Подборка главных новостей, событий и материалов недели: метод Нейтана Филдера, эссе Андре Базена, устройство фильмов Цзя Чжанкэ и короткий метр, созданный с помощью нейросети Google DeepMind.
Автор эссе от Sabzian анализирует комедийное мокьюментари, второй сезон которого недавно вышел на HBO, с точки зрения того, как в нем раскрывается тема тотального контроля в медиа и в жизни и деконструируются конвенции реалити-шоу — и разбирает сериал с точки зрения категории «стеба» в понимании антрополога и исследователя позднего СССР Алексея Юрчака.
Деминг делится воспоминаниями о съемках и постпродакшене совместных с Линчем фильмов, рассуждая о режиссерском подходе, стиле и элементах картин легендарного режиссера. Вот несколько цитат:
О зарождении визуального языка фильмов Линча:
Мы никогда не обсуждали предполагаемый стиль, хотя обсуждали (в частности, в «Шоссе в никуда») цвет, определенные цвета, в которых Дэвиду хотелось решить фильм. <...> Но не было никаких разговоров о том, как мы будем снимать или каким должен быть визуальный язык конкретной сцены. По большей части изо дня в день все происходило так: мы репетировали сцены, а потом собирались с Дэвидом в сторонке и придумывали кадры, которые на 90 % были прямо из его головы. Когда он готовился к съемке сцены, он уже решал, как он хочет ее снять, но освещение и настроение всегда были связаны с тем, что мы все только что увидели на репетиции за несколько минут до этого. Дальнейшее обсуждение происходило редко. Дэвид уходил, а мы выставляли камеры и свет и надеялись, что, когда Дэвид вернется, фильм будет таким, как он хотел. Чаще всего никаких обсуждений не было, и мы просто начинали снимать.
О жанре нуара и световых решениях «Шоссе в никуда»:
Насколько помню, в одной из версий сценария — кажется, даже на титульной странице, — фигурировало слово «нуар», или, как выражался Дэвид, «психогенная фуга». Мы определенно стремились к эстетике нуара, хотя и не в ее классическом проявлении с контрастным светом. Скорее, речь шла про мягкое, рассеянное освещение; мы использовали только один источник света, полностью отказались от заполняющего света[равномерное бестеневое освещение объекта — прим. ИК] и намеренно не использовали контровой свет[освещение, при котором источник света располагается позади объекта и ярко очерчивает его контуры — прим. ИК] — даже в тех сценах, где он обычно применяется. Это делало изображение чуть более зловещим. Простые приемы, но они воздействуют на зрителя на подсознательном уровне. Дэвид стремился к созданию тайны в каждом кадре — и немалую роль в этом играла тьма. Мы использовали ее буквально везде, где только могли.
Об элементах, из которых собирал фильмы Линч:
Ему нравилось называть некоторые вещи «дровами», потому что фильм нужно собирать так же, как костер. Чтобы развести костер, нужны дрова, и часто Дэвид собирал элементы [для фильма], насчет которых он не был уверен, как и куда они подойдут да и подойдут ли вообще. Но он хотел иметь возможность во время постпродакшена экспериментировать с изображениями, или «дровами», которые мы захватили по пути <…>
Бонус: еще одно интервью с Демингом от The Film Stage, в котором он рассказывает о работе над «Твин Пикс: Возвращение», «Внутренней империей», а также приоткрывает завесу над нереализованным проектом Линча Unrecorded Night.
Материал MUBI посвящен обширному наследию японского классика, «радикального в своей приверженности обыденному »: его фильмы были посвящены жизни простых людей — в первую очередь женщин — и их столкновению друг с другом и с жестокой современностью.
Sabzian публикует текст одного из наиболее влиятельных французских кинокритиков середины века, написанный в 1953 году, но все еще актуальный сегодня. В нем Базен размышляет о кризисе кинопроизводства и туманном будущем кино перед лицом наступающей эры телевидения.
Нидерландский инди-режиссер, чья фантасмагория «Волк, лиса и леопард» попала в программу Трайбеки-2025, рассказывает о стиле и основных темах своих фильмов, интересе к психологическим механизмам и свободе, которую дает отсутствие бюджета.
О магистральной для режиссера теме вымыслов, которые создают для себя люди:
В конечном счете все мои фильмы посвящены напряжению между людьми, живущими в своих собственных пузырях, и чувственной ощутимостью самой жизни. Их все объединяет идея о том, что язык позволяет нам строить повествования вокруг себя. По сути, все герои моих фильмов уходят в пузыри, потому что они рассказывают сами себе какую-то историю. Например, наш протагонист в «Полном контакте» может сказать про себя: «Я всего лишь пилот беспилотника. Если я убиваю людей с помощью беспилотника, я просто выполняю приказ. Я просто выполняю команды на экране. Я тут ни при чем». Но интересный психологический момент, конечно, заключается в том, что на самом деле все это имеет к нему непосредственное отношение. Рано или поздно это чувство вины обязательно даст о себе знать. Вы не можете полностью избавиться от него. Именно такие парадоксы я люблю исследовать.
О кино как способе запечатлеть работу сознания:
Поначалу, в фильмах «Ритм» (2004) и «Шанхайский транс» (2008), я смотрел со стороны на отношения людей с обществом. Но постепенно меня все больше и больше интересовало само сознание и, по сути, невозможность по-настоящему понять, что оно означает. Кино — идеальная среда для исследования этого вопроса, поскольку оно представляет собой синтез множества различных художественных практик. Кино может быть чистым и полным опытом и, возможно, может быть наиболее точным повторением того, что происходит внутри нашего сознания. Это во многом определило мой стиль.
О преимуществах минимального бюджета:
<…> если вы спросите меня, какой режим работы я предпочитаю, я отвечу: работа с небольшим бюджетом. Вернее, даже не с маленьким бюджетом, потому что маленькие деньги обычно сводятся к нулю. Лучшее — это всегда нулевой бюджет. Это просто самый прекрасный способ работать, если вы можете себе это позволить. Когда вы можете инвестировать свое время и работать в свое удовольствие, риск больше, но результаты, по крайней мере, полностью принадлежат вам.
Большое эссе MUBI прослеживает, как китайский постановщик на протяжении более четверти века, вплоть до недавней картины «Поколение романтиков», конструировал многогранный образ Китая на рубеже веков.
Картина Элайзы МакНитт стала первой из трех, созданных при помощи Google DeepMind и спродюсированных Дарреном Аронофски. Восьмиминутный фильм, озвученный Милли Бобби Браун, Джессикой Честейн и Патти Смит и созданный на основе семейных архивов и личного опыта режиссерки, рассказывает о матери, которая во время экстренных родов обращается к предкам и космосу, превращая свою любовь во вселенскую силу, чтобы спасти жизнь своей дочери.
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari