Дознание – сила. «Чудо на Гудзоне», режиссер Клинт Иствуд

  • Блоги
  • Нина Цыркун

В кинотеатрах продолжается прокат исторической драмы «Чудо на Гудзоне» (Sully), снятой живой кинолегендой – Клинтом Иствудом. Нина Цыркун воздает должное работе 86-летнего мастера.


В оригинале «Чудо на Гудзоне» называется «Салли» – так по-свойски зовут пилота Чесли Салленбергера, 15 января 2009 года совершившего аварийную посадку авиалайнера со стопятидесятью пассажирами и пятью членами экипажа прямо на реку вблизи Манхэттена. «Чудом на Гудзоне» назвала это событие пресса и вслед за ней – российские прокатчики. Капитан лайнера стал героем для тех, кому он спас жизнь, и для американцев, оценивших его подвиг. Но не для чиновников Национального агентства по безопасности. У них его действия вызвали сомнения, в результате которых капитану и его коллеге, второму пилоту Джеффу Скайлзу, пришлось пройти жесткую и, пожалуй, даже пристрастную процедуру служебного расследования.

Вскоре после вылета из нью-йоркского аэропорта Ла Гуардиа в обе турбины самолета врезались дикие гуси. В результате на критически низкой высоте двигатели потеряли тягу. По мнению комиссии, командиру следовало вернуться в Ла Гуардиа или посадить самолет в ближайшем аэропорту Тетерборо. А он развернулся и сел на Гудзоне. Целесообразно ли было рисковать жизнью пассажиров? На кону сорок лет безупречной службы, тысячи успешных полетов – и 208 секунд аварийной посадки, которые могут поставить крест на карьере пилота и эксперта по безопасности полетов. Расследование и его итоги – драматургическая ось фильма.

sully 2«Чудо на Гудзоне»

При всей исключительности прецедента для режиссера фильма Клинта Иствуда техническая часть истории не особенно важна, тем более что она давно и неплохо изучена. Оператор Том Стерн эффектно снимает захватывающие эпизоды в воздухе, на воде и на земле цифровыми камерами, адаптированными к формату IMAX, но все же в центре внимания Иствуда – человек, выполнявший свой долг. Поэтому в оригинальном названии фильма чудо не фигурирует. И потому же так внешне сдержанна, лишена всякой экзальтации игра Тома Хэнкса, сыгравшего Салленбергера и переживающего посттравматический стресс, кошмары, которые преследуют его и ночью, и среди бела дня.

Надо сказать, что события в фильме сконденсированы, сжаты до считанных дней, в то время как на самом деле расследование, потребовавшее неоднократного воспроизведения перипетий злополучного рейса, заняло около полугода. Расчет, согласно компьютерной имитации полета, как будто однозначно говорил в пользу возвращения в аэропорт, что и стало основой обвинения командира в неоправданном риске. Но Салленбергер, для которого привычно полагаться и опираться на показания приборов, знает о специфике своей работы нечто такое, что диктует не доверять стерильным условиям теста. Часто фигурирующий в анализе авиационных катастроф человеческий фактор как причина дисфункции здесь высвечивается совершенно неожиданно, выявляя преимущества именно человечного, пошагового подхода к конкретному решению в конкретной критической ситуации. Заставить себя успокоиться, просчитать варианты и выявить приоритетный выход посадки – не «в воду», как сформулировали аналитики, а «на воду», то есть на естественную, достаточно гладкую и широкую посадочную площадку Гудзона.

«Чудо на Гудзоне», трейлер

Внешне экранный Салли похож на своего прототипа разве что сединой, но судя по включенным в картину документальным кадрам, актер точно передает его естественность, умение сочувствовать, чувство долга и способность сохранять хладнокровие в опасной ситуации – качества, столь ценимые Клинтом Иствудом. Те, которыми обладает он сам. Между прочим, в молодости, во время военной службы ему пришлось пережить нечто подобное гудзонскому чуду. Его самолет совершил экстренную посадку в Тихом океане, и Клинт очутился в воде… Несколько лет назад Иствуд мог бы стать идеальным исполнителем роли почти 58-летнего (на ту пору) Салленбергера, но в 86 лет это, конечно, уже нереально и нереалистично.

Аарон Экхарт в роли подручного – второго пилота Джейффа Скайлза добавляет фильму ноту иронии и юмора, но прежде всего демонстрирует предписанную регламентом безусловную либо вынужденную веру в правильность решений командира и вытекающую отсюда фантастическую слаженность действий. В фильме тоже все продумано и слажено, и если отвлекают внимание ненужностью, а то и неуклюжестью некоторые детали, так ведь они точно так же раздражают нас и в реальности, к которой фильм тяготеет своей квазидокументальностью. Фокусируя внимание на Салленбергере, Иствуд едва ли ни формально, в меру необходимости прописывает фоны – от пострадавших пассажиров аэробуса до участников спасательной операции, занявшей всего-навсего 23 минуты! И еще он деликатно вводит в картину линию телефонных разговоров Салли с женой Лоррейн (Лора Линни), в которых, несмотря на отрывистость, проступают и важные подробности личной жизни, и дополнительные штрихи к характеру.

sully 3«Чудо на Гудзоне»

Не желая беллетризировать историю, режиссер следует параметрам сценария, который Тодд Комарники написал по мотивам автобиографической книги Салленбергера и Джеффри Заслоу «Долг превыше всего», в соответствии с названием однозначно задающей вектор повествования. Сопровождается действие музыкой, написанной Кристианом Джейкобом – но по мелодии Клинта Иствуда, подобно командиру воздушного лайнера сохраняющего контроль над процессом на всем пути.

Агнешка Холланд: «Мы становимся свидетелями мощной контрреволюции»

№2, февраль

Агнешка Холланд: «Мы становимся свидетелями мощной контрреволюции»

Агнешка Холланд, чьи картины трижды номинировались на премию «Оскар», называет свою новую работу «След зверя», представленную в конкурсе Берлинале, кроссжанровым триллером. Для режиссера, известного в основном своими сложными гуманистическими драмами и более коммерческими проектами, это первый опыт работы в чистом детективном жанре, по крайней мере, в полнометражном кино.

Гарри Поттер (книга и фильм): что это было?

Колонка главного редактора

Гарри Поттер (книга и фильм): что это было?

25.07.2011

16 июля в программе "Культурный шок" на радио "Эхо Москвы" шел разговор о таком явлении, как Гарри Поттер, о книгах Джоан Роулинг и их экранизациях. В беседе участвовали Сергей Бунтман, Александр Шаталов и Даниил Дондурей. Высказывания Даниила Дондурея на обозначенную тему приводятся ниже. Весь разговор можно прослушать или прочесть на сайте радиостанции "Эхо Москвы" (слушать/читать).

Новости

В Севастополе завершился XII мкф «Победили вместе»

20.05.2016

На проходящем с 14 по 19 мая в Севастополе международном кинофестивале "Победили вместе" Гран-при был удостоен фильм Варвары Филипчук «Переведи меня через Майдан» совместного производства Украины и России.