Берлин-2014. Мудрые дети, странные взрослые

  • Блоги
  • Нина Цыркун

В Берлине открылся 64-й международный кинофестиваль. Ретро-бурлеск «Отель "Гранд Будапешт"» Уэса Андерсона, трудное детство Джека в одноименной драме Эдварда Бергера, альтернативное жизнеописание Фридриха Шиллера в «Возлюбленных сестрах» Доминика Графа, реконструкция ирландских событий начала 70-х в фильме «71» британского режисера Янна Деманжа и кое-что еще – в первом репортаже Нины Цыркун с места событий.


berlinale logoВ последнее время Берлинский кинофестиваль гигантски разросся и протянул свои щупальца до самых окраин. Семь с половиной тысяч гостей, огромные очереди зрителей у билетных касс – кажется, что весь город живет фестивалем, хотя это, конечно, не так. И при этом создается впечатение, что набор фильмов год от года все слабее и слабее. Встречаяясь друг с другом, коллеги расстерянно жалуются: «Не о чем писать...»

Директор Берлинале Дитер Косслик обещал, что весело не будет:в конкурсной программе фильмы о тяжелом детстве, политической борьбе, правах меньшинств... Так и получается. Так что пожалуй самым веселым в памяти останется бурлеск Уэса Андерсона «Отель "Гранд Будапешт"» (The Grand Budapest Hotel). Этот коллаж, навеянный творчеством Стефана Цвейга, по замыслу и легкости исполнения напоминает, cкорее, кино Эрнста Любича, тем более что и действие в основном развивается в ту же эпоху между двумя войнами. Название страны, где все происходит, тоже любичевское – не то Зубровска, не то Зубровка. Aндерсон (также написавший сценарий) использует отель как метафору Вавилона, где легко перемешиваются люди разных стран, состояний и возрастов, а простой консъерж, правда, с обаянием Райфа Файнса, может оказаться любовником богатой престарелой матроны (немилосердно состаренная лет на сорок Тильда Суиндон) и получить за услуги ценную картину. Но счастье в этой стране чудес изменчиво, и счастливчику Густаву придется поплатиться за удачу. Все забавные перипетии можно будет увидеть, когда картина выйдет в наш прокат. Хотя нельзя не сказать, что до Любича этот отельный новодел все же не дотягивает, пусть причудливые эффекты вроде анимационных вставок, граффити и особенно игра форматами кадра – безусловно, услада для глаз. Особенно на фоне первых конкурсных лент, снятых немецкими мастерами телесериалов.

berlinale-tsyrkun-grandhotel
«Гранд отель "Будапешт"»

Один из них ответил за трудное детство. «Джек» (Jack) Эдварда Бергера – история подростка лет десяти, который живет с молодой и любящей, но очень беспечной мамашей, мечтающей устроить свою судьбу, и младшим братом. Одно можно сказать к чести режиссера: он рассказал о своем герое в непростых жизненных обстоятельствах без тени сентиментальности, и тут ему здорово помог исполнитель заглавной роли Иво Питцкер, сыгравший не по годам мудрого ребенка в обществе инфантильных взроcлых.

berlinale-tsyrkun-jack1
«Джек»

А за права меньшинств выступил – вы не поверите – немецкий романтик Фридрих Шиллер (очень приятной наружности Флориан Штеттер) в компании жены Лотты (Генриета Конфуриус) и ее сестрицы Каролины ( Ханна Херцшпрунг). Почти три часа режиссер Доминик Граф в фильме «Возлюбленные сестры» (Die geliebten Schwestern) илюстрировал сложную частную жизнь в конфигурации ménage à trois, где одна сестра любит другую несестринской любовью, а другая успешно платит за нее супружеский долг. Ну, а поэт-романтик воздал всем и рано сошел в гроб.

berlinale-tsyrkun-schwestern
«Возлюбленные сестры»

Пожалуй, самой достойной в конкурсной программе пока можно назвать британскую ленту режиссера-дебютанта Янна Деманжа «71» ('71). Исторический фон картины – события начала 1970-х в Белфасте (Северная Ирландия). Столкновение мятежных католиков и лоялистов-протестантов вызвалo вмешательство властей, пославших на погашение конфликта военных, среди которых оказался рекрут-новобранец Гэри Хук. Его глазами и увидены эти кровавые братоубийственные события. Гэри попадает в самую гущу схваток, где уже не понять, кто против кого воюет, кто кого предает, кто враг и кто жертва. Став свидетелем гибели товарища, Гэри пытается вернуться в казарму, плутая в лабиринтах чужого враждебного города. Скитания героя превращаются в полную смертельных опасностей одиссею или роман большой дороги со множеством нечаянных и непредсказуемых встреч. В этой физически тяжелой и психологически сложной роли снялся молодой и очень многообещающий актер Джек О’Коннел. А сами события давних лет оказались необычайно актуальными. Когда смотришь этот правдивый и объективный фильм, невольно думаешь о том, что происходит сегодня в Египе, Таиланде или на киевском Mайдане.

berlinale-tsyrkun-71
«71»

Российских фильмов ни в конкурсной, ни в других игровых программах Берлинале в этом году нет. Но русские присутствуют на экране в фильме Джорджа Клуни «Искатели сокровищ» (The Monuments Men) и не в очень симпатичном качестве. В отличие от команды благородных искателей, пытающихся спасти от уничтожения по приказу Гитлера или вывоза в Германию сокровищa европейской культуры, русские солдаты хотят распорядиться ими по-своему, но, конечно, терпят фиаско от совсем невоенных специалистов по культуре, которых за камерой и на экране возглавил поседевший лейтенант Клуни, то есть, по роли, Фрэнк Стоукс.

berlinale-tsyrkun-clooney
«Искатели сокровищ»

В фильме много сюжетного наива и мало профессионализма. Тяжеловесная театральность и старомодная слезливая сентиментальность никак его не украшают, несмотря на все старания актерского ансамбля с Мэттом Деймоном, Биллом Мюррейем, Джоном Гудменом, Бобом Балабаном и Кейт Бланшетт. – Хорошо ли он знает мир искусства? – спрашивали Клуни на пресс-конференции. «Нет, – честно ответил он. – Но ведь кинематографисты не могут знать всего, что знают их герои!» И на это трудно возразить.

Маленькие жизни. «Оскар» и Берлин: глобальному посланию веры больше нет

№2, февраль

Маленькие жизни. «Оскар» и Берлин: глобальному посланию веры больше нет

Антон Долин

1 Значит, «Лунный свет». Обратная сторона дня, ночное животное, а не фильм. Теневой лидер симпатий, снятый за полтора миллиона долларов, со своими восемью номинациями против заведомо (казалось) победоносных четырнадцати «Ла-Ла Ленда» вдруг взял самую гламурную и авторитетную кинопремию в мире. Кажется, Барри Дженкинс, три­дцатисемилетний режиссер и сценарист – с еще одним персональным «Оскаром» за сценарий (лишь формально адаптированный, ведь первоисточник драматурга Тарелла Элвина Маккрейни даже не опубликован и сильнейшим образом переписан), – сам был не в меньшем шоке, чем зрители. Тем более что вручение сопровождалось неслыханным конфузом.

Неотвратимость перезагрузки

Колонка главного редактора

Неотвратимость перезагрузки

22.09.2011

Одна из многих необъяснимых, но и чудесных особенностей нашей вечно неопределенной, «живой» российской Системы жизни — уклонение от достоверных знаний о самой себе. А значит, и от понимания причин происходящего — того, как один элемент целого не всегда напрямую, но косвенно, опосредованно связан с другим. Это неведение, видимо, всем удобно, оно позволяет многое делать, как говорят, «по понятиям» — закулисно, там, где на самом деле люди доверяют друг другу, и непременно в обход общих интересов.

Новости

В Канне открылся 67-й МКФ

14.05.2014

14 мая в Канне открылся 67-й международный кинофестиваль. Фильмом открытия стала «Принцесса Монако» французского режиссера Оливье Даана с Николь Кидман в главной роли.