Памятное – важнейшее – любимейшее кино 2013 года

  • Блоги
  • "Искусство кино"

Пришло время подвести итоги уходящего года. Один из традиционных (хоть и ежегодно критикуемых) способов это сделать – составить собственный список наиболее ярких, символических, запомнившихся, рекомендуемых или просто лично любимых картин этого периода. Свои «топы» нам прислали Зара Абдуллаева, Евгений Гусятинский, Антон Долин, Олег Зинцов, Василий Корецкий, Владимир Лященко, Евгений Майзель, Алексей Медведев, Андрей Плахов, Ксения Рождественская, Вадим Рутковский, Антон Сазонов, Вика Смирнова, Елена Стишова, Стас Тыркин, Нина Цыркун и Петр Шепотинник. Некоторые эксперты ограничились списками, другие сопроводили их комментариями. Изучаем, сравниваем, спорим, берем на заметку.

ЗАРА АБДУЛЛАЕВА, обозреватель журнала «Искусство кино»

1. «Скромный прием» Мани Хагиги
2. «Жизнь Адель» Абделатиф Кешиш
3. «Прикосновение греха» Цзя Чжанкэ
3. «Булаг» Солбон Лыгденов
4. «Жена полицейского» Филип Грёнинг
5. «Бродячие псы» Цай Миньлян
6. «Кровь» Алина Рудницкая
7. «Труба» Виталий Манский
8. «День сурка» Лидия Шейнина (мастерская Разбежкиной, диплом)
9. «Трудно быть богом» Алексей Герман
10. «Золотая клетка» Диего Кемада-Диес

2013-hagigi
«Скромный прием»

ЕВГЕНИЙ ГУСЯТИНСКИЙ, кинокритик, отборщик кинофестиваля в Роттердаме

1. «Почему ты не играешь в аду» Сион Соно
2. «Встреча выпускников» Ана Одель
3. «Бродячие псы» Цай Минь Лян
4. «Золотая клетка» Диего Кемада Диес
5. «Двоюродный дядя» Алан Берлинер
6. «Камилла Клодель, 1915» Бруно Дюмон
7. «Прикосновение греха» Цзя Чжанкэ
8. «Внутри Льюина Дэвиса» Итан и Джоэл Коэны
9. «Жизнь Адель» Абделатиф Кешиш
10. «Лок» Стивен Найт
11. «Берег смерти» Лоис Патино
12. «Север, конец истории» Лав Диас

2013-inside-llewyn-davis
«Внутри Льюина Дэвиса»

АНТОН ДОЛИН, кинокритик

Десять лучших фильмов 2013 года, вышедших в российский прокат:

1. «Жизнь Адель» Абделатиф Кешиш
2. «Вечное возвращение» Кира Муратова
3. «Мастер» Пол Томас Андерсон
4. «Тихоокеанский рубеж» Гильермо дель Торо
5. Трилогия «Рай» Ульрих Зайдль
6. «Камилла Клодель, 1915» Брюно Дюмон
7. «Гравитация» Альфонсо Куарон
8. «Отвязные каникулы» Хармони Корин
9. «Горько!» Жора Крыжовников
10. «Армагеддец» Эдгар Райт

2013-gravity
«Гравитация»

Десять лучших фильмов 2013 года, пока не вышедших в российский прокат:

1. «Трудно быть богом» Алексей Герман
2. «Нимфоманка» Ларс фон Триер
3. «Жена полицейского» Филипп Грёнинг
4. «Выживут только любовники» Джим Джармуш
5. «Крепчает ветер» Хаяо Миядзаки
6. «Сквозь снег» Пон Чжун Хо
7. «Бродячие собаки» Цай Мин Лян
8. «Внутри Льюина Дэвиса» Итан и Джоэл Коэны
9. «Прикосновение греха» Цзя Чжан Ке
10. «Танец реальности» Алехандро Ходоровски

2013-Realidad
«Танец реальности»

ОЛЕГ ЗИНЦОВ, обозреватель газеты «Ведомости», зам. главного редактора журнала «Театр»

Все фильмы выходили в российский прокат в 2013 году.

1-2) «Жизнь Адель» Абделатиф Кешиш
1-2) «Мастер» Пол Томас Андерсон
3) «Рай. Надежда» Ульрих Зайдль
4) «Тихоокеанский рубеж» Гильермо дель Торо
5) «Вечное возвращение» Кира Муратова
6) «Лимб» (Haunter) Винченцо Натали
7) «Милая Фрэнсис» Ноа Баумбах
8) «Конец света-2013: апокалипсис по-голливудски» Сет Роген, Эван Голдберг
9) «Советник» Ридли Скотт
10) «Великий мастер» Вонг Карвай

+ два документальных фильма 2012 г., у которых в России в 2013-м были только фестивальные показы:

«Двоюродный дядя» Алан Берлинер
«Акт убийства» Джошуа Оппенхаймер

2013-seidl
«Рай. Надежда» Ульрих Зайдль

ВАСИЛИЙ КОРЕЦКИЙ, шеф-редактор раздела кино Сolta.ru

1. «История моей смерти» Альберт Серра
Редкий по нынешним временам фильм, в котором одновременно чувствуется и монументальность, и самоирония, и нечто неуловимое, иррациональное, что и отличает настоящее искусство от культурной продукции.

2. «Великий Гэтсби» Баз Лурман
Эталонное голливудское кино, использующее 3D-технологию как художественное средство, а не как инструмент для лоботомии.

3. «Гравитация» Альфонсо Куарон
Лучший на сегодняшний день кино-аттракцион (как и в настоящем цирке, изобретательное шоу тут приправлено дыханием смерти). Как обычно это и бывает с голливудскими сюжетами, фильм был бы гораздо лучше без волюнтаристского хэппи-энда.

4. «Милая Фрэнсис» Ноа Бумбах
Ели бы Годар был Уайльдером...

5. «Незнакомец у озера» Алан Гироди
Антитеза ужасной «Жизни Адель», камерное и строгое кино на ту же, в общем-то, тему, но без плебейской стыдливой эротомании.

6. «Ничья дочь Хэвон» Хон Сан Су
Каждый новый фильм Хон Сан Су автоматически попадает в мой топ-10.

7. «Анна Каренина» Джо Райт
Если я и готов мириться с синтезом театра и кино, то только в таком виде.

8. «Акт убийства» Джошуа Опенхаймер
Лучший документальный фильм последних, наверное, трех лет. Гуманизм безо всякой политкорректности. Правда, досмотреть его до конца практически невозможно.

9. «Прикосновение греха» Цзя Чжанкэ
Многие противники фильма спрашивают: что объединяет все составные новеллы, кроме популистской злободневности? Отвечу: тысячелетняя история несправедливостей.

10. «Только Бог простит» Николас Виндинг Рефн
Настоящий панк-молебен, три аккорда жанрового кино. Но единственно правильные три аккорда!

2013-l-inconnu-du-lac
«Незнакомец у озера»

ВЛАДИМИР ЛЯЩЕНКО, кинокритик, «Газета.Ru»

20 фильмов, которые можно было увидеть в 2013-м году, не покидая страну:

1. «Примесь» (Upstream Color) Шейн Кэррут
Режиссер, сценарист, оператор, композитор, монтажер и исполнитель главной роли Шейн Кэррут за прошедшие со времен фильма Primer девять лет немного превратился в Терренса Малика — многие язвительно спрашивают: сколько можно любоваться руками, скользящими по поверхностям, и задирать камеру к небу, взрывающемуся птицами? Но Кэррут не проповедует об устройстве вселенной и не ищет в бьющем свете бога, а увлеченно исследует поведение человеческих существ в обстоятельствах буквального обнуления личности. И даже когда сюжет закручивается вокруг книги философа Генри Торо «Уолден, или Жизнь в лесу», видно, что самое прекрасное кино рождается не там, где режиссер пытается изложить содержание текста, но там, где взятая с книги полка врастает в ткань фильма.

2. «Побочные эффекты» Стивен Содерберг
Фильм, которым Стивен Содерберг вроде как поставил точку в голливудском периоде своей карьеры, оказался упражнением в жанрах социальной сатиры, судебного, психиатрического и эротического триллеров. Приемы обнажены, их использование совершенно.

3. «Конец света 2013: Апокалипсис по-голливудски» (This is The End) Эван Голдберг и Сет Роген
Капустник, в котором комедианты Сет Роген, Джей Барушель, Джона Хилл, Дэнни Макбрайд и дружественные им Джеймс Франко, Эмма Уотсон и другие играют самих себя, оказался дикими и бескомпромиссными именинами сердца. Если под именинами сердца понимать процесс радостного поджаривания собственного нутра на адской жаровне.

4. «Кровью и потом: Анаболики» Майкл Бэй
За работу над третьими «Трансформерами» Майкл Бэй выторговал себе маленький личный фильм, который оказался выдающимся по форме и содержанию высказыванием о беспредельности идиотизма. Братья Коэн встречают Тони Скотта в амфетаминовом угаре.

5. «Мад» Джефф Николс
Фильм участвовал в прошлогоднем конкурсе Венецианского кинофестиваля, но в прокат вышел только в мае 2013-го, а до России и вовсе не добрался [осенью фильм был показан на московском фестивале 2morrow, а затем появился и в интернете — прим. ред.]. Стоит проявить настойчивость и добраться до него самостоятельно: режиссер «Огнестрельных историй» и «Укрытия» оживил (отдельно следует отметить Мэттью Макконахи, который превратился в выдающегося актера) совершенно марктвеновскую историю о том, что в 13 лет каждый мальчишка — первооткрыватель мира.

6. «Несвятые» (Ain't Them Bodies Saints) Дэвид Лоуэри
Красивая вариация на тему Бонни и Клайда в техасских тонах: Кейси Аффлек бормочет, как в «Убийстве Джесси Джеймса трусливым Робертом Фордом», Руни Мара светится ангельским светом, Бен Фостер примеряет пшеничные усы.

2013-ain-t-them-bodies-saints10
«Несвятые»

7. «Стокер» Пак Чхан Ук
В голливудском дебюте режиссер «Олдбоя» и других фильмов про месть и кровь играет на территории Хичкока в южную готику с элементами корейского хоррора, рассказывая сказку о том, как девочка (прекрасная Миа Васиковска) обнаруживает, что взросление это очень опасно для окружающих.

8. «Ничья дочь Хэвон» Хон Сан Су
Еще один фильм Хона Сан Су о киношниках, встречах, расставаниях, выпивке, разговорах и снах — удивительная способность рассказывать одну простую историю так, что всякий раз кажется, что нет человека диковиннее и роднее.

9. «Рай. Надежда» Ульрих Зайдль
Райская трилогия завершилась фильмом о чувстве детском и невыразимом — таком, которое приходит до способности его осознать, адекватно среагировать. Зайдль, казавшийся жестоким бичевателем социальных пороков, оказался исследователем и даже врачевателем человеческих душ.

10. «Я и ты» Бернардо Бертолуччи
Еще один фильм, дошедший из 2012 года. Бертолуччи выделяет во взрослении момент разрушения выстраиваемых подростками отгородок, запирая двух по-своему травмированных детей в подвал и обрекая их на сближение.

11. «Гравитация» Альфонсо Куарон
В этой картине использование 3D не просто оправданно — ради «Гравитации» 3D-кино следовало изобрести и довести до того уровня, который позволил Куарону запустить человека в космос прямиком из зрительного зала.

12. «Милая Фрэнсис» Ноа Баумбах
Черно-белое признание в любви к актрисе Грете Гервиг и к Нью-Йорку, снятое одним из самых едких режиссеров независимого кино.

13. «Великий мастер» Вонг Карвай
В руках Кар Вая даже кино про боевые искусства превращается в медитацию о невозможности остановить ход времени и сохранить что-либо, кроме того, что так и не случилось.

14. «Тихоокеанский рубеж» Гильермо дель Торо
Гимн чудищам морским, которых враждебная сила отправляет на гибель от стальных кулаков гигантских человекоподобных роботов — чистая радость, не отравленная попытками подвести под комикс философские основания.

15. «Только бог простит» Николас Виндинг Рёфн
Фильм легко восстанавливается в голове из трейлера и подставляется под удар каждым кадром, но есть в этом что-то неотразимое, как в герое Гослинга, который уверенно идет навстречу року. Показательный пример того, как из тех же компонентов, что приносили ему успех, режиссер может собрать идеальный провал, доведя их концентрацию до предела.

16. «Элитное общество» София Коппола
Мечтающих о жизни с телеэкрана молодых людей София Коппола помещает в чашку Петри, превращает в ярко подкрашенную колонию микроорганизмов, в мерцании и хаотическом движении можно увидеть щемящую правду о неприкаянности юности, а можно — биологию без метафизики.

17. «Отвязные каникулы» Хармони Корин (2012)
Идеальная пара к «Элитному обществу» — Хармони Корин пытается возвысить биологию подростковой бессмысленности до поэтической алхимии, вверяя томящиеся юные создания заботам героя Джеймса Франко — своего рода Питера Пена рэп-фантазий о вечной вечеринке.

18. «Горько!» Жора Крыжовников
Российская версия Апокалипсиса — свадьба, показанная так, словно это монтаж последнего дня на Земле, которая вот-вот налетит на небесную ось и остановится.

19. «Пионер» Эрик Шольдбьерг
Красивый, как у Томаса Альфредсона, фильм про то, как в 1970-е глубоководные погружения сделали Норвегию дико богатой страной. Режиссер «Нации прозака» и «Бессонницы» (роман Николая Фробениуса норвежец экранизировал за пять лет до Кристофера Нолана) снял скрученное в морской узел и оглушающее, как водолазный колокол, кино, которое успевает побыть и семейной драмой, и клаустрофобическим хоррором, и политическим триллером.

20. «Интимные места» Наташа Меркулова и Алексей Чупов
Едва ли не первый отечественный фильм, в котором попытка посмотреть на жителей российского мегаполиса, как на европейцев, не выглядит фальшивой.

2013-upstream2
«Примесь»

ЕВГЕНИЙ МАЙЗЕЛЬ, шеф-редактор kinoart.ru

Нумерация условна. Выбор в сущности тоже.

1. «Камилла Клодель, 1915» Брюно Дюмон
Невыразимость и Непризнанность как две бесшумных (мед)сестры, сопровождающих существование. Самая иносказательная и притом щепетильнейшая из биографий, какую только можно себе представить.

2. «Незнакомец у озера» Ален Гироди
Главный фильм-утопия уходящего года.

3. «История моей смерти» Альберт Серра 
Полотно об эпохе Просвещения, уплывающей в зловещий языческий восточно-европейский омут; скорбный анабасис десанта высокой культуры в лице Казановы и Санчо Пансы к сердцу звериной тьмы.

4. «Бирмингемский орнамент 2» Андрей Сильвестров, Юрий Лейдерман
Редкая птица, залетевшая на кинорынок из джунглей патафизики и ситуационизма.

5. «Север, конец истории» Лав Диас 
Полновесный кинороман, конгениальный «Преступлению и наказанию» – своему далекому источнику.

6. «Вик и Фло увидели медведя» Дени Коте
Постготический ужастик от необыкновенного канадского мастера, самого по-хорошему неуловимого режиссера всей Северной Америки.

7. «Место, созданное человеком» (Man Made Place) Юшен Су 
Памятник цивилизации, производящей (в) пустоту.

8. «Только Бог простит» Николас Виндинг Рефн
Мне отмщение и аз воздам, или средиземноморская кухня с кровью и тайскими специями.

9. «Голая опера» Ангела Кристлиб
Невымышленная история современного «Дон Жуана, или Наказанного развратника», при поддержке Моцарта и буржуазных интерьеров.

10. «Ленинград» Игорь Вишневецкий
История нескольких интеллигентов периода ВОВ снята дебютантом-любителем (профессиональным литератором) с нарушением многих общепринятых нынче правил, тем и интересна. 

2013-historia-de-la-meva-mort-e
«История моей смерти»

АЛЕКСЕЙ МЕДВЕДЕВ, кинокритик, арт-директор фестиваля «Послание к человеку», программный директор Сахалинского международного кинофестиваля «Край света»

Составлять десятку лучших мне не очень интересно, но вот так могла бы выглядеть конкурсная программа фестиваля 2-in-1, если бы он состоялся в этом году.

1. «Дом моего отца» Людвиг Вуст
2. «Танец реальности» Алехандро Ходоровский
3. «Бездна» (Djúpið) Бальтасар Кормакур
4. «Гражданская оборона» Bobo Jelcic
5. «Корабль Тезея» Ананд Ганди
6. «Логово дьявола» Риан Хендрикс
7. «Песня из леса» Майкл Оберт
8. «Когда ночь опускается на Бухарест, или Метаболизм» Корнелиу Порумбою
9. Inercia Изабель Муньос
10. «Процесс» Константин Селиверстов

2013-thedeep
«Бездна»

АНДРЕЙ ПЛАХОВ, критик, обозреватель газеты «Коммерсантъ»

Фильмы строго 2013 года (не обязательно в порядке предпочтения):

1. «Жизнь Адель» Абделлатиф Кешиш
2. «Танец реальности» Алехандро Ходоровский
3. «Трудно быть богом» Алексей Герман
4. «Бродячие псы» Цай Минь Лян
5. «Гравитация» Альфонсо Куарон
6. «Прикосновение греха» Цзя Чжанкэ
7. «Великая красота» Паоло Соррентино
8. «Жена полицейского» Филип Гренинг
9. «Когда в Бухаресте наступает вечер, или Метаболизм» Корнелиу Порумбойю
10. «Камилла Клодель, 1915» Брюно Дюмон

2013-adel
«Жизнь Адель»

КСЕНИЯ РОЖДЕСТВЕНСКАЯ, кинокритик

Это не список лучших фильмов, это список тех, о которых надо подумать еще. Здесь только фильмы, которые шли в России в прокате или были показаны на российских фестивалях в 2013 году. Поэтому здесь нет, например, «Бродячих собак» Цай Мин-Ляна, а так бы первая тройка выглядела иначе. И нет Германа, потому что его бессмысленно встраивать в списки.

1. «Двоюродный дядя» Алан Берлинер
2. «Примесь» Шейн Кэррут 
3. «Истории, которые мы рассказываем» Сара Полли
4. «Отвязные каникулы» Хармони Корин
5. «История моей смерти» Альберт Серра
6. «Голая опера» Ангела Кристлиб
7. «Каньоны» Пол Шредер
8. «Жизнь Адель» Абделатиф Кешиш
9. «Левиафан» Люсьен Кастен-Тейлор, Вирина Паравел
10. «Прикосновение греха» Цзя Чжанкэ

2013-leviathan2012
«Левиафан»

ВАДИМ РУТКОВСКИЙ, редактор журнала «Сноб»

1-2. Два главных фильма года – духовные близнецы: оба интимные, хрупкие и своевольные, оба – о любовниках, живущих вне времени, точнее, по своему собственному, отличному от обывательского времени.
Это «Да и да» Валерии Гай Германики и «Выживут только любовники» Джима Джармуша.

3-6. Фильмы-сюрпризы – благодаря таким картинам хочется смотреть кино, чтобы не киснуть и удивляться.
«Горько!» Жоры Крыжовникова – пример первой (и как бы не последней) честной народной комедии, снятой без стыда или высокомерия по отношению к реальности, но с доверием к ней – оттого так живо, смешно и радостно.
«Дитя Божье» Джеймса Франко – варварский и витальный шедевр, подписанный парнем, подозрительно похожим на неистового арт-графомана.
«Побудь в моей шкуре» Джонатана Глейзера: претенциозный клипмейкер сказал новое слово в гуманистической кинофантастике.
«Жасмин» Вуди Аллена – вот от кого, казалось бы, не стоило ждать сюрпризов, но старина Вуди снова ошеломил: социальной и психологической жестокостью с ехидными танцами на костях Теннесси Уильямса.

2013-gorko2
«Горько!»

7-10. Фильмы, оправдавшие все ожидания – и именно этим принесшие удовольствие.
«История моей смерти» Альберта Серры – фирменная мистическая медитация каталонского гения; на грани совершенства.
«Сквозь снег» – первый фильм корейца Бон Джун Хо, снятый за пределами родины; на степени жанровой и прочей свободы евротрип не сказался.
«Трудно быть богом» сами-знаете-кого: впечатляет безотносительно оценки. Стройная система морально-этических координат брезгливого советского интеллигента спроецирована на воссозданное так, как больше никому и не снилось, пространство условного Средневековья: пузырящееся, клокочущее, смердящее.
Ну и «Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша – но тут оговорюсь, что несмотря на сильнейшее первое впечатление, пересматривать эту картину совсем не хочется.

2013-Snowpiercer
«Сквозь снег»

АНТОН САЗОНОВ, критик, куратор короткометражного кино

1. «Она» Спайк Джонс
2. «Гравитация» Альфонсо Куарон
3. «Сквозь снег» Пон Чжун Хо
4. «Кровью и потом: Анаболики» Майкл Бэй
5. «Оттепель» Валерий Тодоровский (для меня этот сериал – кино)
6. «Штурм Белого дома» Роланд Эммерих
7. «История моей смерти» Альберт Серра
8. «Милая Фрэнсис» Ноа Баумбах
9. «Жизнь Адель» Абделатиф Кешиш
10. «Зеленое инферно» Элай Рот

2013-pain-and-gain
«Кровью и потом: Анаболики»

ВИКА СМИРНОВА, критик, доцент кафедры режиссуры Санкт-Петербургского Университета кино и телевидения (мастерская киноведения)

1. «Жизнь Адель» Абделатиф Кешиш
2. «Камилла Клодель, 1915» Бруно Дюмон
3. «Прикосновение греха» Цзя Чжанкэ
4. «Бестиарий» Дени Коте (2012)
5. «Беспечный ездок» Джеймс Беннинг (2012)
6. «Вечное возвращение» Кира Муратова (2012)
7. «Безумие Олмейера» Шанталь Акерман
8. «Гравитация» Альфонсо Куарон
9. «После мрака свет» Карлос Рейгадас (2012)
10. «Милая Фрэнсис» Ноа Баумбах

2013-camille
«Камилла Клодель, 1915»

 

ЕЛЕНА СТИШОВА, критик

Нынешние списки персональных «the best» если чем и любопытны, то своими бросающимися в глаза отличиями. Их много больше, чем совпадений.Что лишь подтверждает парадоксальный (на первй взгляд ) тезис Михаила Ямпольского из его недавнего интервью «Коммерсанту»: сегодня не может быть 10- ти лучших фильмов.
Режим восприятия фильма радикально изменился с развитием цифровых технологий. Кино растворяется в безбрежном потоке визуального. Самое талантливое произведение запросто может исчезнуть, утонуть, если продюсеры и промоутеры не смогли подать свой продукт как большое событие в медийном пространстве. Составление списков, традиционная забава киноведов - кинокритиков,на мой взгляд, имеет смысл именно как попытка продлить век фильма, который запал в память. Такова синефильская доля.

Фильмы указаны в произвольном порядке

«Трудно быть богом» Алексей Герман
«Вечное возвращение» Кира Муратова (2012)
«Чрево твое» Брийянте Мендоса
«Ида» Павел Павликовски
«Стыд» Юсуп Разыков
«Когда в Бухаресте наступает вечер, или Метаболизм» Корнелиу Порумбою
«Прикосновение греха» Цзя Чжанкэ
«Рай». Трилогия. Ульрих Зайдль
«Жизнь Адель» Абдулатиф Кешиш
«Толстая тетрадь» Янош Сас

 

2013-metabolism-2
«Когда в Бухаресте наступает вечер, или Метаболизм»

СТАС ТЫРКИН, куратор «Гоголь-кино»

Без мест и без комментариев:

«Жизнь Адель» Абделатиф Кешиш
«Танец реальности» Алехандро Ходоровский
«Выживут только любовники» Джим Джармуш 
«Гравитация» Альфонсо Куарон
 «Жена полицейского» Филипп Грёнинг
«Дитя Божье» Джеймс Франко
«Торе танцует» Катрин Геббе 
«Она» Спайк Джонс
«Милая Фрэнсис» Ноа Баумбах
«История моей смерти» Альберт Серра

2013-her
«Она» Спайк Джонс

НИНА ЦЫРКУН, критик, «Искусство кино»

1. «Не угаснет надежда» (All is Lost) Джей Си Чэндор
Чистое бессловесное кино – последний привет исчезающего искусства.

2. «Ханна Арендт» Маргарете фон Тротта
Маргарете фон Тротта остается верной себе – пишет истории героев-одиночек с беспристрастной объективностью патологоанатома, впечатляющей гораздо сильнее эмоциональной агрессивности.

3. «Жасмин» Вуди Аллен
Одна из «последних правд» душеведа о женщинах.

4. «Милая Фрэнсис» Ноа Баумбах
Грустно-изящный бытописатель нью-йоркской богемы Ной Баумбах – это Вуди Аллен, как если бы он начинал сегодня.

5. «Гравитация» Альфонсо Куарон
Альфонсо Куарон фантастически передал космическое одиночество, чтобы пережить которое не надо лететь в космос.

6. «Сталинград» Федор Бондарчук
Отважная попытка передать на экране только начинающую складываться мифологию.

7. «Одинокий рейнджер» Гор Вербински
А это воскрешение мифологии старой в координатах новой технологии, при этом идеально внимательное и взвешенное; можно сказать, шедевр (то есть, «работа мастера»).

8. «Заклятие» Джеймс Вон
Анатомия заражения, подавления, одержимости – трех составляющих состояния современного общества.

9. «Железный человек – 3» Шейн Блэк
Реальность, превзошедшая иллюзию; человеческий материал, превзошедший технические сверхспособности – повод для оптимизма.

10. «Интимные места» Наталья Меркулова, Алексей Чупов
Сексуальная революция, которую, по мнению многих критиков, произвел этот дебют в кино, как показывает опыт, должна стать предвестницей обновления и в других сферах жизни.

2013-bluejasmine
«Жасмин»

ПЕТР ШЕПОТИННИК, кинокритик, кинорежиссер

1. «Бродячие псы» Цай Минлян
Кино, на наших глазах, естественным путем, путем накопления визуальной энергии, превращающееся в видеоинсталляцию, чтобы позже совершить обратный процесс. Или – в живую скульптуру.

2. «Встречи без свиданий» (Свидания без встреч/Blind Dates) Леван Когуашвили
Фильм, возвращающий веру в тихий, приглушенный, усталый, но неизбежный романтизм грузинского кино. По слухам – вошел в программу Берлинского «Форума».

3. «Географ глобус пропил» Александр Велединский
Слава русской литературе, от которой всю жизнь подпитывалось отечественное кино. Мудрое режиссерское простодушие Велединского оказалось очень кстати.

4. «Гравитация» Альфонсо Куарон
Редчайший пример осмысленного использования новых технологий.

5. «Жиротряс» Моххамад Ширвани
Кандидат в будущие каннские и венецианские программы.

6. «Невечерняя» Марлен Хуциев
Незаконченный шедевр, по счастью увиденный.

7. «Прошлое» Асхад Фархади
Пособие для начинающих кинодраматургов.

8. «Трудно быть богом» Алексей Герман
Приглашение в Ад со всеми неудобствами – толчея визуальных демонов, клаустрофобия, размыкание границ нарративности в каждом кадре в разных направлениях.

9. «Филомена» Стивен Фрирз
Пособие для начинающих режиссеров и драматургов. На многих иных фильмах, вызывающих восторг у хипстерских ценителей кино, можно поучиться лишь обратному.

10. ???
Кое-что увидено из будущего года, но еще рано говорить, боюсь спугнуть удачу.

––

С наступающим Новым Годом!

2013-birmingham

PS. Итоги 2012 года.

Год российского кино. Опять Ёлки

№11, ноябрь

Год российского кино. Опять Ёлки

Антон Долин

Есть такой анекдот – из редких, переживших СССР и сохранивших актуальность по сей день. Российский актер под Новый год получает предложение сняться у Спилберга, но вынужден отказаться: «У меня елки!» Универсальный юмор для нашей страны, на все времена. И совершенно непереводимый. Таково и российское кино.

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Основные потребители кино в России — девочки 12-17 лет»

10.02.2014

Государство в лице Министерства культуры регулярно призывает кинематографистов снимать кино духоподъёмное, патриотическое, идеологически выдержанное. Российский кинобизнес в ответ на этот призыв выдал «на-гора» пару фильмов о спорте, на подходе — фильмы и сериалы о Первой и Второй мировых войнах. А за какое кино готов «голосовать» зритель своим кошельком? Об этом рассуждает главный редактор журнала «Искусство кино», культуролог Даниил Дондурей в интервью газете «Аргументы и факты».

Новости

В Москве состоится первая российская ретроспектива Петера фон Бага

08.04.2014

В московском Центре документального кино с 12 по 13 апреля будет проходить первая российская ретроспектива финского режиссера и историка кино Петера фон Бага. В программу вошли четыре картины мастера. Как говорит о них Петер фон Баг: «Не только мы оглядываемся на утраченное время, но само это время смотрит на нас. Именно такого эффекта я хотел добиться в своих фильмах».