лишь спустя двадцать один год и четыре актерские номинации. Но по иронии судьбы долгое время у него на полке будет стоять «Оскар», когда-то принадлежавший Брандо. Статуэтка была украдена (по другим сведениям, вспыльчивый Марлон сам выкинул ее в окно), затерялась и спустя годы всплыла на аукционе, где ее выкупили приятели ДиКаприо и преподнесли ему в качестве подарка на день рождения. Обо всех этих перипетиях Лео и не догадывался — а какой мог бы получиться сюжет для фильма!
Брэд Питт впервые получит номинацию тоже за роль персонажа не в себе — безумца Гейнса в «12 обезьянах» (1995) Терри Гиллиама — и тоже останется без награды. За год до этого знаменательного события, в 1994-м, выйдут два фильма, где он окончательно вживается в амплуа образцового героя-любовника, — душераздирающий эпик о неслучившейся любви «Легенды осени» и «Интервью с вампиром», своего рода «Сумерки» 90-х про томного луизианского вампира, обреченного путешествовать во времени, оставаясь вечно молодым. Из начинающего характерного актера, который не чужд комедийных ролей и хорош в них, Брэд Питт становится секс-символом. Один остроумный журналист сформулирует это так: он стал кинозвездой раньше, чем хорошим актером.
Та же участь — из актера превратиться в секс-символ — ждет ДиКаприо спустя два года. В «Ромео + Джульетта» Баз Лурманн снимает его трепетного героя, впервые увидевшего Джульетту, сквозь прозрачную воду аквариума — будто по ту сторону жизни. В «Титанике» его новый Ромео утонет в этой же роковой воде. Леонардо ДиКаприо было двадцать три года, когда «Титаник» породил бешеную Лео-манию среди девочек-подростков: в аэропорту Токио, куда молодой актер прилетит представлять фильм, его будут ждать две с половиной тысячи фанаток. Девочки по всему миру сделали фильму рекордные сборы, потому что ходили на него в кино не по разу.
Что до Питта, то однажды он скажет:
«Пять дней из семи за мной по пятам гонятся папарацци, вот и вся арифметика».
По свидетельству Дэвида Финчера, все это началось в 1994-м прямо на съемках зловещего триллера «Семь», их первой совместной работы. «В начале съемок мы встречались в закусочной в Голливуде, и никому не было до нас дела. Спустя три недели мы уже шагу не могли ступить свободно». В фильмах Финчера Брэд Питт выбрался из ловушки — он перестал быть на экране смазливым парнем, но остался романтическим героем. «Бойцовский клуб» (1999) был тому свидетельством.
«С тех пор как я бросил колледж, я не останавливался ни на день: не выпивка, так косяк. Я все время хватался за что-то такое, убегая от собственных чувств».
У актеров все идет в дело: Питт блестяще продемонстрировал близкое знакомство с «дурью» в крошечном эпизоде «Настоящей любви» (1993) Тони Скотта, где сыграл безбашенного торчка по имени Флойд. Этот персонаж стал чуваком Лебовски задолго до «Большого Лебовски».
«Я придумал название для своей жизни в ЛосАнджелесе в ту пору, когда впервые там оказался: это был мой «сезон Сида и Нэнси».
ДиКаприо практиковал осознанность:
«Два моих главных конкурента в начале карьеры, белокурые детишки, с которыми мы вместе ходили на прослушивания, умерли во цвете лет — один повесился, другой передознулся. Так что для себя я решил: никаких наркотиков. Выпей, выкури сигарету — и хватит».
Сыгравший излечившегося наркомана в «Дневнике баскетболиста» (1995), спустя годы ДиКаприо прилежно консультировался со «специалистом», чтобы достоверно изобразить наркотические эскапады своего Джордана Белфорта в «Волке с Уолл-стрит» (2013).
Это было странно, потому что ДиКаприо приобрел репутацию самозабвенного тусовщика в конце 1990-х, сделав перерыв после «Титаника». Успех дал ему свободу выбора — никаких франшиз и супергероев. От «Человека-паука» и «Звездных войн» он отказался в пользу авторских фильмов Вуди Аллена и Дэнни Бойла — это было нетипичное решение для человека, чей отец работал в индустрии комиксов.
«Выбор ролей — это единственная область моей жизни, где нет компромиссов».
Питт отряхнул с себя ярлык героя-любовника, став постоянным актером Финчера. ДиКаприо проделал то же самое, начав сниматься у Скорсезе. Он заматерел. Исчезла аура хрупкости и незащищенности, которая окружала его героев в начале карьеры, будто слой прозрачной воды. В 2002 году он получил роль в «Бандах Нью-Йорка» и попал прямиком в то кино, о котором грезил, смотря старую классику с участием Де Ниро.
«Лео великий актер немого кино»,
— немного загадочно выразился сам Скорсезе о способности своего подопечного изобразить целый калейдоскоп эмоций краем глаза.
«Посмотрите на его лицо в сцене из «Отступников», когда Билли Костиган понимает, что ему крышка. Вы увидите в его глазах сразу все: панику, паранойю и попытку не потерять хладнокровие».
Скорсезе, кажется, до такой степени больше не мог обойтись без ДиКаприо, что перед выходом его документального фильма о группе Rolling Stones родилась шутка: Лео, наверное, будет сидеть на сцене вместе с «роллингами», держа в руках тамбурин.
В 2004 году Брэд Питт превратился в античную легенду. Он сыграл Ахилла в фильме Вольфганга Петерсена «Троя», который продюсировала его собственная компания Plan B. Роль досталась Питту после того, как из бизнеса вышли двое его компаньонов — бывшая жена Дженнифер Энистон и Брэд Грей, ставший директором Paramout Pictures. А в 2005 году на съемках криминальной комедии «Мистер и миссис Смит» он встретил богиню — Анджелину Джоли. Как когда-то Элизабет Тейлор и Ричард Бартон, Питт и Джоли сделали из своей совместной жизни публичный спектакль с несколькими продолжениями и душераздирающим финалом.
«У меня нет семьи, нет детей. Большой монстр Голливуд прожевал меня и выплюнул»,
— так будет выглядеть все эти годы личная жизнь ДиКаприо.
Оба актера попадут в кино Квентина Тарантино, лучше всех умевшего составлять новые истории из архетипов и классических кубиков. Питт, как водится, раньше — в 2009 году он снимется в «Бесславных ублюдках». ДиКаприо спустя несколько лет появится в «Джанго освобожденном».
Переживающий личностный кризис после разрыва с Джоли, Брэд Питт постигал творческий дзен, увлекшись ролью продюсера: это был его «план Б». В 2014 году он получит свой (пока) единственный «Оскар» за фильм «12 лет рабства» (2013) Стива Маккуина. На заре карьеры в анкетах в графе «занятие» он писал не «актер», а «частный предприниматель». Дожив до почтенного возраста с лицом парня из бойз-бэнда и нерастраченным комическим потенциалом, он высказался в том духе, что кино, мол, дело молодых — лекарство против морщин.
«Теперь мне нравится быть по ту сторону камеры. Не то чтобы для зрелых актеров больше не было ролей, но должен работать естественный отбор. Я все больше ценю стриминговые сервисы, где реализуются качественные проекты. Но я могу оказаться тем динозавром, который даже не подозревает, что смертоносная комета уже в пути».
В 2016 году ДиКаприо тоже возьмет в руки вожделенный «Оскар», претерпев много боли на съемках «Выжившего», где трижды тонул, дважды бывал распорот — по сюжету спасался от дикого медведя и мерз в сугробе. Когда-то на съемках «Авиатора» Скорсезе заставил его сыграть двадцать дублей финального эпизода, где умирает его герой Хоуард Хьюз. Актер был измотан до предела и позже всегда рассказывал эту историю, сопровождая ремаркой:
«Усталость и боль — это временное явление, а фильм останется навсегда».
Две ярчайшие звезды «поколения Икс» с десятилетней разницей в возрасте по-разному смотрят на будущее — свое и кинематографа, с которым они неразделимы. ДиКаприо кажется более оптимистичным:
«Когда одного моего имени стало достаточно, чтобы поднять любой проект, я поклялся, что буду работать с режиссерами, меняющими кино, делающими что-то важное. Это восходит к временам, когда я запоем смотрел «Таксиста» и «Апокалипсис сегодня» и говорил себе, что когда-то стану частью таких фильмов».
Похоже, в отличие от старшего коллеги, Лео не верит в стриминговые сервисы и в ближайшее время мы не увидим его в сериале Netflix или супергеройской франшизе.
Покупайте журнал «Искусство кино», посвященный Квентину Тарантино и его новому фильму «Однажды в... Голливуде».
Читайте также:
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari