Пи, спасенный из вод

  • Блоги
  • Нина Цыркун

В первый день 2013 года на российские экраны выходит «Жизнь Пи», поставленная Энгом Ли по удостоенной «Букера» книге канадца Янна Мартела.

Эта невероятная история – призыв к всеобщей консолидации, к мирному сосуществованию всех со всеми: индуистов, христиан и мусульман; верующих и секуляристов; вегетарианцев и плотоядных; людей и зверей. Так, как это, видимо, и было в том потерянном раю, где, судя по флэшбэку, воспитывался главный герой – Пи Патель (Сурай Шарма). Детство Пи прошло в зоопарке бок о бок с экзотическими деревьями, слонами, павлинами и розовыми фламинго. В этом гармоничном мире «новой Индии» отец-вегетарианец приучал сына к толерантности и умению понимать другого, закладывая в сознание Пи основы разных мировых религий. Затем в стране стали происходить перемены, заставившие отца собрать свой ковчег и отправиться из родного Пондишери за океан, в Онтарио, где он распродал всю свою живность и начал жизнь заново.

life of pi 2

О том, что было дальше, сорокалетний Пи рассказывает писателю, узнавшему, что у этого человека есть история, которая может помочь найти бога. Речь не о конкретном божестве («религия – это дом со множеством комнат»), но скорее об обретении чувства отзывающихся небес. О том, что молчание бога – только метафора, прикрывающая безверие. (В фильме множество кадров, снятых с точки даже более высокой, чем птичий полет.) Для этого не надо обладать святостью, располагающей диких зверей покорно ложиться к ногам человека, будь то святой Серафим, Герасим Иорданский, монах Анин или Мамант Кесарийский. Если только не считать святостью борьбу за выживание в открытом океане в окружении хищников против стихий, голода и жажды, которую вел шестнадцатилетний Пи в течение 227 дней. Он – единственный из людей, уцелевший во время кораблекрушения на пути в Канаду. Из зверей спаслись лишь гиена, орангутан Апельсинка, зебра и матерый бенгальский тигр по имени Ричард Паркер. О том, как складывались отношения человека и тигра – от преодоления страха перед голодным хищником до ощущения страха потерять его, и рассказано в фильме.

life-of-pi-fight

Тигр помог человеку выжить, отвлекая от мыслей о погибших родных и грозящей смерти. Тигр заставлял человека жить, и человек нашел для этого способ: он превращал тяготы выживания в игру, внушая зверю, что вожак здесь – он, Пи Патель. Стараясь приручить дикое животное, человек научился воспринимать его равным себе; он исхитрился обеспечивать Ричарда Паркера едой, что держало тигра в благодарном повиновении, а для человека было источником силы. Молясь всем богам, Пи укрощал зверя в себе, и его робинзонада обернулась инициацией: мальчик стал мужчиной.

life-of-pi-movie-image

Суровый ритуал взросления, принятый в архаических обществах, приобрел для Пи еще более жестокий характер ордалии – испытания погружением в воду, символизирующим обращение к воле Творца. В одних традициях успешно прошедший через эту пытку признавался невиновным, в других, наоборот, считалось, что именно утонувший оправдан, и боги приняли его на небо. Как бы то ни было, почитавший разных божеств Пи прошел «Божий суд» и теперь, согласно знаменитому киплинговскому стиховторению-заклинания, достоин высшей награды: «Земля – твое, мой мальчик, достоянье. И более того, ты – человек!»

Life-of-Pi-Bioluminescent-Water

Режиссер Энг Ли и оператор Клаудио Миранда великолепно использовали возможности съемки в D3, создавая ощущение, будто ты сам сидишь в спасательной шлюпке, которую носит океанская волна и заливает штормовой дождь; будто это прямо к твоему лицу устремилась летучая рыба, на тебя ощерилась акула, а рядом скалит клыки большая бенгальская кошка. Зрелище получилось фантастически экспрессивным, но содержание книги Мартела в этом искусстве иллюзионизма обмелело. Спецэффекты, блистательно и бесшовно смонтированные с действиями отлично сыгравшего себя протагониста-дебютанта, смазали и заслонили собой все то, ради чего Янн Мартел оправил Пи в путешествие с Востока на Запад. Превратили многомерную философскую историю в приключенческий фильм с воспитательными целями и прилагающейся к нему инструкцией по выживанию.

Life-of-Pi-4

Следы ведут в лес. «След зверя», режиссер Агнешка Холланд

№2, февраль

Следы ведут в лес. «След зверя», режиссер Агнешка Холланд

Андрей Плахов

«След зверя» Агнешки Холланд перекликается с фильмом-победителем Берлинале «О теле и душе» Ильдико Эньеди. Оба поставлены именитыми режиссерами-женщинами из Восточной Европы, в обоих идет речь о цене истребления животных и ставится вопрос об их загадочной душе. В остальном эти фильмы расходятся в разных направлениях.

Прогноз на завтра отменяется

Колонка главного редактора

Прогноз на завтра отменяется

09.08.2011

Почему в России во всей своей красе процветает оккультизм? Людям трудно жить в постоянном ощущении непредсказуемости, непрогнозируемости всех процессов. Не может корабль большого государства без лоцманской карты, без руля и ветрил нестись по океанскому простору, подчиняясь исключительно правильным речам капитанов.

Новости

Киносоюз выступил против «Этической хартии»

01.08.2013

Союз кинематографистов опубликовал официальную позицию по вопросу разработки так называемой «Этической хартии». По мнению авторов документа, опубликованного на сайте Киносоюза, «любая попытка регламентировать искусство аморальна». Напомним, что после того, как президент России Владимир Путин выступил с идеей создания «Этической хартии» для деятелей киноиндустрии и поручил к октябрю 2013 года обсудить ее принятие, была создана рабочая группа по разработке этого документа. В группу вошли режиссеры Марлен Хуциев, Карен Шахназаров, продюсер Леонид Верещагин, киновед Кирилл Разлогов, журналисты Андрей Шемякин, Генрих Боровик, Елена Ямпольская и другие. Возглавил группу первый зампред Союза Сергей Лазарук.