Дознание – сила. «Чудо на Гудзоне», режиссер Клинт Иствуд

  • Блоги
  • Нина Цыркун

В кинотеатрах продолжается прокат исторической драмы «Чудо на Гудзоне» (Sully), снятой живой кинолегендой – Клинтом Иствудом. Нина Цыркун воздает должное работе 86-летнего мастера.


В оригинале «Чудо на Гудзоне» называется «Салли» – так по-свойски зовут пилота Чесли Салленбергера, 15 января 2009 года совершившего аварийную посадку авиалайнера со стопятидесятью пассажирами и пятью членами экипажа прямо на реку вблизи Манхэттена. «Чудом на Гудзоне» назвала это событие пресса и вслед за ней – российские прокатчики. Капитан лайнера стал героем для тех, кому он спас жизнь, и для американцев, оценивших его подвиг. Но не для чиновников Национального агентства по безопасности. У них его действия вызвали сомнения, в результате которых капитану и его коллеге, второму пилоту Джеффу Скайлзу, пришлось пройти жесткую и, пожалуй, даже пристрастную процедуру служебного расследования.

Вскоре после вылета из нью-йоркского аэропорта Ла Гуардиа в обе турбины самолета врезались дикие гуси. В результате на критически низкой высоте двигатели потеряли тягу. По мнению комиссии, командиру следовало вернуться в Ла Гуардиа или посадить самолет в ближайшем аэропорту Тетерборо. А он развернулся и сел на Гудзоне. Целесообразно ли было рисковать жизнью пассажиров? На кону сорок лет безупречной службы, тысячи успешных полетов – и 208 секунд аварийной посадки, которые могут поставить крест на карьере пилота и эксперта по безопасности полетов. Расследование и его итоги – драматургическая ось фильма.

sully 2«Чудо на Гудзоне»

При всей исключительности прецедента для режиссера фильма Клинта Иствуда техническая часть истории не особенно важна, тем более что она давно и неплохо изучена. Оператор Том Стерн эффектно снимает захватывающие эпизоды в воздухе, на воде и на земле цифровыми камерами, адаптированными к формату IMAX, но все же в центре внимания Иствуда – человек, выполнявший свой долг. Поэтому в оригинальном названии фильма чудо не фигурирует. И потому же так внешне сдержанна, лишена всякой экзальтации игра Тома Хэнкса, сыгравшего Салленбергера и переживающего посттравматический стресс, кошмары, которые преследуют его и ночью, и среди бела дня.

Надо сказать, что события в фильме сконденсированы, сжаты до считанных дней, в то время как на самом деле расследование, потребовавшее неоднократного воспроизведения перипетий злополучного рейса, заняло около полугода. Расчет, согласно компьютерной имитации полета, как будто однозначно говорил в пользу возвращения в аэропорт, что и стало основой обвинения командира в неоправданном риске. Но Салленбергер, для которого привычно полагаться и опираться на показания приборов, знает о специфике своей работы нечто такое, что диктует не доверять стерильным условиям теста. Часто фигурирующий в анализе авиационных катастроф человеческий фактор как причина дисфункции здесь высвечивается совершенно неожиданно, выявляя преимущества именно человечного, пошагового подхода к конкретному решению в конкретной критической ситуации. Заставить себя успокоиться, просчитать варианты и выявить приоритетный выход посадки – не «в воду», как сформулировали аналитики, а «на воду», то есть на естественную, достаточно гладкую и широкую посадочную площадку Гудзона.

«Чудо на Гудзоне», трейлер

Внешне экранный Салли похож на своего прототипа разве что сединой, но судя по включенным в картину документальным кадрам, актер точно передает его естественность, умение сочувствовать, чувство долга и способность сохранять хладнокровие в опасной ситуации – качества, столь ценимые Клинтом Иствудом. Те, которыми обладает он сам. Между прочим, в молодости, во время военной службы ему пришлось пережить нечто подобное гудзонскому чуду. Его самолет совершил экстренную посадку в Тихом океане, и Клинт очутился в воде… Несколько лет назад Иствуд мог бы стать идеальным исполнителем роли почти 58-летнего (на ту пору) Салленбергера, но в 86 лет это, конечно, уже нереально и нереалистично.

Аарон Экхарт в роли подручного – второго пилота Джейффа Скайлза добавляет фильму ноту иронии и юмора, но прежде всего демонстрирует предписанную регламентом безусловную либо вынужденную веру в правильность решений командира и вытекающую отсюда фантастическую слаженность действий. В фильме тоже все продумано и слажено, и если отвлекают внимание ненужностью, а то и неуклюжестью некоторые детали, так ведь они точно так же раздражают нас и в реальности, к которой фильм тяготеет своей квазидокументальностью. Фокусируя внимание на Салленбергере, Иствуд едва ли ни формально, в меру необходимости прописывает фоны – от пострадавших пассажиров аэробуса до участников спасательной операции, занявшей всего-навсего 23 минуты! И еще он деликатно вводит в картину линию телефонных разговоров Салли с женой Лоррейн (Лора Линни), в которых, несмотря на отрывистость, проступают и важные подробности личной жизни, и дополнительные штрихи к характеру.

sully 3«Чудо на Гудзоне»

Не желая беллетризировать историю, режиссер следует параметрам сценария, который Тодд Комарники написал по мотивам автобиографической книги Салленбергера и Джеффри Заслоу «Долг превыше всего», в соответствии с названием однозначно задающей вектор повествования. Сопровождается действие музыкой, написанной Кристианом Джейкобом – но по мелодии Клинта Иствуда, подобно командиру воздушного лайнера сохраняющего контроль над процессом на всем пути.

Ничего своего. «Освобождение. Инструкция по применению», режиссер Александр Кузнецов

№1, январь

Ничего своего. «Освобождение. Инструкция по применению», режиссер Александр Кузнецов

Кристина Матвиенко

Фильм красноярского фотохудожника Александра Кузнецова начинается с крупных планов обитателей (хотелось написать «заключенных», но!) психоневрологического диспансера, расположенного на станции Тинская Красноярского края. Они отвечают на вопросы про мечту. Кто-то неопределенно бубнит про будущее, кто-то высказывает конкретное, давно вынашиваемое желание – восстановить право на дееспособность, чтобы работать, жениться и завести детей. Девушка, на которой камера задерживается особенно долго, признается, что ни одна мечта в ее жизни не сбывалась.

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  

Памяти Алексея Германа

Новости

Памяти Алексея Германа

22.02.2013

21 февраля 2013 года в Санкт-Петербурге после тяжелой болезни на 75-м году жизни скончался режиссер, сценарист, драматург, актер Алексей Юрьевич Герман. Все, кто делает журнал «Искусство кино», пишет для него, и, уверены, читает его, восприняли эту смерть как тяжелую личную утрату. Вероятно, это прозвучит пафосно, но уход великого мастера и бескомпромиссного гражданина означает подлинную трагедию для всей отечественной культуры, искусства и общественной жизни.