Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Берлин-2016. На разных ветрах - Искусство кино

Берлин-2016. На разных ветрах

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Во втором берлинском репортаже Нины Цыркун – "Хеди" (Inhebbek Hedi) Мохамеда Бен Аттиа, "Борис без Беатрис" (Boris sans Béatrice) Дени Коте, "Море в огне" (Fuocoammare) Джанфранко Рози.


berlinale logoПока особых художественных открытий на нынешнем Берлинском фестивале не наблюдается, зато он интересен своей географией. Пожалуй, кое-что даже попало в конкурсную программу именно благодаря либо локальной экзотике, либо редкому присутствию конкретной страны на международных смотрах.

Любопытно, что при этом возникают неожиданные сближения. Два фильма с противоположных краев Земли рассказывают об одном и том же, но с противоположных исходных позиций. "Хеди" тунисского дебютанта в полнометражном кино Мохамеда Бен Аттиа – история о том, что в психологии наывают бунтом кротких. "Борис без Беатрис" известного в мире канадца Дени Коте – ровно наоборот, о смирении гордого человека. Оба режиссера старательно педалируют то главное свойство, которое к финалу герою надлежит избыть.

Тунисец Хеди Баррак (Мадж Мастура) – жертва деспотичной матери; мало того, что она выбрала для него работу (конечно ненавистную), она же нашла ему и невесту (правда, очень хорошенькую). И зритель наблюдает, как Хеди заваливает производственные задания и тяжко вздыхает, получая ночами любовные эсэмэски от невесты. А на другом сеансе зрителя принуждают сочувствовать баснословно богатому Борису Малиновскому (Джеймс Хайдмен), которого местные власти унижают, ставя в очередь на благоустройство участка дороги возле его особняка. И заодно вдоволь налюбоваться его шикарными ботинками и дорогими рубашками. А еще – двумя любовницами, одна из которых (русская, как и он) живет в его доме и ухаживает за больной женой Беатрис. В жене-то все и дело. Борис ее любит и страдает оттого что она впала в жестокую депрессию и умолкла. Далее каждый из авторов (оба сами писали сценарии к этим фильмам) предоставляют своему герою шанс круто изменить ситуацию. Хеди накануне свадьбы встречает девушку по имени Рим и пылко влюбляется, действуя без всякой былой робости и уже планируя уехать за границу и переквалифицироваться из менеджеров по продажам в комиксмейкеры. С Борисом сложнее. Коте напускает туману, посылает ему таинственного незнакомца (в этой роли колоритный Дени Лаван, за которым всегда интересно наблюдать, какую бы ерунду ему ни пришлось играть), ну и тот выписывает гордому богачу рецепт поведения, то есть смирения, столь же несерьезный, сколь и легко выполнимый. Финал предсказуем.

berlinale 2 hedi"Хеди", режиссер Мохамед Бен Аттиа

"Борис без Беатрис" начинается и заканчивается знаковым кадром. Борис стоит посреди луга и его обдувает сильный ветер, поднимаемый спускающимся вертолетом. Борис еле держится на ногах, но ему удается устоять. Это, видимо, следует читать так: светский плейбой попал под искусственные ветры гламурной жизни, но в критической ситуации пересмотрел свою жизнь и одолел их тлетворное влияние.

berlinale 2 cote1"Борис без Беатрис", режиссер Дени Коте

Из этого искусственного мира конкурсная программа Берлинале погружает зрителей в мир самый что ни на есть реальный. События документальной ленты итальянского режиссера Джанфранко Рози "Море в огне" происходят на острове Лампедуза близ Сицилии, куда устремляются из Африки утлые суденышки с беженцами. Из почти полумиллиона этих несчастных, неимоверными трудами добывших деньги, чтобы заплатить за переправу, 15 тысяч погибли, не добравшись до заветной Лампедузы. А тем временем на острове идет своя жизнь. 12-летний Самуэле, быстренько разобравшись с уроками, играет с приятелем в войнушку, учит его стрелять из рогатки и расспрашивает отца про моряцкую жизнь. Новости о тонущих в море и взывающих о помощи африканцах, которое передает местное радио, проходят мимо него. Сидящий на радиоточке ди-джей быстро переходит к концерту по заявкам: тетя Мария просит передать для горячо любимого мужа песню "Море в огне" – и звучит красивая мелодия в ритме фокстрота. Хроника мирной, столетиями устоявшейся жизни перемежается эпизодами спасения тонущих, подсчетом трупов. На лицах спасшихся счастливчиков радости нет. Трагические глаза, хмурые лица, горькие слезы и даже кровавые слезы из глаз мужчины, вместе с другими пережившего семидневный переход по морю без еды и воды, в душном трюме.

Местный доктор, который лечит и островитян от мала до велика, без свойственных итальянцам эмоций рассказывает о том, как ему приходится оказывать беженцам первую помощь и брать биоматериал у трупов. Он не может отрешиться от этой работы и она приходит к нему ночами в кошмарных снах.

berlinale 2 rosi2"Море в огне", режиссер Джанфранко Рози

Автор фильма тоже воздержался от эмоций, в фильме даже нет закадрового комментария. Джанфранко Рози просто сопоставил простую нормальную жизнь и тот ад, из которого бегут и бегут ни в чем не повинные люди, большинство из которых женщины и дети, в надежде спастись от бомбежек, тюремных застенков и голода. Бегут из Нигерии, Судана, Чада, Ливии, Сирии, из Эритреи, откуда когда-то во время гражданской войны ребенком был эвакуирован и сам Джанфранко Рози.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Трудная жизнь без цензуры

11.02.2012

Я восемнадцать лет являюсь главным редактором журнала, и не было ни одного текста, по поводу которого у меня  возникало бы сомнение: а можно ли это опубликовать? Не  будет ли опасности для «Искусство кино», для меня, для нашего министерства, спонсоров? Не было ощущения несвободы. Итак: цензура. Куда она подевалась?


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Начался конкурсный отбор на Generation Campus 2013

15.03.2013

Объявлен прием заявок на пятый ежегодный Generation Campus – международную бесплатную тренинговую программу творческого и профессионального развития молодых кинематографистов. В этом году курс пройдет с 19 по 25 июня 2013 года в Москве. В этом году интенсивный курс обучения режиссеров, сценаристов, продюсеров, документалистов и операторов дополнен программой, рассчитанной на композиторов, музыкальных продюсеров, актеров и аниматоров. Всего в рамках Generation Campus будут работать 8 лабораторий, участники которых получат возможность реализовать конкретные практические задачи, связанные с их кинопроектами, а также развить профессиональные навыки на мастер-классах, семинарах и индивидуальных консультациях опытных коучей.