Берлин-2014. Мудрые дети, странные взрослые

  • Блоги
  • Нина Цыркун

В Берлине открылся 64-й международный кинофестиваль. Ретро-бурлеск «Отель "Гранд Будапешт"» Уэса Андерсона, трудное детство Джека в одноименной драме Эдварда Бергера, альтернативное жизнеописание Фридриха Шиллера в «Возлюбленных сестрах» Доминика Графа, реконструкция ирландских событий начала 70-х в фильме «71» британского режисера Янна Деманжа и кое-что еще – в первом репортаже Нины Цыркун с места событий.


berlinale logoВ последнее время Берлинский кинофестиваль гигантски разросся и протянул свои щупальца до самых окраин. Семь с половиной тысяч гостей, огромные очереди зрителей у билетных касс – кажется, что весь город живет фестивалем, хотя это, конечно, не так. И при этом создается впечатение, что набор фильмов год от года все слабее и слабее. Встречаяясь друг с другом, коллеги расстерянно жалуются: «Не о чем писать...»

Директор Берлинале Дитер Косслик обещал, что весело не будет:в конкурсной программе фильмы о тяжелом детстве, политической борьбе, правах меньшинств... Так и получается. Так что пожалуй самым веселым в памяти останется бурлеск Уэса Андерсона «Отель "Гранд Будапешт"» (The Grand Budapest Hotel). Этот коллаж, навеянный творчеством Стефана Цвейга, по замыслу и легкости исполнения напоминает, cкорее, кино Эрнста Любича, тем более что и действие в основном развивается в ту же эпоху между двумя войнами. Название страны, где все происходит, тоже любичевское – не то Зубровска, не то Зубровка. Aндерсон (также написавший сценарий) использует отель как метафору Вавилона, где легко перемешиваются люди разных стран, состояний и возрастов, а простой консъерж, правда, с обаянием Райфа Файнса, может оказаться любовником богатой престарелой матроны (немилосердно состаренная лет на сорок Тильда Суиндон) и получить за услуги ценную картину. Но счастье в этой стране чудес изменчиво, и счастливчику Густаву придется поплатиться за удачу. Все забавные перипетии можно будет увидеть, когда картина выйдет в наш прокат. Хотя нельзя не сказать, что до Любича этот отельный новодел все же не дотягивает, пусть причудливые эффекты вроде анимационных вставок, граффити и особенно игра форматами кадра – безусловно, услада для глаз. Особенно на фоне первых конкурсных лент, снятых немецкими мастерами телесериалов.

berlinale-tsyrkun-grandhotel
«Гранд отель "Будапешт"»

Один из них ответил за трудное детство. «Джек» (Jack) Эдварда Бергера – история подростка лет десяти, который живет с молодой и любящей, но очень беспечной мамашей, мечтающей устроить свою судьбу, и младшим братом. Одно можно сказать к чести режиссера: он рассказал о своем герое в непростых жизненных обстоятельствах без тени сентиментальности, и тут ему здорово помог исполнитель заглавной роли Иво Питцкер, сыгравший не по годам мудрого ребенка в обществе инфантильных взроcлых.

berlinale-tsyrkun-jack1
«Джек»

А за права меньшинств выступил – вы не поверите – немецкий романтик Фридрих Шиллер (очень приятной наружности Флориан Штеттер) в компании жены Лотты (Генриета Конфуриус) и ее сестрицы Каролины ( Ханна Херцшпрунг). Почти три часа режиссер Доминик Граф в фильме «Возлюбленные сестры» (Die geliebten Schwestern) илюстрировал сложную частную жизнь в конфигурации ménage à trois, где одна сестра любит другую несестринской любовью, а другая успешно платит за нее супружеский долг. Ну, а поэт-романтик воздал всем и рано сошел в гроб.

berlinale-tsyrkun-schwestern
«Возлюбленные сестры»

Пожалуй, самой достойной в конкурсной программе пока можно назвать британскую ленту режиссера-дебютанта Янна Деманжа «71» ('71). Исторический фон картины – события начала 1970-х в Белфасте (Северная Ирландия). Столкновение мятежных католиков и лоялистов-протестантов вызвалo вмешательство властей, пославших на погашение конфликта военных, среди которых оказался рекрут-новобранец Гэри Хук. Его глазами и увидены эти кровавые братоубийственные события. Гэри попадает в самую гущу схваток, где уже не понять, кто против кого воюет, кто кого предает, кто враг и кто жертва. Став свидетелем гибели товарища, Гэри пытается вернуться в казарму, плутая в лабиринтах чужого враждебного города. Скитания героя превращаются в полную смертельных опасностей одиссею или роман большой дороги со множеством нечаянных и непредсказуемых встреч. В этой физически тяжелой и психологически сложной роли снялся молодой и очень многообещающий актер Джек О’Коннел. А сами события давних лет оказались необычайно актуальными. Когда смотришь этот правдивый и объективный фильм, невольно думаешь о том, что происходит сегодня в Египе, Таиланде или на киевском Mайдане.

berlinale-tsyrkun-71
«71»

Российских фильмов ни в конкурсной, ни в других игровых программах Берлинале в этом году нет. Но русские присутствуют на экране в фильме Джорджа Клуни «Искатели сокровищ» (The Monuments Men) и не в очень симпатичном качестве. В отличие от команды благородных искателей, пытающихся спасти от уничтожения по приказу Гитлера или вывоза в Германию сокровищa европейской культуры, русские солдаты хотят распорядиться ими по-своему, но, конечно, терпят фиаско от совсем невоенных специалистов по культуре, которых за камерой и на экране возглавил поседевший лейтенант Клуни, то есть, по роли, Фрэнк Стоукс.

berlinale-tsyrkun-clooney
«Искатели сокровищ»

В фильме много сюжетного наива и мало профессионализма. Тяжеловесная театральность и старомодная слезливая сентиментальность никак его не украшают, несмотря на все старания актерского ансамбля с Мэттом Деймоном, Биллом Мюррейем, Джоном Гудменом, Бобом Балабаном и Кейт Бланшетт. – Хорошо ли он знает мир искусства? – спрашивали Клуни на пресс-конференции. «Нет, – честно ответил он. – Но ведь кинематографисты не могут знать всего, что знают их герои!» И на это трудно возразить.

Варварское зрелище. «Дорога», режиссер Дмитрий Калашников

№1, январь

Варварское зрелище. «Дорога», режиссер Дмитрий Калашников

Илья Бобылев

Дмитрий Калашников внес яркую ноту эксперимента в конкурсную программу юбилейного «Артдокфеста». «Дорога» – монтажный фильм, составленный из собранных в Интернете записей автомобильных видеорегистраторов. Динамичный коллажный образ, прошедший по экрану пестрой чередой эскапад, изобилующий трюками и аттракционами, пленившими зрителя экспрессией циркового представления, производит сильное впечатление масштабом и качеством репрезентации темы. Но не меньшее впечатление производит альянс вульгарного натурализма с классическими принципами киноэстетики, сформулированными без малого век назад.

Колонка главного редактора

Творцам предлагается «лечь на сохранение»

01.12.2015

Попытка министра культуры Мединского постулировать взаимоотношения художника и государства требует пояснений. Даниил ДОНДУРЕЙ — специально для «Новой».

Новости

Начался конкурсный отбор на Generation Campus 2013

15.03.2013

Объявлен прием заявок на пятый ежегодный Generation Campus – международную бесплатную тренинговую программу творческого и профессионального развития молодых кинематографистов. В этом году курс пройдет с 19 по 25 июня 2013 года в Москве. В этом году интенсивный курс обучения режиссеров, сценаристов, продюсеров, документалистов и операторов дополнен программой, рассчитанной на композиторов, музыкальных продюсеров, актеров и аниматоров. Всего в рамках Generation Campus будут работать 8 лабораторий, участники которых получат возможность реализовать конкретные практические задачи, связанные с их кинопроектами, а также развить профессиональные навыки на мастер-классах, семинарах и индивидуальных консультациях опытных коучей.