Пещера забытых слов. «Нагорная проповедь», режиссер Лю Юнуи

  • Блоги
  • Иван Чувиляев

В параллельную программу ММКФ «Спектр» вошла корейская драма «Нагорная проповедь» с любопытной «экуменической» предысторией. Режиссер картины – буддистская монахиня, первосвященник Международного буддистского храма в Ордене корейского буддизма и по совместительству чрезвычайно плодовитая кинематографистка сняла фильм, посвященный... вопросам христианской этики. Экстравагантным проектом заинтересовался Иван Чувиляев.


mmkf logoЧто может быть хорошего в двухчасовом сугубо разговорном фильме о сути христианства? Особенно если действие в нем, как в какой-нибудь телевикторине, сопровождается синтезаторными аккордами, а главную роль играет звезда корейского тинейджерского кино Пэк Со Бин (в «Проповедь» он перемахнул прямиком из «Школы зомби»). Ученическая и робкая форма встречается с претенциозным содержанием – разве это не достаточный повод, чтобы за километр обходить подобный опыт? Оказывается, нет. «Нагорная проповедь» Лю Юнуи – пример того, что далеко не всегда пафос в сочетании с робостью порождают убожество. Ее фильм – доказательство того, что иногда результат такой встречи может быть вполне примечательным.

Преподаватель в аудитории университета дает студентам задание – обсудить, что значит «Блаженны нищие духом, ибо они обретут Царствие небесное». Студенты удаляются в пещеру, чтобы разобраться в нюансах христианской морали. А заодно – и в себе самих. Дальше в режиме реального времени зритель следит за рассуждениями корейских юношей о том, что значит тот или иной постулат Евангелия. Единство Отца, Сына и Святого духа, например.

Режиссер «Проповеди» Лю Юнуи не боится плакатных образов. И недаром загоняет своих буршей сюда – то ли в платоновскую пещеру, то ли в раннехристианские катакомбы. Вместе с теологическими спорами в корейский фильм перекочевывают прочие архетипы европейской культуры. И обретают на экране, благодаря своеобразной энергии неофита, совершенно иные, почти мультяшные краски.

nagornaya propoved 01«Нагорная проповедь»

«Проповедь» рискованно смешивает сартровскую «За закрытыми дверьми» с разговорным рязановским «Гаражом». Балансирует между чисто театральной условностью и абсолютной приземленностью; метафоричностью диалогов и бытовым измерением тех, кто их ведет; буквальностью экранного действия и попытками его преодолеть. С одной стороны, это настоящая «пьеса для чтения», составленная из теологических бесед, подробный разбор заповедей и догм. С другой, Лю Юнуи честно пытается «оживить» эти диспуты. Пусть и топорно: каждую догму очередной оратор доказывает случаем из жизни, анекдотом, бытовым примером. «Не убий, говорят, вот и я так думаю: вот мой сосед убил жену, а потом его посадили».

Но еще неожиданней, что этот нехитрый и претенциозный видеоспектакль срабатывает. Если есть «кино для верующих», то «Проповедь» можно считать эталоном такого формата. Представителю западной цивилизации, в том числе нашему соотечественнику, диалоги героев могут показаться дикарскими. Может быть, причина в том, что Корея стала христианской совсем недавно, лет тридцать-сорок назад. Архетипы, укоренившиеся в Европе, здесь в новинку. Христианство «Проповеди» подкупает именно этой свежестью взгляда, неофитством. Это современный взгляд на архаику, попытка найти ей применение в дивном новом мире. Тем любопытнее верующему, не говоря уже о богословах, слушать-смотреть наивные, примитивные, топорные диалоги студентов. Форма здесь соответствует содержанию: то и другое подкупающе наивно, примитивно, школярски. Но по-своему обаятельно.

В некотором смысле Лю Юнуи сняла сиквел скорсезевского «Молчания»: там западные проповеденики несли Слово Божье в восточные земли. Здесь показано, как восточные умы его - и западную цивилизацию в целом - восприняли. Как гимнастику, эдакий цигун (ходят с кадилом - это, наверное, такая ароматерапия, крестятся - полезно для суставов). Как духовную практику. Это не плохо и не хорошо, но всегда полезно посмотреть на чужую карту мира. Ту, где все континенты сдвинуты, расположены иначе, чем мы привыкли. «Проповедь» именно такую возможность верующему зрителю предоставляет.

А вы знали, что большая часть населения Южной Кореи - христиане? Мне, например,чтобы узнать это, пришлось столкнуться со студентом-корейцем, который не явился на зачет, «потому что служба». Я не был уверен, что правильно понял его – в смысле? Оказалось, он на клиросе поет. Может, очень верит. Может, связки тренирует.

 

Фильм будет показан на ММКФ:
24 июня 18:15, Кинотеатр «КАРО 11 Октябрь», Зал 9
27 июня 21:15, Государственная Третьяковская Галерея, Зал 1

Акционизм как защита искусства. Теория и художественная практика современного протеста

№3, март

Акционизм как защита искусства. Теория и художественная практика современного протеста

Андрей Ерофеев

Нередко можно услышать мнение, будто акция Петра Павленского «Угроза» с поджогом главной двери здания КГБ/ФСБ на Лубянке стала мощным финальным аккордом движения под названием «радикальный русский перформанс». Павленский убежал в Париж. Получил там политическое убежище и как бы досрочно вышел на пенсию.

Колонка главного редактора

Национальная безопасность зависит и от культуры

20.07.2015

Институт социологии РАН недавно представил масштабное исследование – «Российское общество в контексте новых реалий». В нем приняли участие 4 тысячи человек. На вопрос, что нужно сделать, чтобы Россия стала великой державой, 39 процентов опрошенных ответили: «Возродить высокий уровень культуры».

Новости

Национальное общество кинокритиков США выбирает «Любовь»

06.01.2013

Триумфальное шествие картины Михаэля Ханеке по планете продолжается. Драма «Любовь» стала лучшей картиной 2012 года по итогам голосования Национального общества кинокритиков США. «Любви» присуждены также и две других награды: за режиссуру (Михаэлю Ханеке) и за исполнение главной женской роли (Эмманюэль Риву).