Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Берлин-2014. Мудрые дети, странные взрослые - Искусство кино

Берлин-2014. Мудрые дети, странные взрослые

  • Блоги
  • Нина Цыркун

В Берлине открылся 64-й международный кинофестиваль. Ретро-бурлеск «Отель "Гранд Будапешт"» Уэса Андерсона, трудное детство Джека в одноименной драме Эдварда Бергера, альтернативное жизнеописание Фридриха Шиллера в «Возлюбленных сестрах» Доминика Графа, реконструкция ирландских событий начала 70-х в фильме «71» британского режисера Янна Деманжа и кое-что еще – в первом репортаже Нины Цыркун с места событий.


berlinale logoВ последнее время Берлинский кинофестиваль гигантски разросся и протянул свои щупальца до самых окраин. Семь с половиной тысяч гостей, огромные очереди зрителей у билетных касс – кажется, что весь город живет фестивалем, хотя это, конечно, не так. И при этом создается впечатение, что набор фильмов год от года все слабее и слабее. Встречаяясь друг с другом, коллеги расстерянно жалуются: «Не о чем писать...»

Директор Берлинале Дитер Косслик обещал, что весело не будет:в конкурсной программе фильмы о тяжелом детстве, политической борьбе, правах меньшинств... Так и получается. Так что пожалуй самым веселым в памяти останется бурлеск Уэса Андерсона «Отель "Гранд Будапешт"» (The Grand Budapest Hotel). Этот коллаж, навеянный творчеством Стефана Цвейга, по замыслу и легкости исполнения напоминает, cкорее, кино Эрнста Любича, тем более что и действие в основном развивается в ту же эпоху между двумя войнами. Название страны, где все происходит, тоже любичевское – не то Зубровска, не то Зубровка. Aндерсон (также написавший сценарий) использует отель как метафору Вавилона, где легко перемешиваются люди разных стран, состояний и возрастов, а простой консъерж, правда, с обаянием Райфа Файнса, может оказаться любовником богатой престарелой матроны (немилосердно состаренная лет на сорок Тильда Суиндон) и получить за услуги ценную картину. Но счастье в этой стране чудес изменчиво, и счастливчику Густаву придется поплатиться за удачу. Все забавные перипетии можно будет увидеть, когда картина выйдет в наш прокат. Хотя нельзя не сказать, что до Любича этот отельный новодел все же не дотягивает, пусть причудливые эффекты вроде анимационных вставок, граффити и особенно игра форматами кадра – безусловно, услада для глаз. Особенно на фоне первых конкурсных лент, снятых немецкими мастерами телесериалов.

berlinale-tsyrkun-grandhotel
«Гранд отель "Будапешт"»

Один из них ответил за трудное детство. «Джек» (Jack) Эдварда Бергера – история подростка лет десяти, который живет с молодой и любящей, но очень беспечной мамашей, мечтающей устроить свою судьбу, и младшим братом. Одно можно сказать к чести режиссера: он рассказал о своем герое в непростых жизненных обстоятельствах без тени сентиментальности, и тут ему здорово помог исполнитель заглавной роли Иво Питцкер, сыгравший не по годам мудрого ребенка в обществе инфантильных взроcлых.

berlinale-tsyrkun-jack1
«Джек»

А за права меньшинств выступил – вы не поверите – немецкий романтик Фридрих Шиллер (очень приятной наружности Флориан Штеттер) в компании жены Лотты (Генриета Конфуриус) и ее сестрицы Каролины ( Ханна Херцшпрунг). Почти три часа режиссер Доминик Граф в фильме «Возлюбленные сестры» (Die geliebten Schwestern) илюстрировал сложную частную жизнь в конфигурации ménage à trois, где одна сестра любит другую несестринской любовью, а другая успешно платит за нее супружеский долг. Ну, а поэт-романтик воздал всем и рано сошел в гроб.

berlinale-tsyrkun-schwestern
«Возлюбленные сестры»

Пожалуй, самой достойной в конкурсной программе пока можно назвать британскую ленту режиссера-дебютанта Янна Деманжа «71» ('71). Исторический фон картины – события начала 1970-х в Белфасте (Северная Ирландия). Столкновение мятежных католиков и лоялистов-протестантов вызвалo вмешательство властей, пославших на погашение конфликта военных, среди которых оказался рекрут-новобранец Гэри Хук. Его глазами и увидены эти кровавые братоубийственные события. Гэри попадает в самую гущу схваток, где уже не понять, кто против кого воюет, кто кого предает, кто враг и кто жертва. Став свидетелем гибели товарища, Гэри пытается вернуться в казарму, плутая в лабиринтах чужого враждебного города. Скитания героя превращаются в полную смертельных опасностей одиссею или роман большой дороги со множеством нечаянных и непредсказуемых встреч. В этой физически тяжелой и психологически сложной роли снялся молодой и очень многообещающий актер Джек О’Коннел. А сами события давних лет оказались необычайно актуальными. Когда смотришь этот правдивый и объективный фильм, невольно думаешь о том, что происходит сегодня в Египе, Таиланде или на киевском Mайдане.

berlinale-tsyrkun-71
«71»

Российских фильмов ни в конкурсной, ни в других игровых программах Берлинале в этом году нет. Но русские присутствуют на экране в фильме Джорджа Клуни «Искатели сокровищ» (The Monuments Men) и не в очень симпатичном качестве. В отличие от команды благородных искателей, пытающихся спасти от уничтожения по приказу Гитлера или вывоза в Германию сокровищa европейской культуры, русские солдаты хотят распорядиться ими по-своему, но, конечно, терпят фиаско от совсем невоенных специалистов по культуре, которых за камерой и на экране возглавил поседевший лейтенант Клуни, то есть, по роли, Фрэнк Стоукс.

berlinale-tsyrkun-clooney
«Искатели сокровищ»

В фильме много сюжетного наива и мало профессионализма. Тяжеловесная театральность и старомодная слезливая сентиментальность никак его не украшают, несмотря на все старания актерского ансамбля с Мэттом Деймоном, Биллом Мюррейем, Джоном Гудменом, Бобом Балабаном и Кейт Бланшетт. – Хорошо ли он знает мир искусства? – спрашивали Клуни на пресс-конференции. «Нет, – честно ответил он. – Но ведь кинематографисты не могут знать всего, что знают их герои!» И на это трудно возразить.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

«Я шагаю по Москве» отправляется в Венецию

21.08.2014

Сегодня, 21 августа в 12 часов в Москве на площадке МИА «Россия Сегодня» состоялась пресс-конференция об участии России на предстоящем кинофестивале в Венеции. Напомним, что среди многочисленных событий, которые произойдут в рамках 71-ого Венецианского кинофестиваля, как минимум два события имеют непосредственное отношение к России. Первое событие – это участие в главном конкурсе фильма Андрона Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Трапицина». Второе событие – участие картины Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» в конкурсной программе Venezia Classici.