Лучшего фестиваля в Москве не будет

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

Как уже сообщалось, в результате проведенного тендера Москва может лишиться в этом году международного кинофестиваля 2 in 1 («Два в одном»). C комментарием по горячим следам – Зара Абдуллаева. 


Российские любители кино понесли тяжелую художественную утрату. В этом году отменяется в Москве международный фестиваль 2 in 1 (он же Two-in-one, он же «Два в одном»).

Мотив: фестивалю не предоставляется площадка кинотеатра «35мм». Можно ли найти новую? При желании, конечно. Но об этом и речи нет. Между тем, программы уже составлены, участники приглашены, а реализовать все это невозможно. Об этом мне рассказал арт-директор фестиваля Алеша Медведев.

Я вспыхнула: получается, что два или несколько международных кинофестивалей громадной Москве не нужно. Отлично. В городе, где нет музея кино, не будет теперь и замечательного фестиваля. Зато есть где отвлечься от унизительных чувств и мыслей: в Парке культуры и отдыха. Он, кажется, действительно процветает. А мы лишились изысканного проекта. Совершенно необходимого. Навсегда ли? Кто же может ответить на такой детский вопрос наверняка?

За три года существования этого фестиваля (а до них – три года делался Tomorrow тем же Алешей Медведевым) он завоевал независимую, бескорыстную репутацию. В программах этого фестиваля не было случайных фильмов. Они могли нравиться или не нравиться, но выбирались осознанно и с пониманием того, что важного случилось в этом году в кино. Возможно, мои пристрастия совпадают с выбором моего друга Алеши Медведева. Но уверена, что такова правда жизни и искусства.

Достоинство 2 in 1 в нашей обедневшей теперь кинофестивальной столице состояло в том, что он не был ни попсовым, ни маргинальным предприятием. Удержать такое равновесие мало кому под силу. Если честно, оно уникально.

В нашем кино, его производстве и функционировании полно проблем. Среди главных – уплощение, съеживание собственно кинопространства. Дело ведь даже не в том, что мало делается или прокатывается хороших фильмов, а в том, что нет развитых зрителей, а те, что есть, деградируют. Хотя могли бы воспарить.

2 in 1 играл огромную просветительскую роль для передовой московской публики. Эти люди знали, что в Москве – хотя бы на четыре дня в году – есть место, куда тебе хочется придти, куда тебя буквально несет.

В этом смысле такой фестиваль был по сути и роли киноклубом высшей пробы. Обсуждения фильмов, мастер-классы правильных режиссеров – таких, например, как Порумбою, Дрезен или, скажем, Каракс.

Конечно, три года фестиваль существовал в усеченном режиме. Разумеется, Алексей Медведев мог по своим способностям, возможностям делать гораздо более масштабный фестиваль. Не только мог, но и должен был, если б кто-то в этом богатейшем городе захотел. Министр культуры, например, или какой-нибудь просвещенный олигарх, любитель кино.

Я выяснила статистику. В Москве прописано почти 12 млн. человек, 2 млн. работает без прописки, а еще 1,5 млн. называются «гостями столицы». Оставить один международный кинофестиваль на такую грандиозную массу значит продолжить традицию гротесков в духе Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Как такое может быть? Нет ответа. Точнее, есть. Но уж слишком обывательский. Вот и новость, от которой никто в обморок не упал. Потому что лето, лето?

Властительные люди моей дорогой столицы, ау!

Королевство кривых зеркал. «Купи меня», режиссер Вадим Перельман; «Карп Отмороженный», режиссер Владимир Котт

№5/6, май-июнь

Королевство кривых зеркал. «Купи меня», режиссер Вадим Перельман; «Карп Отмороженный», режиссер Владимир Котт

Игорь Савельев

В конкурсе 39-го Московского международного кинофестиваля были представлены три российских фильма – больше, чем обычно. Три – число сказочное, да и каждую из этих картин можно назвать «сказкой из нашей жизни», рассказанной в отличной от потока других картин жанровой манере. Сразу хочется оставить за скобками «Мешок без дна» Рустама Хамдамова, хотя его-то как раз можно назвать апогеем сказочности, таким причудливым впечатлением от условного «кинематографа Александра Роу», увиденного в ташкентском детстве режиссера (как рассказывал об этом в фестивальных интервью сам Хамдамов; но не исключено, впрочем, что и эти признания – мистификация).

Колонка главного редактора

Российская смысловая матрица

07.06.2016

Культуролог Даниил Дондурей о творцах понимания российской жизни. Републикация статьи в газете «Ведомости».

Новости

Завершился 64-й Берлинский кинофестиваль

16.02.2014

15 февраля завершился 64-й международный кинофестиваль в Берлине. Главной награды форума – приза «Золотой медведь» за лучший фильм конкурсной программы – удостоилась детективная картина китайского режиссера Йинана Дяо (Diao Yinan) «Черный уголь, тонкий лед» (Bai Ri Yan Huo). Фильм посвящен бывшему полицейскому, который после увольнения из органов решил расследовать серию загадочных убийств. Приз большого жюри завоевал Уэс Андерсон за картину «Отель "Гранд Будапешт"» (The Grand Budapest Hotel), открывшую Берлинале.