Пи, спасенный из вод

  • Блоги
  • Нина Цыркун

В первый день 2013 года на российские экраны выходит «Жизнь Пи», поставленная Энгом Ли по удостоенной «Букера» книге канадца Янна Мартела.

Эта невероятная история – призыв к всеобщей консолидации, к мирному сосуществованию всех со всеми: индуистов, христиан и мусульман; верующих и секуляристов; вегетарианцев и плотоядных; людей и зверей. Так, как это, видимо, и было в том потерянном раю, где, судя по флэшбэку, воспитывался главный герой – Пи Патель (Сурай Шарма). Детство Пи прошло в зоопарке бок о бок с экзотическими деревьями, слонами, павлинами и розовыми фламинго. В этом гармоничном мире «новой Индии» отец-вегетарианец приучал сына к толерантности и умению понимать другого, закладывая в сознание Пи основы разных мировых религий. Затем в стране стали происходить перемены, заставившие отца собрать свой ковчег и отправиться из родного Пондишери за океан, в Онтарио, где он распродал всю свою живность и начал жизнь заново.

life of pi 2

О том, что было дальше, сорокалетний Пи рассказывает писателю, узнавшему, что у этого человека есть история, которая может помочь найти бога. Речь не о конкретном божестве («религия – это дом со множеством комнат»), но скорее об обретении чувства отзывающихся небес. О том, что молчание бога – только метафора, прикрывающая безверие. (В фильме множество кадров, снятых с точки даже более высокой, чем птичий полет.) Для этого не надо обладать святостью, располагающей диких зверей покорно ложиться к ногам человека, будь то святой Серафим, Герасим Иорданский, монах Анин или Мамант Кесарийский. Если только не считать святостью борьбу за выживание в открытом океане в окружении хищников против стихий, голода и жажды, которую вел шестнадцатилетний Пи в течение 227 дней. Он – единственный из людей, уцелевший во время кораблекрушения на пути в Канаду. Из зверей спаслись лишь гиена, орангутан Апельсинка, зебра и матерый бенгальский тигр по имени Ричард Паркер. О том, как складывались отношения человека и тигра – от преодоления страха перед голодным хищником до ощущения страха потерять его, и рассказано в фильме.

life-of-pi-fight

Тигр помог человеку выжить, отвлекая от мыслей о погибших родных и грозящей смерти. Тигр заставлял человека жить, и человек нашел для этого способ: он превращал тяготы выживания в игру, внушая зверю, что вожак здесь – он, Пи Патель. Стараясь приручить дикое животное, человек научился воспринимать его равным себе; он исхитрился обеспечивать Ричарда Паркера едой, что держало тигра в благодарном повиновении, а для человека было источником силы. Молясь всем богам, Пи укрощал зверя в себе, и его робинзонада обернулась инициацией: мальчик стал мужчиной.

life-of-pi-movie-image

Суровый ритуал взросления, принятый в архаических обществах, приобрел для Пи еще более жестокий характер ордалии – испытания погружением в воду, символизирующим обращение к воле Творца. В одних традициях успешно прошедший через эту пытку признавался невиновным, в других, наоборот, считалось, что именно утонувший оправдан, и боги приняли его на небо. Как бы то ни было, почитавший разных божеств Пи прошел «Божий суд» и теперь, согласно знаменитому киплинговскому стиховторению-заклинания, достоин высшей награды: «Земля – твое, мой мальчик, достоянье. И более того, ты – человек!»

Life-of-Pi-Bioluminescent-Water

Режиссер Энг Ли и оператор Клаудио Миранда великолепно использовали возможности съемки в D3, создавая ощущение, будто ты сам сидишь в спасательной шлюпке, которую носит океанская волна и заливает штормовой дождь; будто это прямо к твоему лицу устремилась летучая рыба, на тебя ощерилась акула, а рядом скалит клыки большая бенгальская кошка. Зрелище получилось фантастически экспрессивным, но содержание книги Мартела в этом искусстве иллюзионизма обмелело. Спецэффекты, блистательно и бесшовно смонтированные с действиями отлично сыгравшего себя протагониста-дебютанта, смазали и заслонили собой все то, ради чего Янн Мартел оправил Пи в путешествие с Востока на Запад. Превратили многомерную философскую историю в приключенческий фильм с воспитательными целями и прилагающейся к нему инструкцией по выживанию.

Life-of-Pi-4

Супергерой нового поколения. «Гоголь. Начало», режиссер Егор Баранов

№5/6, май-июнь

Супергерой нового поколения. «Гоголь. Начало», режиссер Егор Баранов

Ольга Шакина

Начну с нетипичного для академического издания зачина: как-то у стойки берлинского бара я разговорилась с ирландцем о русской литературе. После непременного обсуждения большой экспортной триады (Ч-в, Д-й, Т-й) он признался, что на самом-то деле гораздо больше любит другого автора: «Гоголь! Атипично смешон!» «Это не вполне русский – украинский писатель», – поправила я собеседника и начала было пересказывать литературоведческие споры о гоголевской национальной идентичности, как ирландец уверенно меня прервал: «Ты права: откуда бы он ни был – он точно не русский».

Колонка главного редактора

Все согласны на моральную катастрофу

14.11.2011

Интервью Даниила Дондурея «Новой газете» о кризисе морали в современном российском обществе.

Новости

Кинокритики и киноведы раздали друг другу «Слонов»

13.05.2015

12 мая в Конференц-зале Дома Кино (Москва) состоялась Торжественная церемония награждения лауреатов и дипломатов Гильдии киноведения и кинокритики Союза кинематографистов России «СЛОН» за 2014 год.