Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Небесный капитан - Искусство кино

Небесный капитан

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Джон Картер должен был быть первым американским космическим киногероем. А получилось так, что он впервые появился на экране лишь сейчас, через 80 лет после своего рождения на страницах романа Эдгара Райса Берроуза. Джон был старшим братом (в том смысле, что придумавший их отец-писатель у них был один) другого знаменитого героя – Тарзана и во многом определил облик первого экранного космического путешественника – Флэша Гордона.

Цикл книг о приключениях ветерана Гражданской войны, бывшего конфедерата из Вирджинии капитана Картера сразу же был разрисован в комиксах, а в 1931 году зашла речь об экранизации. (Надо уточнить, что к тому времени Фриц Ланг уже снял свою «Женщину на Луне», так что дело не в мировом приоритете). С тех пор права на постановку переходили от студии к студии, замысел ее – от продюсера к продюсеру и от режиссера к режиссеру, пока, наконец, компания Walt Disney выделила четверть миллиарда долларов и вручила судьбу Джона дважды оскароносцу-аниматору, но дебютанту в игровом кино Эндрю Стэнтону.

Первая книжка о Картере называлась «Принцесса Марса»; герой был телепортирован на красную планету (по-местному Барсум), оказавшись в пещере с таинственными знаками. Впоследствии в истории комикса именно пещера становится таким сакральным местом превращения обыкновенного человека в супергероя – достаточно вспомнить Бэтмена или Эндрю, героя недавней «Хроники» режиссера Джоша Транка. Пещерное прошлое можно проследить до мифа Платона о пещере, в которой как в тюрьме заточен чувственный мир людей, и откуда выбраться можно путем концентрации усилий, прежде всего умственных, но и душевных. Вот и Джон Картер (Тейлор Китч), чей телесный клон вырывается за пределы земного тяготения и оказывается в ином мире, проходит свой путь тяжкого познания, чтобы вернуться на Землю другим человеком. Марсианские приключения Картера включают в себя многие известные сюжеты и мотивы – литературные, кинематографические и научные, а также научно-фантастические. Два противостоящих друг другу марсианских города надеются на победу с помощью луча смерти, к изобретению которого вплотную подходит принцесса Гелиума Дея Торис (Линн Коллинз). Идея лучей смерти тоже восходит к античности – Плутарх и Тит Ливий писали, что римский флот при осаде Сиракуз по придумке Архимеда был уничтожен солнечными лучами, отраженными отполированными щитами. В конце 19-го века нечто подобное описывал Герберт Уэллс в «Войне миров»; легендарный Никола Тесла утверждал, что создал такое оружие, а в 1927 году Алексей Толстой приписал изобретение смертоносного гиперболоида инженеру Гарину. Уже в 1925 году Лев Кулешов снял фильм «Луч смерти». Так что Берроуз и тогда был на гребне волны, но и сегодня не устарел – теперь луч смерти называется лазером. Ну и, конечно, как всегда актуальны другие темы – конспирологическая слежка (орден вездесущих тернов), война с непохожими расами (люди против четвероруких тарков) за абсолютное господство на планете, а главное – ответственность, которую кто-то должен взять на себя, чтобы не дать миру пойти вразнос.

Джон Картер в исполнении малоизвестного (но с большим будущим – грядут сиквелы) Китча безупречен как любой супергерой; его возлюбленная принцесса прекрасна и, по моде сезона, сильна в боевых искусствах, но самый обаятельный и привлекательный персонаж – бессловесный собакообразный зверь Вула, преданный помощник Джона, в котором читается его родословная от студии Pixar. И еще: не только искусная 3D технология роднит «Картера» с «Аватаром»; этот межпланетный квест – не просто бродилка, а действительно путь, где каждый поворот – выбор судьбы.

 


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

«Культура — это секретная служба»

21.11.2012

Выступление социолога, главного редактора журнала «Искусство кино» на заседании президентского Совета по правам человека всколыхнуло медийный бомонд. Кто-то услышал в его словах призыв к цензуре на телевидении, иные разглядели банальный плач по культуре. Но сам Даниил Дондурей, человек, благодаря которому в словарь президента вошло богатое словосочетание «культурный код», полагает, что его вообще не поняли. И объясняет «Новой газете» — почему.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Ушел из жизни главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей

10.05.2017

Сегодня, 10 мая ушел из жизни бессменный главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Борисович Дондурей (19 мая 1947 – 10 мая 2017).