Лучшего фестиваля в Москве не будет

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

Как уже сообщалось, в результате проведенного тендера Москва может лишиться в этом году международного кинофестиваля 2 in 1 («Два в одном»). C комментарием по горячим следам – Зара Абдуллаева. 


Российские любители кино понесли тяжелую художественную утрату. В этом году отменяется в Москве международный фестиваль 2 in 1 (он же Two-in-one, он же «Два в одном»).

Мотив: фестивалю не предоставляется площадка кинотеатра «35мм». Можно ли найти новую? При желании, конечно. Но об этом и речи нет. Между тем, программы уже составлены, участники приглашены, а реализовать все это невозможно. Об этом мне рассказал арт-директор фестиваля Алеша Медведев.

Я вспыхнула: получается, что два или несколько международных кинофестивалей громадной Москве не нужно. Отлично. В городе, где нет музея кино, не будет теперь и замечательного фестиваля. Зато есть где отвлечься от унизительных чувств и мыслей: в Парке культуры и отдыха. Он, кажется, действительно процветает. А мы лишились изысканного проекта. Совершенно необходимого. Навсегда ли? Кто же может ответить на такой детский вопрос наверняка?

За три года существования этого фестиваля (а до них – три года делался Tomorrow тем же Алешей Медведевым) он завоевал независимую, бескорыстную репутацию. В программах этого фестиваля не было случайных фильмов. Они могли нравиться или не нравиться, но выбирались осознанно и с пониманием того, что важного случилось в этом году в кино. Возможно, мои пристрастия совпадают с выбором моего друга Алеши Медведева. Но уверена, что такова правда жизни и искусства.

Достоинство 2 in 1 в нашей обедневшей теперь кинофестивальной столице состояло в том, что он не был ни попсовым, ни маргинальным предприятием. Удержать такое равновесие мало кому под силу. Если честно, оно уникально.

В нашем кино, его производстве и функционировании полно проблем. Среди главных – уплощение, съеживание собственно кинопространства. Дело ведь даже не в том, что мало делается или прокатывается хороших фильмов, а в том, что нет развитых зрителей, а те, что есть, деградируют. Хотя могли бы воспарить.

2 in 1 играл огромную просветительскую роль для передовой московской публики. Эти люди знали, что в Москве – хотя бы на четыре дня в году – есть место, куда тебе хочется придти, куда тебя буквально несет.

В этом смысле такой фестиваль был по сути и роли киноклубом высшей пробы. Обсуждения фильмов, мастер-классы правильных режиссеров – таких, например, как Порумбою, Дрезен или, скажем, Каракс.

Конечно, три года фестиваль существовал в усеченном режиме. Разумеется, Алексей Медведев мог по своим способностям, возможностям делать гораздо более масштабный фестиваль. Не только мог, но и должен был, если б кто-то в этом богатейшем городе захотел. Министр культуры, например, или какой-нибудь просвещенный олигарх, любитель кино.

Я выяснила статистику. В Москве прописано почти 12 млн. человек, 2 млн. работает без прописки, а еще 1,5 млн. называются «гостями столицы». Оставить один международный кинофестиваль на такую грандиозную массу значит продолжить традицию гротесков в духе Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Как такое может быть? Нет ответа. Точнее, есть. Но уж слишком обывательский. Вот и новость, от которой никто в обморок не упал. Потому что лето, лето?

Властительные люди моей дорогой столицы, ау!

Нормальный дракон. «Дракон» Константина Богомолова и оттепель

№4, апрель

Нормальный дракон. «Дракон» Константина Богомолова и оттепель

Антон Хитров

Музыкальные вставки – фирменный прием Константина Богомолова, и дело не только в том, что они задают спектаклю ритм. Важно, кто именно и что поет. В его новой работе «Дракон» по Евгению Шварцу песню «Оттепель» из одноименного сериала Валерия Тодоровского исполняет главный герой. Собственно дракон. В остроумии режиссеру не откажешь. Но зачем эта сцена нужна и при чем тут оттепель?

Колонка главного редактора

Гибридное кино для России

17.06.2015

Даниил Дондурей – о "Кинотавре" и зачистках, о Говорухине и Меликян, о милых режиссерах и блистательных манипуляторах.

Новости

Открылся прием заявок на участие в IV фестивале «Милосердие.doc»

14.04.2016

Начался прием заявок на участие в IV открытом фестивале документального кино и социальной рекламы «Милосердие.doc». Заявки на участие в фестивале принимаются в двух номинациях: «Документальный фильм» (для фильмов продолжительностью до 25 минут) и «Социальная реклама» (для рекламных роликов продолжительностью до 4 минут).