Дознание – сила. «Чудо на Гудзоне», режиссер Клинт Иствуд

  • Блоги
  • Нина Цыркун

В кинотеатрах продолжается прокат исторической драмы «Чудо на Гудзоне» (Sully), снятой живой кинолегендой – Клинтом Иствудом. Нина Цыркун воздает должное работе 86-летнего мастера.


В оригинале «Чудо на Гудзоне» называется «Салли» – так по-свойски зовут пилота Чесли Салленбергера, 15 января 2009 года совершившего аварийную посадку авиалайнера со стопятидесятью пассажирами и пятью членами экипажа прямо на реку вблизи Манхэттена. «Чудом на Гудзоне» назвала это событие пресса и вслед за ней – российские прокатчики. Капитан лайнера стал героем для тех, кому он спас жизнь, и для американцев, оценивших его подвиг. Но не для чиновников Национального агентства по безопасности. У них его действия вызвали сомнения, в результате которых капитану и его коллеге, второму пилоту Джеффу Скайлзу, пришлось пройти жесткую и, пожалуй, даже пристрастную процедуру служебного расследования.

Вскоре после вылета из нью-йоркского аэропорта Ла Гуардиа в обе турбины самолета врезались дикие гуси. В результате на критически низкой высоте двигатели потеряли тягу. По мнению комиссии, командиру следовало вернуться в Ла Гуардиа или посадить самолет в ближайшем аэропорту Тетерборо. А он развернулся и сел на Гудзоне. Целесообразно ли было рисковать жизнью пассажиров? На кону сорок лет безупречной службы, тысячи успешных полетов – и 208 секунд аварийной посадки, которые могут поставить крест на карьере пилота и эксперта по безопасности полетов. Расследование и его итоги – драматургическая ось фильма.

sully 2«Чудо на Гудзоне»

При всей исключительности прецедента для режиссера фильма Клинта Иствуда техническая часть истории не особенно важна, тем более что она давно и неплохо изучена. Оператор Том Стерн эффектно снимает захватывающие эпизоды в воздухе, на воде и на земле цифровыми камерами, адаптированными к формату IMAX, но все же в центре внимания Иствуда – человек, выполнявший свой долг. Поэтому в оригинальном названии фильма чудо не фигурирует. И потому же так внешне сдержанна, лишена всякой экзальтации игра Тома Хэнкса, сыгравшего Салленбергера и переживающего посттравматический стресс, кошмары, которые преследуют его и ночью, и среди бела дня.

Надо сказать, что события в фильме сконденсированы, сжаты до считанных дней, в то время как на самом деле расследование, потребовавшее неоднократного воспроизведения перипетий злополучного рейса, заняло около полугода. Расчет, согласно компьютерной имитации полета, как будто однозначно говорил в пользу возвращения в аэропорт, что и стало основой обвинения командира в неоправданном риске. Но Салленбергер, для которого привычно полагаться и опираться на показания приборов, знает о специфике своей работы нечто такое, что диктует не доверять стерильным условиям теста. Часто фигурирующий в анализе авиационных катастроф человеческий фактор как причина дисфункции здесь высвечивается совершенно неожиданно, выявляя преимущества именно человечного, пошагового подхода к конкретному решению в конкретной критической ситуации. Заставить себя успокоиться, просчитать варианты и выявить приоритетный выход посадки – не «в воду», как сформулировали аналитики, а «на воду», то есть на естественную, достаточно гладкую и широкую посадочную площадку Гудзона.

«Чудо на Гудзоне», трейлер

Внешне экранный Салли похож на своего прототипа разве что сединой, но судя по включенным в картину документальным кадрам, актер точно передает его естественность, умение сочувствовать, чувство долга и способность сохранять хладнокровие в опасной ситуации – качества, столь ценимые Клинтом Иствудом. Те, которыми обладает он сам. Между прочим, в молодости, во время военной службы ему пришлось пережить нечто подобное гудзонскому чуду. Его самолет совершил экстренную посадку в Тихом океане, и Клинт очутился в воде… Несколько лет назад Иствуд мог бы стать идеальным исполнителем роли почти 58-летнего (на ту пору) Салленбергера, но в 86 лет это, конечно, уже нереально и нереалистично.

Аарон Экхарт в роли подручного – второго пилота Джейффа Скайлза добавляет фильму ноту иронии и юмора, но прежде всего демонстрирует предписанную регламентом безусловную либо вынужденную веру в правильность решений командира и вытекающую отсюда фантастическую слаженность действий. В фильме тоже все продумано и слажено, и если отвлекают внимание ненужностью, а то и неуклюжестью некоторые детали, так ведь они точно так же раздражают нас и в реальности, к которой фильм тяготеет своей квазидокументальностью. Фокусируя внимание на Салленбергере, Иствуд едва ли ни формально, в меру необходимости прописывает фоны – от пострадавших пассажиров аэробуса до участников спасательной операции, занявшей всего-навсего 23 минуты! И еще он деликатно вводит в картину линию телефонных разговоров Салли с женой Лоррейн (Лора Линни), в которых, несмотря на отрывистость, проступают и важные подробности личной жизни, и дополнительные штрихи к характеру.

sully 3«Чудо на Гудзоне»

Не желая беллетризировать историю, режиссер следует параметрам сценария, который Тодд Комарники написал по мотивам автобиографической книги Салленбергера и Джеффри Заслоу «Долг превыше всего», в соответствии с названием однозначно задающей вектор повествования. Сопровождается действие музыкой, написанной Кристианом Джейкобом – но по мелодии Клинта Иствуда, подобно командиру воздушного лайнера сохраняющего контроль над процессом на всем пути.

Параутопия. «По ту сторону надежды», режиссер Аки Каурисмяки

№2, февраль

Параутопия. «По ту сторону надежды», режиссер Аки Каурисмяки

Зара Абдуллаева

Из трюма торгового судна вылезает замордованный угольной пылью человек. Вскоре выяснится, что этот черный – сириец. А пока он направляется в общественный туалет, где руки черного работника-невидимки выдают ему полотенце и мыло. Грязный путешественник принимает душ, восстанавливает лицо и сдается полиции Хельсинки в надежде на новую жизнь.

Колонка главного редактора

Уметь читать азбуку Морзе российской культуры. О новой идеологической доктрине Владимира Путина

08.02.2013

Начав с методологического вступления по теме президентского Послания 2012 года, социолог и искусствовед Даниил Дондурей поспорил с редакторами Gefter.ru о риторике Владимира Путина. Разговор — о будущем, спор — о концептах, заметки — о новациях президента в его последних речах.

Новости

Архив Андрея Тарковского будет выставлен на аукционе Sotheby's

07.11.2012

Коллеция режиссера, включающая в себя письма, аудиозаписи и фотографии, как ожидается, будет продана на аукционе «Сотбис», сообщает британская газета Guardian. Руководитель «Сотбис» Стивен Роу (Steven Roe) полагает, что архив дает удивительную возможность заглянуть во внутренний мир русского режиссера, чьи картины входят в многочисленные рейтинги «всех времен и народов». В частности, в нем есть блокноты с разборами, кадр за задром, созданных фильмов, черновики письма Брежневу и многие другие материалы.