Берлин-2017. Три женщины

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Во втором берлинском репортаже Нины Цыркун – «Фелисите» Алена Гомиса, «След зверя» Агнешки Холланд и «Фантастическая женщина» Себастьяна Лелио.

berlinale logo

Три женщины из трех конкурсных лент Берлинале. Разного возраста, из разных стран и даже континентов, но каждая из них проходит нелегкий путь, который сама себе выбрала.

Главная героиня драмы сенегальского режиссера Алена Гомиса «Фелисите» (Félicité) живет где-то в африканской глубинке вдвоем с сыном-подростком, работает певицей в баре. Как потом выясняется, она ушла от мужа, решив стать самостоятельной. Но несмотря на внешнюю деловитость, Фелисите слишком доверчива и простодушна, так что постоянно становится жертвой чужой хитрости или наглости. Однажды телефонным звонком ее извещают, что сын попал в аварию и лежит в больнице. Врач говорит, что необходима сложная и дорогая операция, а для начала требуется купить лекарства. Незнакомая женщина, сидевшая рядом с койкой сына, вызвалась помочь, сбегать в аптеку, – и исчезла вместе с деньгами, которые Фелисите с готовностью выгребла из своего кошелька. Так начинается тернистый путь несчастной матери по добыче денег. Она обходит родных, соседей, коллег, бывшего мужа, стучится ворота незнакомых богачей, выколачивает гроши у прижимистых работодателей... Ее гонят в дверь, она лезет в окно. К черту гордость, на уме только одно: страдающее дитя. И вот вроде цель близка, но поздно: сыну пришлось ампутировать ногу.

berlinale 2017 2 1«Фелисите»

Действие фильма перемежается сценами преследующих Фелисите кошмаров, воскрешающих ужас, пережитый героиней в раннем детстве, когда ее уже собирались похоронить. И теперь она каждое утро как бы оживает вновь, готовая опять встретиться с миром, который так не хочет ее принимать. Многочисленные проходы Фелисите с тщательно уложенными дредами на гордо поднятой голове, или с синяками на лице, наталкивают на сравнение с феллиниевской Кабирией, которую Гомис явно имел ввиду. Жаль только, что режиссер злоупотребил этим приемом, несколько растерявшим свой былой эффект.

Героиню кросс-жанрового триллера Агнешки Холланд «След зверя» (Pokot), снятого по роману Ольги Токарчук, зовут Янина, но она настаивает, чтобы к ней обращались по фамилии: Душейко. Живет она тоже в глубинке, в горном селении, в лесу, вышла на пенсию, но преподает в местной школе английский. Вся ее семья – две собачонки. Все бы хорошо, но не дают ей покоя охотники-стервятники и один живодер-садист, живьем сдирающий с лисиц шкуры. Душейко пишет жалобы в полицию, но там смеются над ее сердоболием и даже у ксендза она не находит понимания. Затем пропадают ее собачки, а в селении начинаются странные убийства – кто-то будто решил извести всю властную верхушку, всех этих любителей охоты.

Актриса Агнешка Мандат-Грабка играет женщину из поколения Холланд, которое Янина Душейко называет теми, кто хотел переустроить мир по законам справедливости. Теперь пришли времена, когда об этой справедливости забыли. И если сам служитель церкви заодно с кровавыми головорезами, остается лишь ждать нового звездного цикла, обещанного астрологией. Надежда – лишь на внеземные, космические силы.

berlinale 2017 2 2«След зверя»

Комментируя свой фильм на пресс-конференции, Агнешка Холланд с присущим ей темпераментом назвала его политическим. Нынешнее польское правительство никак не отнесешь к демократическим, утверждает она. Потому что демократия для этих людей означает тотальную власть большинства над меньшинствами. Пример – антиэкологическое лобби, при помощи которого в Польше принимаются законы, не только наносящие вред природе, но и направленные против ее защитников. По всей Европе, продолжает Холланд, сейчас идет самая настоящая контрреволюция, грозящая большой катастрофой. Правда, как заключила свою пламенную речь режиссер, то, что плохо для стран и народов, хорошо для кино. Оно всегда расцветает, когда напряженность в обществе растет, и люди чувствуют потребность ответить на эти вызовы.

Чилийский режиссер Себастьян Лелио («Глория») известен в кинематографе как последовательный защитник меньшинств. Героиня его новой картины «Фантастическая женщина» (Una mujer fantástica) – ее играет дебютантка Даниэла Вега – недавно получила имя Марина, а прежде была Даниэлем. Теперь, потеряв любимого человека, она чувствует на себе нескрываемую враждебность и государства в лице служителей закона, и обычных граждан. Одна против всех, Марина упрямо идет своим путем.

berlinale 2017 2 3«Фантастическая женщина»

В одном из эпизодов ее застает на пустынной улице Сант-Яго ураганный ветер, сшибающий с ног. Можно было бы забежать в подъезд, укрыться, переждать бурю, но она будто назло стихии не сворачивает в сторону. И не боится ответить своим обидчикам, хотя их больше, и они сильнее. Безумство храброй героини вознаграждается. Как вознаграждается отвага и двух других сильных женщин – Фелисите и Янины по фамилии Душейко.

«Артдокфест»–2016. Неигровое кино: реальность и рефлексия

№1, январь

«Артдокфест»–2016. Неигровое кино: реальность и рефлексия

«Круглый стол» «Искусства кино» и «Артдокфеста». Модератор – Даниил Дондурей. ДАНИИЛ ДОНДУРЕЙ. Когда мы с Виталием Манским планировали эту – уже пятую нашу совместную – дискуссию, я предложил тему радикализации неигрового кино, то есть хотел обсудить расширение его границ, которое, как мне кажется, происходит в последнее время, но не обсуждается, не проблематизируется.

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Основные потребители кино в России — девочки 12-17 лет»

10.02.2014

Государство в лице Министерства культуры регулярно призывает кинематографистов снимать кино духоподъёмное, патриотическое, идеологически выдержанное. Российский кинобизнес в ответ на этот призыв выдал «на-гора» пару фильмов о спорте, на подходе — фильмы и сериалы о Первой и Второй мировых войнах. А за какое кино готов «голосовать» зритель своим кошельком? Об этом рассуждает главный редактор журнала «Искусство кино», культуролог Даниил Дондурей в интервью газете «Аргументы и факты».

Новости

Гран-при фестиваля «Киношок-2013» завоевал «Старик»

23.09.2013

В Анапе завершился XXII Открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок», стартовавший 15 сентября. В программе «Киношока-2013» прошли конкурс полнометражных фильмов, конкурс короткометражных фильмов «Границы Шока», конкурс игровых телефильмов «ТВ-Шок», конкурс детского игрового и анимационного кино «КиноМалыШок», а также конкурс киноальманахов OMNIBUS. В специальной программе «В фокусе» лучшие национальные фильмы в этом году представлял Кыргызстан.