Этот выпуск «Искусства кино» собрал лучшие тексты и рецензии с сайта, новые материалы, исследующие тему (не)насилия, а также вербатимы из проекта «Мне тридцать лет» и пьесы молодых авторов.

Мастер подземного пенья: музыкальная карьера Джима Джармуша

Йозеф ван Виссем и Джим Джармуш

Джиму Джармушу — 70! О кинематографических достоинствах его последней на сегодняшний день картины, зомби-комедии «Мертвые не умирают», мы уже рассказывали, а в этом материале Дарья Тарасова описывает этапы романа Джармуша с нью-йоркским андеграундом и музыкой вообще.

«Когда он пишет сценарии к фильмам, будьте уверены, что в этот момент в голове у него звучит музыка, — и ее тональность влияет на сценарий больше, чем что бы то ни было».

Так композитор и барочный лютнист Йозеф ван Виссем описал творческий процесс Джима Джармуша. Каждая картина независимого режиссера и правда пронизана особой тональностью, и объясняется это тем, что Джармуш на протяжении всей кинокарьеры занимается музыкой. У него за плечами no waveАндеграундное движение в музыкальной и прочей культуре Нью-Йорка 1970-х, ставшее ответом на коммерческое движение new wave, — прим. ред альбом, несколько коллабораций, ремикс и саундтреки к собственным фильмам.

Джим Джармуш заходит в бар
Клуб CBGB-OMFUG

Официальная музыкальная карьера Джима Джармуша начинается в 1976 году: после почти годовой стажировки в Париже (читай — после почти года, проведенного во Французской синематеке) он приезжает в Нью-Йорк, чтобы поступить на факультет кино Школы искусств имени Тиша при Нью-Йоркском университете. В поисках заработка будущий режиссер сближается с музыкальной тусовкой Ист-Виллиджа и сам берется за инструменты. «В конце 70-х, начиная где-то с 1976-го, в искусстве — особенно в музыке — царил такой дух, что тебе не нужно было виртуозно играть на гитаре, чтобы собрать рок-группу. Музыка была важнее, чем качество ее исполнения… Такая атмосфера очень вдохновляла: можно было пойти в клуб CBGB или Max’s (он тогда еще существовал), а потом и в Mudd Club — и везде была творческая атмосфера, обмен идеями», — вспоминает Джармуш в интервью Питеру Белсито вскоре после выхода фильма «Более странно, чем в раю» (1984).

Клуб CBGB-OMFUGCountry, Bluegrass, Blues, and Other Music for Uplifting Gourmandizers — прим. автора, основанный в 1973 году, — место для Нью-Йорка культовое, поскольку именно в нем зародились панк и no wave. CBGB стал местом встреч для многих видных представителей мира искусства, в разное время на его сцене выступали Патти Смит, Television, Ramones, Talking Heads, The Voidvoids, The Heartbreakers и — Джим Джармуш.

Первые аккорды
The Del-Byzanteens — Lies To Live By, 1982

В начале 1980-х режиссер примыкает к Dark Day — проекту Робина КратчфилдаМузыкант, который стоял у истоков нью-йоркской no wave сцены — прим. автора, однако надолго в коллективе не задерживается. Тогда же начинается сотрудничество Джармуша с The Del-Byzanteens, близкими по атмосфере арт-року и постпанку: в течение нескольких лет, в том числе параллельно со съемкой дебютного полнометражного фильма «Отпуск без конца» (1980), Джармуш будет петь и играть на клавишных. Часто во время джема на сцене к группе присоединялся Джон Лури. Несмотря на выступления в CBGB, Hurrah и Mudd Club и популярность в no wave кругах, группа записала всего десяток песен, в том числе для альбома Lies To Live By, вышедшего в 1982 году. Заглавная композиция этого альбома, а также трек Girl’s Imagination стали частью саундтрека к фильму Вима Вендерса «Положение вещей» (1982). На остатки пленки от этого фильма Джармуш снял 30-минутный эпизод, который позже лег в основу «Более странно, чем в раю».

The Del-Byzanteens — Lies To Live By, 1982
Музыканты в кино
«Мертвец», 1995

В последующие годы музыкальная активность Джармуша затихает, однако в кино он постоянно задействует музыкантов: Джона Лури и Тома Уэйтса во «Вне закона» (1986), Джо Страммера и Скримин Джея Хокинса в «Таинственном поезде» (1989), Игги Попа в «Мертвеце» (1995), RZA из Wu-Tang Clan в «Псе-призраке: Пути самурая» (1999), Джека Уайта и Мэг Уайт в «Кофе и сигаретах» (2003).

Для альбома Wu-Tang Meets the Indie Culture (2005) режиссер запишет две интерлюдии — Infomercial #1 и Infomercial #2. О них Pitchfork напишет: «Две интерлюдии Джима Джармуша… необычайно претенциозны <...> Притом уже их одних достаточно, чтобы прослушать пластинку». В том же году Джармуш сделал ремикс на песню The White Stripes — Blue Orchid.

Wu-Tang — Wu-Tang Meets The Indie Culture, 2005
SQÜRL и прочие неприятности
SQÜRL — Pink Dust, 2013

В 2009 году Джармуш возобновляет активную музыкальную карьеру, формируя группу Bad Rabbit, ее стиль — slow-motion psychedelic rock&roll. Тогда же он задумывается о том, чтобы самостоятельно писать музыку к своим фильмам. Вместе с Bad Rabbit Джармуш записывает три композиции для саундтрека к «Пределам контроля», а после выпускает EP и с другими записями группы.

В интервью Антону Долину в Каннах в 2013-м Джармуш вспоминает:

«Много лет назад [Джек Уайт] попросил меня и Мишеля Гондри сделать по ремиксу на песню The White Stripes. Он сказал, что уважает наши фильмы и знает нашу любовь к музыке — и потому нам доверяет. Но я сам в себе сомневался и прибег к помощи совсем молодого блестящего музыканта: это и был Шейн [Стоунбек]. С тех пор мы сработались, а потом Шейн познакомил меня с Картером [Логаном]. Вместе мы записали атмосферную гитарную музыку для «Пределов контроля»… Я честно пытался отыскать то, что мне было нужно, но безуспешно, и тогда решил сыграть это сам, с помощью друзей. Тогда мы назвали группу Bad Rabbit, а потом, к своему стыду, выяснили, что уже существует группа под названием Rabbit. Тогда мы переименовались в SQÜRL».

За этим новым именем тоже стоит примечательная история. В интервью 2003 года режиссер рассказывал:

«У меня есть знакомая англичанка — она замечательно произносит слово «белка» (squirrel), так нежно и красиво! А в Америке то же слово произносят как-то грубо и даже угрожающе — squrl. Вот и родилось название для альтернативной группы. Мы даже хотим футболки выпустить: на груди надпись SQÜRL большими буквами, а на спине чашка кофе и сигарета».

С 2009 года Джармуш начинает коллаборации и с другими музыкантами — например, делает кавер на Нила Янга вместе с Брэдфордом Коксом и Рэнди Рэндаллом.

SQÜRL — EP#1, 2013
Пределы кураторского контроля
Постеры All Tomorrow’s Parties 2010

В 2010 году Джима позвали курировать Нью-Йоркский фестиваль All Tomorrow’s Parties. Артистов для трехдневного фестиваля режиссер выбирал сам и включил в лайнап группы Sunn O))), Kurt Vile, Thurston Moore, Wooden Ships, The Black Angels, Girls, Fucked Up. В рамках фестиваля действовала секция Don’t Look Back, в ней музыканты исполняли классические альбомы полностью: Iggy and the Stooges отыграли Raw Power (1973), прозвучали Holy Mountain (1992) группы Sleep и Superfuzz Bigmuff Plus Early Singles (1990) группы Mudhoney.

Фестиваль All Tomorrow’s Parties был основан в 1999 году Барри Хоганом в противовес гигантам Рэдингу и Гластонбери.

Кофе, сигареты и ван Виссем
Йозеф ван Виссем и его барочные лютни

С 2012 года негласным участником SQÜRL стал нидерландский композитор-авангардист и лютнист Йозеф ван Виссем. Несмотря на то, что он всегда указан как приглашенный музыкант, Джармуш считает его полноправным членом коллектива.

Ван Виссем и Джармуш познакомились в 2007 году случайно: лютнист играл на улице в Сохо и отдал режиссеру диск со своими записями, которыми тот заинтересовался. Вскоре Джармуш связался с голландцем и попросил выслать и другие треки, а позже они начали музицировать вместе. Результатом совместного творчества стали два альбома — Concerning the Entrance into Eternity и The Mystery of Heaven (при участии Тильды Суинтон).

В том же году Джим засветился у панков Fucked Up на альбоме Year of the Tiger.

Лютня Йозефа ван Виссема прозвучала в саундтреке к фильму «Выживут только любовники» (2013), сочиненному музыкантами SQÜRL. «Йозеф не готовил музыку к конкретным сценам — он просто написал несколько лютневых пьес к фильму, а дальше мы с парнями из SQÜRL стали добавлять нашу музыку к его материалам. Иногда мы совсем убирали лютню, чтобы звучание было более «роковым», иногда оставляли только лютню, иногда — только лютню с барабанами или с гитарой. Один из главных героев фильма — музыкант, так что мы придумали музыку и ему. Несмотря на то, что он профессиональный скрипач, сейчас он играет экспериментальный авант-рок и дроун», — комментирует Джармуш.

Саундтрек к «Выживут только любовники», 2010
Новейшее время
Джармуш, Ранальдо, Урселли и Панди за работой

В настоящее время Джармуш продолжает писать музыку и находить похожих на него по духу музыкантов для воплощения общих идей. 24 мая выйдет коллаборативный альбом Джармуша, сооснователя группы Sonic Youth Ли Ранальдо, продюсера Марка Урселли и барабанщика Балаша Панди. Идея альбома пришла Урселли: он решил спровоцировать встречу музыкантов, которые никогда не встречались раньше, и посмотреть, что из этого получится. Озаглавленный Lee Ranaldo/Jim Jarmusch/ Marc Urselli/Balazs Pandi, альбом включает три трека — три импровизированных композиции, записанных «в сырую» с первого раза безо всякого последующего звукового монтажа. На пластинку можно оформить предзаказ.

Полную дискографию Джима Джармуша можно посмотреть здесь.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari