Каннский и Венецианский фестивали, мокьюментари и постправда: номера 1/2 «Искусства кино»

Виталий МанскийОни пришли закрывать фестиваль, который уже сам закрылся

Сейчас в Москве с определенными трудностями, снятиями и переносами фильмов проходит кинофестиваль «Артдокфест». В Санкт-Петербурге он вообще вынужден был закрыться по независящим от дирекции фестиваля причинам. Наталья Серебрякова поговорила с президентом фестиваля Виталием Манским о том, что происходит.

— Что именно произошло в Санкт-Петербурге с фестивалем «Артдокфест», который там фактически прекратился? Почему закрылись обе площадки для показа?

Произошла акция государственного наезда, вандализма. Государство своими инструментами закрыло работу площадок. Сначала закрыли кинотеатр «Дом Кино», там несколько залов. Автобус с полицией и Роскомнадзором совместно прибыли за несколько часов до начала церемонии открытия фестиваля. Они ждали, когда соберутся люди, они смотрели, кто собирается. В начале вступила полиция и утверждала, что в зале находятся несовершеннолетние, а фестиваль маркирован «18+». Когда эта версия не оказалась подтвержденной и в зале не было ни одного человека, которому меньше 18 лет, полиция потеряла легальный инструментарий для закрытия. 

Тогда вступил в действие Роскомнадзор. Хочу заметить, что это совершенно разные организации, никак между собой не связанные, и то, что они вместе прибыли, — само за себя говорит. Роскомнадзор тоже был вынужден столкнуться с тем фактом, что при разрешенной 70-процентной заполняемости зала, зал был заполнен на 50 процентов, и все люди находились в масках. И это тоже серьезное было для них разочарование, они стали ходить осматривать территорию. В итоге они нашли стоящие вдоль стенки пуфики, три штуки, на которые физически можно сесть двум людям, но на них не была крестом наклеена клейкая лента, чтобы второй человек не садился. На основании отсутствия наклеенной крестом на этих пуфиках клейкой ленты они опечатали кинотеатр, но что интересно: они опечатали только те залы, в которых проходил «Артдокфест». А где шел репертуар, они не опечатали. А в городе фестиваль должен был идти на двух площадках.

На следующий день вторая площадка, «Лендок», в опережение процесса сама дала заднюю. Они вышли с пресс-релизом, что «во избежание провокаций и во имя спасения нашего культурного центра мы намерены расторгнуть договор с «Артдокфестом» и не проводить его». Но полиция и Роскомнадзор (а это другой район города) в том же составе, на таком же автобусе туда же пришли и были смущены, что они пришли закрывать фестиваль, который уже сам закрылся. Но своим прибытием они подтвердили компанейскую структуру всех этих действий. 

И конечно, город начал об этом говорить — в массмедиа, в культурных кругах. И все, что смог выдавить из себя офис губернатора в лице вице-губернатора по культуре Пиотровского (сына директора Эрмитажа), который даже сделал это не как официальное заявление, а свое личное заявление чуть ли не на странице в соцсетях, что у Комитета культуры к фестивалю нет никаких претензий, что все в рамках закона, все согласовано, дано добро, нет никакой цензуры, что Петербург — свободный город. Просто у Роскомнадзора, который не подвластен никому, есть претензии к соблюдению санитарных норм на площадке, где проходит фестиваль. Ну, одним словом, просто «Ссы в глаза — божья роса». 

— Как-то прокомментируете то, что вышли слова поддержки фестиваля Александром Сокуровым?

— Ну, я хочу прокомментировать таким образом, что Петербург, как бы его ни уничтожали власти, он все-таки город больших имен, больших личностей, больших художников и город хороших людей. И мы получаем довольно-таки много писем поддержки от питерцев. Но вот из таких людей-брендов, людей с мощными именами, мы услышали поддержку от Виктора Косаковского, который записал видеообращение, и от Александра Сокурова. Я не думаю, что этими именами ограничивается Санкт-Петербург, я вообще не думаю, что этот вопрос относится исключительно к кинематографической плоскости. Я думаю, что он относится к любым проявлениям человеческой деятельности, которая направлена на расширение диапазона мысли, свобод, на создание того самого объемного человека, о котором говорил в свое время Даниил Дондурей. И мы, конечно, огорчены, что как-то отмалчиваются люди театра. А театр в Санкт-Петербурге — это особая культура и особое пространство. Ну, ребята, окей, вы, конечно, могучие и далеко смотрящие, но завтра придут к вам.

«Тихий голос», 2020

— Почему в Москве пришлось снять два фильма с показа — «Тихий голос» и «Родимое пятно»?

— Потому что колоссальное давление, и оно шло таким как бы снежным комом. Сначала это произошло с фильмом «Родимое пятно»о девушке, которая пытается навестить свою мать в Крыму — прим. ред.. Я не хочу этот вопрос манкировать, у нас этот фильм в сеансе короткометражных фильмов стоял пятым фильмом. И у кинотеатра по их компьютерной системе этот фильм даже не помещался в список фильмов для продажи билетов. Вот, в купленном билете у человека этого фильма не было. Когда мы узнали, что готовится определенная акция, мы решили связаться с авторами фильма и выяснить, не будут ли они возражать, если их фильм будет открыт на портале фестиваля. То есть он не снимается с программы, но переносится показ на фестивальный сайт. Авторы согласились, мы так и поступили. Это было достаточно такое простое решение, к удовольствию всех сторон.  

История с «Тихим голосом»о чеченском гее — прим. ред. принципиально иная. И действия были принципиально иного уровня. Никогда такого не было ранее. Пока фестиваль не закончился, я просто не комментирую этого. И у нас просто не было никакого выбора, кроме как отменить показ этого фильма. Мы делаем многое, чтобы этот фильм оказался доступен. Также ищем возможность показать его на нашей платформе. Но в этот день на своей платформе мы особым образом сфокусировали внимание на картине «Добро пожаловать в Чечню», которая как раз опровергает тот тезис, которым бравировали некоторые силы, что чеченец не может быть геем. Мы призываем всех смотреть на нашем сайте Artdocmedia «Добро пожаловать в Чечню», где видно, что чеченец может быть геем и чего это стоит, какие круги ада человек проходит из-за своего жизненного выбора. 

Сейчас полиция увезла людей, которые пытались проникнуть в кинотеатр, и идет подготовка к срыву и атаке на кинотеатр в связи с немецким фильмом «Летняя война» про детский патриотический лагерь в Украине. Мы фильм этот не будем снимать из программы. Но проблема в том, что сегодня вечером, когда этот фильм должен был идти в одном из залов, в кинотеатре «Октябрь» готовится большая премьера мультфильма. Здесь большое количество детей, кинотеатр декорируют шариками. И мы встали перед очень серьезной проблемой — как быть? Если вот я помню атаку так называемых ополченцев на зал, в котором показывался фильм Беаты Бубенец «Полет пули». Это, по несчастью, как раз тот самый зал. И мы сейчас приняли решение перенести этот фильм на другое время. «Летняя война» будет идти в рамках фестиваля в другой день утром. То, что происходит, — это абсолютная аномалия и очень страшная вещь. У этой вещи будут, очевидно, самые трагические последствия для страны и людей.   

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari