23 июня в Москве открылся IX международный фестиваль документального кино «Докер». Кроме основного конкурса, зрителей ждут показы в рамках секций «Док терапия» (где после просмотра можно будет обсудить увиденное с профессиональными психологами), Dokershorts и «Док станция» (фильмы режиссеров со всей России). Один из девизов фестиваля оформлен как хештег: #докспасетмир. Молодые авторки «Искусства кино» Виктория Сёмка и Екатерина Путилина проанализировали обширную программу «Докера», чтобы выделить остальные ключевые слова этого года.
Полное расписание можно найти на официальном сайте фестиваля www.midff.ru
Фильмы, действие которых разворачивается на фоне масштабных смертоносных событий: войн, терактов, эпидемий. Главные герои — рабочие, военные и жертвы обстоятельств — по-своему переживают происходящее.
В фокусе режиссеров — африканец, добытчик речного песка для строительства местного банка. На заработанные деньги он хочет купить детям рождественские подарки, но, так как он единственный кормилец в семье, это едва ли осуществимо. В мыслях о мечте проходит каждый день героя.
Житейские проблемы «маленького» человека должны были потеряться на фоне глобальных политических событий — гражданской войны. Все, однако, наоборот: бедность — одна из причин восстания, которая волнует и героя тоже. Только вместо протестов он продолжает работать. Контраст, созданный авторами, усиливается самим героем: чем тяжелее физический труд, тем легче и задорнее он напевает песни.
Пираты сомалийского побережья не дремлют и готовы напасть в любой момент, поэтому мимо проходящие корабли нанимают специально обученных охранников. В фильме показаны три этапа из жизни таких работников: как они приходят в профессию, чем именно занимаются и как проходит их пенсия. В море может произойти все что угодно — нужно быть готовым к любым испытаниям.
Своеобразное роуд-муви, посвященное военному конфликту в восточной части Армении. На фоне живописных пейзажей герои рассказывают о своем укладе в период длительного территориального спора. Мы не видим тех, кто говорит, а только смотрим на окружающую местных жителей природу. Это создает яркий аудиовизуальный контраст.
Сложно быть матерью, потерявшей сына, но еще сложнее — узнать, что он был террористом. Мы наблюдаем за душевными сломами героини, ее сомнениями и страхами. За тем, как трансформируются или, наоборот, остаются неизменными чувства матери к сыну на фоне ужасной трагедии.
Француз Жан-Эльдар отправляется пешком в Россию, чтобы встретиться с семьей. Ему помогает режиссерка, но в процессе пути связь с героем обрывается. Тогда Лусникова решает сама отправиться в Астрахань, чтобы разыскать мать и сестру Жан-Эльдара. Так фильм из сентиментального портрета превращается в полноценное расследованием, которое зритель проводит вместе со съемочной группой.
Тема, которая объединяет эти фильмы, — взаимоотношения героев с семьей и собой. В одной истории мужчина бежит от близких, в другой — готов от всего отказаться ради них, а кто-то и вовсе обретает родных среди незнакомцев.
В традиционной китайской семье подрастает дочь, чье мировоззрение отличается от родительского. Их хрупкие отношения показаны через быт и разговоры: фильм построен на наблюдении за родителями, требующими от ребенка следовать определенному пути. Дорога к взаимопониманию внутри семьи, где новые конфликты переплетаются с теми, что тянутся из далекого прошлого, и правда обещает быть долгой.
Сахар — молодая иранка, которая хочет поступить в престижный университет. Однако в случае успешной сдачи экзаменов девушке придется оставить больного отца, за которым, как она считает, больше некому присмотреть. Девушка остается наедине со сложным выбором: исполнить мечту — или пожертвовать ей ради отца.
Короткометражный фильм, в котором француженка Пюто рассказывает историю трагической гибели двоюродной бабушки Генриетты. Как письма и вырезки из газет в фильме помогают воссоздать картину случившегося в 1933 году, так частная трагедия здесь служит ключом к пониманию застарелого конфликта внутри семьи.
Героини фильма — девушки, которые в детстве подверглись сексуальному насилию со стороны родственников. В фокусе — не подробности произошедшего, а безответная реакция родителей. Это фильм о молчании и о том, что оно влечет за собой. Рассказы героинь режиссерка дополняет постановочными сценами, в которых персонажи носят белые маски, что метафорично иллюстрирует безмолвие семьи.
В семье орнитологов растет мальчик, который убежден, что знает язык птиц. Фильм посвящен губительному воздействию человечества на окружающую среду, а также тому, что именно люди могут эту природу спасти. Главное — найти верный подход, подобрать правильный «язык», что и оказывается по силам не взрослому ученому, а маленькому мечтателю.
Фильмы, чьи авторы играют с формой, монтажом, рамкой кадра. Здесь можно встретить как анимацию, так и ожившую газетную хронику.
Анимадок повторяет реальную историю нигерийца Бидона, который прошел долгий путь, чтобы оказаться во Франции. Его путешествие балансирует на грани реальности и вымысла. Когда океан превращается в пустыню, а индийский слон из игрушки в настоящего зверя, сложно понять, где подлинные переживания и события, а где фантазия.
Размышления режиссера о том, в какой момент вещи становятся ненужными. Медитативные долгие планы позволяют зрителю прочувствовать каждый увиденный предмет: будь то книжная полка, стул, статуя или крест. Музыка придает кадрам мистический эффект, а просмотр фильма начинает походить на спиритический сеанс.
История пожилого рыбака-лодочника, смонтированная из старой хроники. Серость рутины рифмуется с цветовой палитрой фильма, а хаотичный порядок сцен — с воспоминаниями, пролетающими перед глазами на смертном одре. «Немота» видеоряда тоже концептуальна: чтобы прочувствовать отчужденность и покой, слова не нужны.
Объект исследования этих фильмов — человек, точнее — его дело, профессия, вера и страсти. Будь то охотница, порноактриса, священник, врач — каждый человек уникален, а его жизненный опыт не похож ни на чей другой.
После многих лет разгульной жизни Наталия решает стать монахиней католической церкви, постепенно отдаляясь от родных и былых привычек. Вроде косметики или ванильного милкшейка. Быт послушниц показан с неожиданной стороны: девушки иронизируют друг над другом, играют с детьми во дворе и слушают невоцерковленную музыку. Разговоры о вере и служении перемещаются из церкви в студию звукозаписи, а интимные размышления превращаются в топик для подкаста.
Католический священник ведет двойную жизнь, скрывая семейный статус: днем он проводит время в церкви, а ночью — с женой и детьми. «В церкви я лгу, потому что отрицаю, что отец. А дома я лгу, потому что отрицаю, что священник».
Бывшая учительница литературы, а ныне — порноактриса Ева Бергер честно и местами иронично размышляет о жизни и профессии, пытаясь понять, в какой момент что-то пошло не так. Режиссерка обогащает ее монологи визуальными подсказками, превращая биографию в экзистенциальный детектив.
Необычная почтальонка развозит письма по всеми забытым деревням. Вместо автомобиля — моторная лодка: ведь единственный способ добраться до поселений — по воде. Сложно сказать, кто на самом деле главная героиня картины, работница почты или река, — каждая выполняет свою роль. Обе служат людям: только одна «кормит», успокаивает и «убивает» фигурально, а вторая — буквально.
Небольшая зарисовка из жизни вебкам-модели. Хаотичный быт и работа перекликаются с проблемами в отношениях и поиском душевного спокойствия. Пошлые вещи здесь можно трактовать по-разному. Кто-то увидит их в шкафчиках спальни и зеркальных отражениях, а кто-то — в мыслях о полноценном «семейном» завтраке по утрам, переезде и замужестве.
Фельдшер Константин приезжает в сельскую местность, чтобы лечить жителей, оторванных от города. И в жару, и в метель он обходит дома и лечит то, что для местных «просто царапина» или «не болит и ладно». Переезд в деревню меняет не только пейзаж за окном, но и отношение к жизни: то, что казалось необычным, становится нормальным.
Ключевой вопрос, волнующий режиссеров этих фильмов: что для нас значит жизнь? К этому вопросу они подходят необычно — через возможность прожить ее заново. Благодаря современным технологиям, «целительной» силе медикаментов или жизни после смерти.
Женщина из китайской провинции копит деньги, чтобы починить мельницу и купить телефон для общения с внуками. Ее попытки сохранить семейные ценности и связи показаны с теплотой и жизненной энергией. Несмотря на культурную специфику Востока, атмосфера деревни выглядит очень знакомой и близкой сердцу.
Завораживающая исповедь безымянной итальянки, которая решила покончить с собой. Героиня без утайки делится со зрителем самыми яркими и мрачными моментами жизни, постепенно объясняя, почему она выбросилась с пятого этажа. Фильм погружает нас в состояние героини. На аудиальном уровне это передается музыкой и гипнотической речью рассказчицы. На визуальном — через динамичную смену рамки кадра и изображений-метафор, дополняющих ассоциативный ряд.
Необычный и интересный взгляд на жизнь простого российского священника, отца Андрея, который имеет дело не столько с миром живых, сколько с миром мертвых.
Анатолий работает сортировщиком мусора и демонстрирует игрушки советских времен. Герой верит, что они бессмертны: собирая их по кусочкам, он дарит им вторую жизнь.
Девушка-медиум помогает людям наладить связь с духами близких, но сама испытывает трудности в семье. Лейтмотив картины — ценность и чрезвычайная востребованность героини для одних и бесполезность, отчужденность для других. Жизнь на пересечении привычного и иного мира то удерживает героиню в равновесии, то сбивает с толку.
Фильм не столько (или не только) об усиливающемся влиянии фармацевтических компаний, сколько о целебной силе таблеток: а могут ли они вообще сделать нас счастливыми? На этот вопрос помогают ответить непохожие друг на друга герои с из разных стран.
Фильм про пустеющий поселок Синегорье, его историю и судьбы жителей. На фоне холодов и морозов Магаданской области отношения людей кажутся теплее привычного. Контраст в кадре теплого и холодного подобен дихотомии любви с ненавистью, жизни со смертью, радости с болью.
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari