Какая чудная игра. «Пеле: рождение легенды», режиссеры Джефф Цимбалист, Майкл Цимбалист

  • Блоги
  • Нина Цыркун

В прокат вышла биографическая драма о детстве прославленного футболиста вплоть до его триумфа на первом этапе Кубка мира в Швеции, когда главному герою было семнадцать. О рождении легенды на большом экране рассказывает Нина Цыркун. 


«Пеле: рождение легенды» – байопик, сделанный по классическим, если не сказать старомодным, правилам жанра. А поскольку заглавный герой в качестве продюсера собственноручно перелопатил исходный сценарий братьев Джеффа и Майкла Цимбалист, вышла, скорее, автобиография. Не вся целиком, только до первого триумфа, но в ней содержится тот минимум, который нужно знать целевой аудитории. О том, как бедный мальчонка Эдсон/Дико Арантин ду Насименту из заштатного Трес-Корасойнс исполнил свое обещание, данное отцу в девять лет, сделать Бразилию чемпионом мира по футболу , а презрительную кличку превратил в звездное имя футбольного короля. Целевая аудитория в данном случае – как раз сверстники экранного Пеле, дети и подростки, для которых он сегодня и впрямь только легенда – но легенда, способная стать живым примером для подражания. В фильме имеются все рекомендации, необходимые для следования образцу, внятно озвученные и подробно проиллюстрированные. (Нынешнему поколению будет с этим проще, чем предшественникам, в том числе соотечественникам знаменитого бомбардира, специально обучившимся грамоте для того, чтобы прочесть книгу «Я – Пеле»).

Байопик всегда уязвим, особенно под внимательными и пристрастными взглядами фандома, но перед наивной непритязательностью этой ленты трудно устоять. Кто-то, пожалуй, и всплакнет: сентиментальности здесь через край, в духе той самой бразильской мыльной оперы. Хотя фильм о том, как стать не только звездой, но прежде всего мужчиной.

«Пеле: рождение легенды»

Быть самим собой и не стыдиться себя таким, каким ты есть – это основное жизненное правило, внушенное сыну отцом, стреноженным на ярком старте Дондиньо (Сеу Жоржи), вынужденным для прокорма семьи мыть туалеты в городской больнице, но ставшим главным и лучшим тренером будущего самого высокооплачиваемого спортсмена своего времени. В фильме не обошлось без актуального и теперь (а уж в 50-е годы прошлого века и подавно) мотива барьера между богатыми и бедными. Первая детская команда, в которой играл Дико, называлась «Босоногие» – денег на бутсы ни у кого не было. Но бедность хитра на выдумки; при отсутствии мяча Дондиньо обучал сына с помощью плодов манго: зеленые годятся для отработки прицельности удара, а спелые – для «мягкой и нежной» обработки мяча.

Pele 3«Пеле: рождение легенды»

Как бы то ни было, получив изрядную долю насмешек от состоятельных соперников и безропотно таская больничные горшки, чтобы помочь семье трудовой медью, Дико нисколько не озлобился и потом всегда оценивал людей только по их личным качествам. Причем немало способствовал консолидации нации благодаря спортивным успехам. На основе, кстати, национального достояния, переданного ему из рук в руки отцом. Речь о джинге – базовом элементе бесконтактного боевого искусства капоэйра, из которого родились фирменные финты и непредсказуемый дриблинг «Черной жемчужины». Джинга стала камнем преткновения между Пеле уже в составе «Сантоса» и тренером команды. Считалось, что именно эта манера игры привела к позорному проигрышу бразильской сборной команде Эквадора на чемпионате 1950 года, а потому сверху поступило указание придерживаться европейского «дисциплинированного» стиля. (Между прочим, и капоэйра, старинное изобретение черных рабов, популярное теперь во всем мире, в самой Бразилии была долго запрещена, даже конституционно). И вот, выйдя на поле в решающем матче, семнадцатилетний новичок с травмированным коленом должен доказать, что победить можно, не обязательно копируя игру чужих лидеров... Ясное дело, исторической точности тут особо искать не приходится, и самый быстрый игрок бразильцев, хромой (!) Гарринча, а также Вава и Диди в фильме про Пеле на вторых ролях...

Pele 2«Пеле: рождение легенды»

Кевин де Паула, в актерском и спортивном смыслах сыгравший девятилетнего Пеле, как и Леонардо Лима Карвальо (Пеле в 16-17 лет), успешно справились со своими задачами. Но, на мой взгляд, все же по-настоящему главным героем фильма братьев Цимбалист стал Дондиньо, оставаясь при этом в тени как в жизни, так и на экране. Мы ведь знаем, как выстроилась линия жизни Пеле – что же за него волноваться. Так что более всего трогает судьба не реализовавшего своих возможностей гения, чей рекорд – пять голов, забитых головой в одной игре, не смог побить даже его прославленный сын.

<p><object width="555" height="312" data="//www.youtube.com/v/jMqKQz3GnlM?hl=ru_RU&amp;version=3"><param name="movie" value="//www.youtube.com/v/jMqKQz3GnlM?hl=ru_RU&amp;version=3" /><param name="allowFullScreen" value="true" /><param name="allowscriptaccess" value="always" /><embed src="//www.youtube.com/v/jMqKQz3GnlM?hl=ru_RU&amp;version=3" type="application/x-shockwave-flash" width="555" height="312" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="allowfullscreen" movie="//www.youtube.com/v/jMqKQz3GnlM?hl=ru_RU&amp;version=3" allowFullScreen="true"></embed></object>
Что произошло с правыми? Левые и правые – контекст и эволюция

№3, март

Что произошло с правыми? Левые и правые – контекст и эволюция

Дмитрий Бутрин

Главную политическую дихотомию Нового времени – оппозицию правых и левых в политике – хоронили не один, не два и не двенадцать раз. Само по себе описание попыток аналитиков, политиков и политологов создать «неэвклидову геометрию» распределения современных политических сил друг относительно друга, альтернативную историческому расположению мест во французском парламенте, может составить неплохую книгу. Возможно, такая книга и существует, просто я не удосужился ее прочитать.

Колонка главного редактора

Чтобы ткань города усложнилась

21.09.2015

В Москве прошел фестиваль современного документального кино о городе и человеке «Центр». Главная идея фестиваля в формировании города как культурного кластера, в котором люди учитывают интересы друг друга. Корреспондент Агентства социальной информации поговорил с одним из членов жюри фестиваля, культурологом и главным редактором журнала «Искусство кино» Даниилом Дондуреем о том, какую роль играют гражданские инициативы в создании культуры города, каких культурных пространств не хватает столице и могут ли москвичи создать собственную городскую культуру.

Новости

В Санкт-Петербурге пройдет второй СПМКФ

05.09.2013

C 13 по 22 сентября в Санкт-Петербурге пройдет второй Санкт-Петербургский международный кинофестиваль – конкурсный фестиваль игровых полнометражных фильмов. В программу нынешнего СПМКФ, по предварительной оценке, войдет порядка 97 фильмов из 32 стран. 14 картин составят конкурсную программу фестиваля, при этом каждая из них, отмечают устроители фестиваля, – будет российской премьерой. Большинство этих фильмов-участников конкурса будет лично представлено их создателями.