«Артдокфест», Берлинале, «Оскар» и «Фотоувеличение»

«Эта работа является безусловной удачей молодого режиссера»

30 декабря журнал «Искусство кино» при поддержке ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм» выпускает в повторный прокат новогоднюю комедию «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова. Историк кино Станислав Дединский подготовил к выходу фильма подборку архивных материалов об истории создания этой ленты, которые ранее не публиковались. «Искусство кино» представляет третий из них — выдержки из стенограмм заседаний Художественного совета киностудии «Мосфильм», на которых обсуждали кастинг — кинопробы кандидатов на различные роли в фильме «Карнавальная ночь».

Обсуждение кинопроб 12 июня 1956 г.

<…> 1. Группа просит утвердить актеров на роли: Огурцова — И. Ильинского.

Райзман Ю. Я.Режиссер: Мне думается, что Константинов был бы интереснее. Ильинский что-то играет, а Константинов поразительно органичен. 

Пырьев И. А.Режиссер, руководитель киностудии «Мосфильм»: Ильинский и играет очень хорошо, и очень популярный актер.

Трауберг Л. З.Режиссер: Константинов — хороший актер, но я — за Ильинского. Ильинский сейчас играет не так мягко, как может, но Ильинский — комедийный персонаж. Дальше он будет интереснее.

Райзман Ю. Я.: Если авторы считают, что нужно Ильинского на эту роль, — тогда нечего оспаривать.

2. На роль Лены Крыловой группа просит утвердить Л. Касьянову.

Поляков В. С.Сценарист, автор сценария фильма: Я против Касьяновой — ее трудно снимать. Это — самодеятельность: актриса не произносит буквы «Ш». На нее много надо потратить времени. На мой взгляд, лучше Скобцева. 

Райзман Ю. Я.: Мне тоже нравится Скобцева.

Рошаль Г. Л.Режиссер: Мне ни одна из трех представленных актрис не нравится: ни Касьянова, ни Скобцева, ни Бескова.

Арнштам Л. О.Режиссер: Бескова не раскрыта, ее нельзя разобрать. Скобцева хороша.

Пырьев И. А.: Действие происходит в Доме культуры в провинции, а у Скобцевой в лице много такого, что не свойственно провинциальным девушкам.

Рошаль Г. Л.: Если бы Касьянова смогла дать нюансировку, тогда другое дело. А сейчас рядом с Беловым она только мешает ему.

Ласкин Б. С.Сценарист, автор сценария фильма: Меня смущает то обстоятельство, что Касьянова — полнейшая дилетантка. Лена — это заводной человек, а Касьянова играет рохлю.

Нам важна судьба картины. Хотелось бы попробовать актрису с музыкой, с пением, с движением. Мне Скобцева нравится больше Касьяновой, в ней есть привлекательность. А непосредственность Касьяновой обращается в дилетантство. Это тем более опасно, что ставит картину еще неопытный режиссер. Что касается Бесковой, то мне она кажется интересной, но ее плохо здесь показали. Хотелось бы этой роли уделить еще внимание, чтобы точно угадать актрису. Мы просим разрешить нам еще посмотреть актрису. <…>

Райзман Ю. Я.: Касьянова — необычайно пресная девица. 

Трауберг Л. З.: Я не согласен с Г. Л. Рошалем, что ни одна из представленных актрис не устраивает. Меня, например, устраивают все три. Но вот в чем дело, и я ставлю об этом вопрос. Посмотрите, как снята Власова. Отвратительно. Она в жизни очаровательная, а как она здесь выглядит? <…> 

Касьянова хорошо получится, но с ней надо поработать. Подошла бы Юдина. Но после «Подмостков» говорили, что ее очень трудно было снимать. Обещала приехать, обещания не выполнила. С ней картина будет стоять… Поэтому я против Юдиной. Они пересняли 65 девушек — и все они [как] на отбор (Некрасова, Дружинина и др.). Но все они хуже и на фото, и на пленке. Я высказываюсь за то, чтобы взять Касьянову и в оставшееся до срока время начать с ней работать. Кстати, она у Козинцева снимается — [играет] Дульцинею.

Пырьев И. А.: Переходим к Грише. Группа на эту роль просит утвердить Битюкова. Художественный совет — за Белова. 

На роль Гриши утверждается Ю. Белов

На роль Усикова представляется Г. Куликов 

(утверждается)

На роль Ромашкиной — группа и авторы за Власову.

Райзман Ю. Я.: Когда Власова за столом — она хороша, когда она поет — старовата.

Рязанов Э. А.: Власова — хорошая актриса, причем из Театра оперетты и абсолютно отвечает роли. 

На роль Ромашкиной утверждается О. Власова. <…> 

На роль лектора представляются В. Лепко и Б. Адашевский.

Райзман Ю. Я.: У Лепко вы чувствуете огромные возможности.

Пырьев И. А.: И тот и другой мне не нравятся. Хорош был бы Плятт. Тут лектор должен плясать ни с того, ни с сего и пр. Мне думается, что вопрос с лектором надо оставить открытым.

На роль тети Дуси предложено поискать актрису.

Поляков В. С.: У нас должен быть клоун, и эту роль должен играть драматический артист, а не настоящий клоун.

Пырьев И. А.: Мне кажется, что тут надо использовать Олега Попова, это самый популярный актер в Европе, а мы его у себя не замечаем. Надо подумать над тем, чтобы создать картину для Олега Попова.

Ласкин Б. С.: Хочу от имени автора спросить, можно ли будет попробовать снять Бескову в нормальном виде.

Пырьев И. А.: Мне думается, можно.

(Члены Художественного совета не возражают). <…>

Райзман Ю. Я.: Насчет декораций. Когда речь шла о выборе актрисы для «Карнавальной ночи», то И. А. Пырьев сказал, что Скобцева не годится, так как дело происходит в небольшом провинциальном городе, а Скобцева не соответствует провинциальному духу. А декорации по этой картине? Дворец культуры, например. Это же опять чудовищная лакировка: мраморные коридоры, огромные залы, колоссальные витражи. Да ко всему прочему это и неверное решение. Если дядю, возглавляющего это учреждение, вы посадите в такой мраморный дворец, то это никак не будет сатира. Тут место должно соответствовать людям и характеру того, что происходит в картине. <…>

Рязанов Э. А.: Мне приходилось много видеть дворцов культуры в нашей стране, и я должен сказать, что во многих провинциальных городах лучше стали дворцы культуры. А что касается масштабов, то смета архитектурного бюро порядочно обрезана. И третье обстоятельство. В нашей картине нет ни одного кадра натуры. Если мы будем давать [действие] в закутках, то не будет воздуха в картине. Поэтому мы старались дать много стекла и натурного фона за окном. Масштаб декорации также даст воздух. 

Райзман Ю. Я.: <…> Меня несколько удивил разговор относительно декораций «Карнавальной ночи» и режиссерское выступление в связи с этим. То, что по цветной картине представляются черно-белые эскизы, — это недопустимо. Но надо делать вдвое больше эскизов, если они предстают в карнавальной или в бытовой обстановке. И так надо делать, чтобы решить, хорошо это или плохо. Кроме того, надо проверить и вкус. Вы делаете пробу, снимаете Власову поющую и видите, что на таком фоне глаза на лоб лезут. <…>

Тогда вы хотя бы оговорились об этом, а иначе мы принимаем это за ваш вкус. Вы нам должны показать в карнавальном виде эскизы и в бытовой обстановке, — тогда у нас будет представление. А сейчас это халтурный, недопустимый подход к делу.

Пробы по линии операторской в высшей степени неудовлетворительны, даже если сбросить те задачи, которые мы ставили в пробах. А ведь пробы — это фон будущей картины. Это совершенно правильно, закономерно, и эта задача нами решалась, а сейчас почему-то все ушли от нее. <…>Стенограмма заседания Художественного совета по обсуждению кинопроб по картинам: 1) «Карнавальная ночь» режиссера Э. Рязанова. 2) По картине «Высота» режиссера А. Зархи. 12 июня 1956 г. РГАЛИ. Ф. 2453. Оп. 3. Ед. хр. 561. Л. 17, 12–13.

Решение Художественного совета по фильму «Карнавальная ночь» режиссера Э. Рязанова от 12 июня 1956 г. 

I. Посмотрев и обсудив пробы актеров по фильму «Карнавальная ночь» (режиссер — Э. Рязанов), Художественный совет постановляет:

1. Одобрить актеров: И. Ильинского на роль Огурцова, Л. Касьянову — Лены, Ю. Белова — Гриши, Г. Куликова — Усикова, О. Власову — Ромашкиной, А. Тутышкина — гл. бухгалтера.

2. Дополнительно провести пробы актеров на роль лектора (возможно, с привлечением актера [Р.] Плятта.

3. Найти новую кандидатуру актрисы на роль тети Дуси.

4. Принять меры, направленные на более высокое качество операторской работы будущего фильма.

Представленные пробы, снятые Э. Гулидовым, не дают никакого представления об операторском решении фильма. Изображение получилось плоским и невыразительным. Крайне плохо сняты портреты почти всех героев.

II. Просмотрев эскизы декораций по фильму «Карнавальная ночь» (художник О. Гроссе), Художественный совет отмечает, что они не дают пока представления о жанровом решении изобразительного строя вещи. Художник в общем решил декорации конструктивно и не сумел придать им характера, соответствующего общему замыслу вещи.

Большим недостатком является также и то, что эскизы декораций к цветному фильму-комедии сделаны черно-белыми.

Художественный совет рекомендует художнику О. Гроссе в дальнейшей работе над фильмом учесть замечания членов Художественного совета. 

Председатель Художественного совета Ив. Пырьев.

Решение Художественного киностудии «Мосфильм» от 30 ноября 1956 г. 

Посмотрев и обсудив законченный производством фильм «Карнавальная ночь» (режиссер — Э. Рязанов, оператор — А. Кольцатый), Художественный совет отмечает, что эта работа является безусловной удачей молодого режиссера. 

Успех этой картины по сравнению с целым рядом киноревю и концертов заключается, прежде всего, в том, что удалось органично связать все номера, определить их правильный темп и длину.

Профессионально картина сделана гладко и чисто, с хорошим пониманием природы смешного и тонким вкусом. 

Правильно подобранный и хорошо работающий актерский ансамбль также способствует успеху картины.

Следует прежде всего отметить большую удачу молодой актрисы Л. Гурченко, исполняющей роль Лены, и молодого актера Ю. Белова, исполняющего роль Гриши.

Прекрасно ведет свою роль актер И. Ильинский.

Художественный совет отметил также умелое и тонкое изобразительное решение фильма, выполненное оператором А. Кольцатым и художниками К. Ефимовым, О. Гроссе.

Музыка, написанная композитором А. Лепиным, не только органически вплетается в ткань произведения, но и в значительной степени помогает его восприятию.

Художественный совет постановляет: фильм «Карнавальная ночь» — одобрить и рекомендовать к выпуску на экран.

Председатель Художественного совета Ив. Пырьев.Решение Художественного совета по фильму «Карнавальная ночь» режиссера Э. Рязанова. 12 июня 1956 г. – 30 ноября 1956 г. Ф. 2453. Оп. 3. Ед. хр. 563. Л. 1–2.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari