Пещера забытых слов. «Нагорная проповедь», режиссер Лю Юнуи

  • Блоги
  • Иван Чувиляев

В параллельную программу ММКФ «Спектр» вошла корейская драма «Нагорная проповедь» с любопытной «экуменической» предысторией. Режиссер картины – буддистская монахиня, первосвященник Международного буддистского храма в Ордене корейского буддизма и по совместительству чрезвычайно плодовитая кинематографистка сняла фильм, посвященный... вопросам христианской этики. Экстравагантным проектом заинтересовался Иван Чувиляев.


mmkf logoЧто может быть хорошего в двухчасовом сугубо разговорном фильме о сути христианства? Особенно если действие в нем, как в какой-нибудь телевикторине, сопровождается синтезаторными аккордами, а главную роль играет звезда корейского тинейджерского кино Пэк Со Бин (в «Проповедь» он перемахнул прямиком из «Школы зомби»). Ученическая и робкая форма встречается с претенциозным содержанием – разве это не достаточный повод, чтобы за километр обходить подобный опыт? Оказывается, нет. «Нагорная проповедь» Лю Юнуи – пример того, что далеко не всегда пафос в сочетании с робостью порождают убожество. Ее фильм – доказательство того, что иногда результат такой встречи может быть вполне примечательным.

Преподаватель в аудитории университета дает студентам задание – обсудить, что значит «Блаженны нищие духом, ибо они обретут Царствие небесное». Студенты удаляются в пещеру, чтобы разобраться в нюансах христианской морали. А заодно – и в себе самих. Дальше в режиме реального времени зритель следит за рассуждениями корейских юношей о том, что значит тот или иной постулат Евангелия. Единство Отца, Сына и Святого духа, например.

Режиссер «Проповеди» Лю Юнуи не боится плакатных образов. И недаром загоняет своих буршей сюда – то ли в платоновскую пещеру, то ли в раннехристианские катакомбы. Вместе с теологическими спорами в корейский фильм перекочевывают прочие архетипы европейской культуры. И обретают на экране, благодаря своеобразной энергии неофита, совершенно иные, почти мультяшные краски.

nagornaya propoved 01«Нагорная проповедь»

«Проповедь» рискованно смешивает сартровскую «За закрытыми дверьми» с разговорным рязановским «Гаражом». Балансирует между чисто театральной условностью и абсолютной приземленностью; метафоричностью диалогов и бытовым измерением тех, кто их ведет; буквальностью экранного действия и попытками его преодолеть. С одной стороны, это настоящая «пьеса для чтения», составленная из теологических бесед, подробный разбор заповедей и догм. С другой, Лю Юнуи честно пытается «оживить» эти диспуты. Пусть и топорно: каждую догму очередной оратор доказывает случаем из жизни, анекдотом, бытовым примером. «Не убий, говорят, вот и я так думаю: вот мой сосед убил жену, а потом его посадили».

Но еще неожиданней, что этот нехитрый и претенциозный видеоспектакль срабатывает. Если есть «кино для верующих», то «Проповедь» можно считать эталоном такого формата. Представителю западной цивилизации, в том числе нашему соотечественнику, диалоги героев могут показаться дикарскими. Может быть, причина в том, что Корея стала христианской совсем недавно, лет тридцать-сорок назад. Архетипы, укоренившиеся в Европе, здесь в новинку. Христианство «Проповеди» подкупает именно этой свежестью взгляда, неофитством. Это современный взгляд на архаику, попытка найти ей применение в дивном новом мире. Тем любопытнее верующему, не говоря уже о богословах, слушать-смотреть наивные, примитивные, топорные диалоги студентов. Форма здесь соответствует содержанию: то и другое подкупающе наивно, примитивно, школярски. Но по-своему обаятельно.

В некотором смысле Лю Юнуи сняла сиквел скорсезевского «Молчания»: там западные проповеденики несли Слово Божье в восточные земли. Здесь показано, как восточные умы его - и западную цивилизацию в целом - восприняли. Как гимнастику, эдакий цигун (ходят с кадилом - это, наверное, такая ароматерапия, крестятся - полезно для суставов). Как духовную практику. Это не плохо и не хорошо, но всегда полезно посмотреть на чужую карту мира. Ту, где все континенты сдвинуты, расположены иначе, чем мы привыкли. «Проповедь» именно такую возможность верующему зрителю предоставляет.

А вы знали, что большая часть населения Южной Кореи - христиане? Мне, например,чтобы узнать это, пришлось столкнуться со студентом-корейцем, который не явился на зачет, «потому что служба». Я не был уверен, что правильно понял его – в смысле? Оказалось, он на клиросе поет. Может, очень верит. Может, связки тренирует.

 

Фильм будет показан на ММКФ:
24 июня 18:15, Кинотеатр «КАРО 11 Октябрь», Зал 9
27 июня 21:15, Государственная Третьяковская Галерея, Зал 1

Тень на бетонке. «Оптимисты», режиссер Алексей Попогребский

№4, апрель

Тень на бетонке. «Оптимисты», режиссер Алексей Попогребский

Катерина Тарханова

У вдовца была любовница, но из-за дочки он долго не женился, и от обиды любовница однажды случайно изменила. Правда, он тоже изменял, но «по праву». У вдовца был также тайный враг, притворявшийся другом, и на основе непроверенных данных он сообщил о случае с этой любовницей. Вдовец ее прогнал. А в подчинении у него была красавица, но муж ее жил в другом городе, и она завела женатого любовника – того самого тайного врага, который притворялся другом.

Колонка главного редактора

Российская смысловая матрица

07.06.2016

Культуролог Даниил Дондурей о творцах понимания российской жизни. Републикация статьи в газете «Ведомости».

Новости

Объявлена конкурсная программа IV ЗМКФ

25.04.2014

Оргкомитет IV Забайкальского Международного Кинофестиваля объявил конкурсную программу в 2014 году. В нее войдут 9 полнометражных художественных фильмов 2012-2014 гг.