Авторы номера исследуют переходы между различными видами искусства, включая адаптацию литературы в кино и видеоигр в другие жанры. В номере обсуждаются современные российские экранизации, переосмысление традиционных форм искусства и феномен "автофикшн" в творчестве его представителей.

«Ночь кино». Программа «Искусства кино»

29 августа в Москве в пятый раз пройдет «Ночь кино» — ежегодный общегородской фестиваль, посвященный кинематографу во всех его проявлениях. «Искусство кино» и «Москино» приглашают зрителей вернуться в кинозалы, чтобы вновь посмотреть на большом экране выдающиеся образцы зарубежного и отечественного кино. Полный список фильмов можно посмотреть тут

Центральная программа под кураторством редакции журнала «Искусство кино» представит важные самобытные картины, завоевавшие призы и признание на международных фестивалях последних лет. Зрителей также ждут показы новых российских сериалов — «Хороший человек» Константина Богомолова, «Последний министр» Романа Волобуева и премьера «Игры на выживание» Карена Оганесяна. После показов состоятся встречи и обсуждения с режиссерами. 

Вход на все мероприятия свободный, по регистрации.

«Видение» (реж. Наоми Кавасэ)

«Видение» (реж. Наоми Кавасэ)

Французская журналистка Жанна (Жюльет Бинош) приезжает в Японию в поисках редкого лекарственного растения, которое, по слухам, способно избавить человека от всех тревог и душевных терзаний. В лесу Нара журналистка встречает нелюдимого Томо и его наставницу Аки, пророчицу и хранительницу леса, которая утверждает, что ей тысяча лет. Перед тем как взойдет таинственное растение, вернутся события прошлого, завяжутся новые отношения, но и время потечет по иным правилам, открывая новые возможности для человеческого бытия. Премьера «Видения» прошла на международном кинофестивале в Торонто. «Видение» стало первым фильмом Кавасэ, который участвовал в основном конкурсе кинофестиваля в Сан-Себастьяне.

Показ пройдет при поддержке Японского Фонда. После показа пройдет онлайн-встреча с режиссером Наоми Кавасэ.

«Молодой Ахмед» (реж. Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн)

«Молодой Ахмед» (реж. Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн)

Фильм рассказывает историю превращения 13-летнего Ахмeда из обычного мусульманина-старшеклассника в радикала-экстремиста. После нападения на свою учительницу Инес Ахмед отправляется в молодежный реабилитационный центр, чтобы научиться подавлять свой гнев. Этот фильм братьев Дарденн, с одной стороны, продолжает начатые ими в предыдущих картинах поиски, с другой — обращается к новым, актуальным для режиссеров и всего мира проблемам, ведь их герой — мусульманин и начинающий террорист. «Молодой Ахмед» получил номинацию на «Золотую пальмовую ветвь» — это восьмая работа братьев в основном конкурсе Каннского кинофестиваля. Именно за него братья впервые отмечены призом Канн за режиссерскую работу.

После показа пройдет онлайн-встреча с режиссерами Жан-Пьером и Люком Дарденн. 

«Бесконечная поэзия» (реж. Алехандро Ходоровский)

«Бесконечная поэзия» (реж. Алехандро Ходоровский)

«Бесконечная поэзия» — продолжение автобиографического «Танца реальности», с которым чилийский сюрреалист Ходоровский вернулся в режиссуру после пятнадцатилетнего перерыва. Во время рассказа о своем отрочестве режиссер обращается к себе двадцатилетнему и рассматривает так отношения с женщинами и поэзией. Фильм снял один из главных современных операторов — визионер Кристофер Дойл, работавший над «Любовным настроением», «Героем», «Чунгкингским экспрессом». Картина «Бесконечная поэзия» была показана на Каннском кинофестивале в рамках программы «Двухнедельник режиссеров», а также участвовала в фестивалях в Локарно и Мюнхене.

После показа смотрите видеоинтервью с оператором Кристофером Дойлом. 

«Транзит» (реж. Кристиан Петцольд)

«Транзит» (реж. Кристиан Петцольд)

«Транзит» снят по одноименному роману Анны Зегерс о Второй мировой войне, действие которого перенесено в наше время. Немецкие войска стремительно приближаются к Парижу. Скрывавшийся немецкий беженец Георг в последний момент успевает уйти от ареста и бежать в Марсель, но для этого нужно получить транзитную визу. Во время скитаний по городу он встречает загадочную незнакомку Мари, в которую влюбляется с первого взгляда. По словам режиссера, этот фильм-аллегория представляет собой финальную часть его трилогии «любовь во времена репрессий». В нее также вошли «Барбара» (2012) и «Феникс» (2014). Номинация на главный приз Берлинале.

Показ пройдет при поддержке Гёте-Института в Москве. После показа смотрите видеоинтервью с режиссером Кристианом Петцольдом.

«Джессика навсегда» (реж. Каролин Поджи, Джонатан Винель)

«Джессика навсегда» (реж. Каролин Поджи, Джонатан Винель)

Джессика — королева, а еще она рыцарь, мать, волшебница, богиня, звезда. Джессика спасает отчаявшихся детей, сирот и одиноких мальчишек, которые не познали материнской любви и превратились в чудовищ. Они живут как одна семья и пытаются создать мир, в котором смогут выжить. Этот визуально насыщенный фильм-антиутопию, как никогда актуальный во времена самоизоляции, сами режиссеры описали так: «Картина рассказывает о поколении, преследуемом насилием и которое так жаждет ощутить свою связь с окружающим миром». А вдохновением для Джессики послужили Арвен из «Властелина колец», Баффи-истребительница вампиров и героини компьютерных игр. Фильм участвовал в кинофестивале в Торонто, а также был показан в программе «Панорама» на Берлинале.

После показа пройдет онлайн-встреча с режиссерами Каролин Поджи и Джонатаном Винелем

«Бог Дьёсёгёй» (реж. Сергей Потапов)

«Бог Дьёсёгёй» (реж. Сергей Потапов)

Ежегодно в конце июня народ саха собирается для празднования Ысыаха — дня, когда на землю спускается погостить небесное божество Дьёсёгёй. В документальной картине «Бог Дьёсёгёй» якутский режиссер Потапов использует мотивы древних преданий, чтобы рассказать историю любви и потери, о жертвенной смерти и чудесном воскрешении. Материал черно-белой картины снимали сразу четыре оператора в течение полутора суток. Актеры прибегли к методу свободной импровизации, общались с гостями праздника, провоцировали собеседников на живой диалог и растворялись в толпе.

После показа пройдет встреча с режиссером Сергеем Потаповым.

«Настоящее. Совершенное» (реж. Чжу Шэнцзэ)

«Настоящее. Совершенное» (реж. Чжу Шэнцзэ)

В фильме переплетены настоящие моменты жизни, транслируемые малознакомыми пользователями стриминговых сервисов из разных уголков Китая: оператором башенного крана, мужчиной с идиопатической низкорослостью, молодой матерью-одиночкой и другими. Виртуальный мир становится для них возможностью раскрыть себя реальными людьми без страха быть отвергнутыми. За время работы над фильмом, который стал второй документальной работой Чжу Шэнцзэ, молодой режиссер сняла более 800 часов материала. В 2019 году «Настоящее. Совершенное» победил в Роттердамском кинофестивале с формулировкой «отважный фильм, который уносит нас туда, где мы еще никогда не бывали, который показывает нам героев, которые хотят и нуждаются в том, чтобы их увидели. За фильм, расширяющий возможности киноязыка».

После показа пройдет онлайн-встреча с режиссером Чжу Шэнзцэ.

«Нина У» (реж. Миди Зед)

«Нина У» (реж. Миди Зед)

После восьми лет съемок в маленьких ролях в жизни начинающей актрисы Нины У наступает «звездный час»: она получает главную роль в шпионском триллере, действие которого развивается в 1960-х. Роль сложная, но коллеги и пресса считают, что она справилась блестяще. Однако, находясь на пороге триумфа, Нина начинает терять уверенность в себе. Она бежит в родительский дом, но ее преследуют параноидальные фантазии о загадочной женщине. И пока Нина продолжает вспоминать счастливые времена, кажется, что есть одно важное воспоминание, которое она хочет забыть. Премьера «Нины У» состоялась в рамках «Особого взгляда» Каннского кинофестиваля.

После показа пройдет онлайн-встреча с режиссером Миди Зед.

«Drama Girl» (реж. Винсент Бой Карс)

«Drama Girl» (реж. Винсент Бой Карс)

Этот экспериментальный проект смешивает документалистику и игровое кино, а его режиссер, молодой документалист и новатор, заставляет свою главную героиню переигрывать ключевые сцены ее недавнего прошлого. Он задается вопросами: что такое реальность и что такое жанр? Наша жизнь — это история? Если да, можно ли ее переписать? Может ли художественная драматизация помочь нам лучше понять себя и окружающий мир? Премьера фильма прошла на Международном кинофестивале в Роттердаме.

После показа смотрите видеоинтервью с режиссером Винсентом Бой Карсом. 

«Преступный человек» (реж. Дмитрий Мамулия)

«Преступный человек» (реж. Дмитрий Мамулия)

28-летний Георгий Месхи невольно становится свидетелем убийства известного вратаря. Этот факт переворачивает его жизнь вверх тормашками. Оказавшись на панихиде убитого и стараясь быть незамеченным, он наблюдает за женой и дочерью убитого. Изо дня в день Георгий возвращается на место преступления и начинает интересоваться всем, что связано с убийством. «Преступный человек» был показан в программе «Горизонты» на кинофестивале в Венеции.

После показа пройдет онлайн-встреча с режиссером Дмитрием Мамулией. 

«След зверя» (реж. Агнешка Холланд)

«След зверя» (реж. Агнешка Холланд)

Немолодая женщина живет одна в лесу недалеко от города. Она очень любит природу и животных и безуспешно пытается вразумить местных охотников не убивать зверей. Однажды без следа пропадают две ее собаки, а затем в округе начинают происходить загадочные убийства. Премьера «Следа зверя» состоялась в основном конкурсе Берлинского фестиваля в 2017 году.

После показа пройдет онлайн-встреча с режиссером Агнешкой Холланд.

«Бабай» (реж. Артем Айсагалиев)

«Бабай» (реж. Артем Айсагалиев)

Бабай — герой славянского фольклора, которым родители пугают своих детей. Два брата — Марк и Геша — не исключение: они живут в постоянном страхе сделать что-то не так и получить нагоняй от отца. Постепенно мрачная сказка становится для них реальностью. «Бабай» — полнометражный дебют Артема Айсагалиева, выпускника режиссерского курса Калифорнийского института искусств, — был показан в конкурсной программе Bright Future Роттердамского кинофестиваля. Звукорежиссер картины — Николай Антонов, оператор — Саша Кулак. Редакция «Искусства кино» назвала фильм одним из лучших за 2019 год.

После показа пройдет онлайн-встреча с режиссером Артемом Айсагалиевым.

«Перекресток Миллера» (реж. Джоэл Коэн, Итан Коэн)

«Перекресток Миллера» (реж. Джоэл Коэн, Итан Коэн)

Америка, тридцатые годы. Сухой закон заставляет город биться в конвульсиях из-за схватки двух конкурирующих преступных кланов. Полицейская система прогнила насквозь, все чиновники коррумпированы. В криминальных разборках приветствуются самые жестокие и грязные методы. Есть лишь один человек, который смог остаться выше этой крысиной возни. Он — последний из бандитов, еще не потерявший представления о чести и достоинстве. Его зовут Том Риган. Он — правая рука главаря ирландской мафии.

Один из лучших фильмов культового дуэта братьев Коэн и один из лучших фильмов в истории кино вообще. Магия «Перекрестка Миллера», признанного кинокритиками квинтэссенцией гангстерского кино, рождается из тонких и точных визуальных образов: осеннего леса или черной гангстерской шляпы, задумчиво летящей по ветру; из незабываемо-пронзительного саундтрека Картера Бёруэлла; из мощных актерских работ — особенно в исполнении Джона Туртурро и Гэбриела Бирна — и главное — из особого сочетания вечной коэновской мрачности, черного юмора и одновременно лиричности, глубины и мудрости.

«Хороший человек» (реж. Константин Богомолов)

«Хороший человек» (реж. Константин Богомолов)

В тихий городок Воскресенск приезжает молодой столичный следователь Евгения Ключевская, чтобы проверить информацию СМИ о существовании серийного убийцы. В Воскресенске москвичку встретят прохладно: как и во многих провинциальных городках, здесь в 90-х сложилась экосистема, где все вокруг чем-то повязаны и в шкафу каждого припрятано по скелету. Сериал «Хороший человек» — следующая режиссерская работа Константина Богомолова для платформы START. Ранее Богомолов снял первый сезон «Содержанок» и сериал «Безопасные связи».

После показа пройдет обсуждение фильма с режиссером Константином Богомоловым и участниками съемочной группы.

«Последний министр» (реж. Роман Волобуев)

«Последний министр» (реж. Роман Волобуев)

Евгений Александрович Тихомиров (Ян Цапник) — бывший мэр вымышленного уральского городка Малая Пышма (избранный из-за опечатки в избирательном бюллетене и утопивший его через неделю руководства) — назначается главой вымышленного министерства перспективного планирования и развития социально-экономической политики, 24-м и последним по значимости министром правительства. Тихомиров развивает на новом посту кипучую деятельность, чем удивляет как своих подчиненных, так и кураторов, ну а заодно ставит на уши всю страну.

По словам Михаила Трофименкова, «Последний министр» Романа Волобуева едва ли не лучший русский сериал/фильм за долгое время. Точный, умный, смешной, отменно написанный и безупречно сыгранный, он прост настолько, насколько просты только очень сложные конструкции».

После показа пройдет обсуждение фильма с режиссером Романом Волобуевым.

«Игра на выживание» (реж. Карен Оганесян)

«Игра на выживание» (реж. Карен Оганесян)

Шестнадцать человек отправляются в дикую сибирскую тайгу, чтобы поучаствовать в реалити-шоу и побороться за один миллион евро. Правила просты: никакой еды, личных вещей, электричества, связи и цивилизации на сотни километров вокруг. Победит тот, кто дойдет до конца. Однако ТВ-проект превращается в смертельно опасную игру, где главным призом становится жизнь. Все серии «Игры на выживание» зрители смогут увидеть с 31 августа 2020 года на телеканале ТНТ или платформе PREMIER.

После показа пройдет обсуждение фильма с режиссером Кареном Оганесяном и продюсерами Нелли Яраловой и Марией Шухниной.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari