Этот выпуск «Искусства кино» посвящен сериальному мышлению. Внутри — рецензии на самые громкие зарубежные сериалы последних лет, рассуждения о положении дел в российской индустрии онлайн-стримингов, а также размышления о сериальности в музыке и театре, сегодня и в прошлом, на экране — и в жизни.

Кинотеатральные премьеры недели: 13.06.2024

«Игра королевы», 2023

«Игра королевы», «Проклятие «Зов могилы» и другие новинки кинорепертуара.

«Игра королевы» (2023)

Великобритания

историческая драма

реж. Карим Айнуз

Англией XVI века правит Генрих VIII — жестокий и импульсивный сластолюбец, сживший со свету пять жен. Его нынешняя супруга, аристократка и протестантка Екатерина Парр, заигрывает с церковными радикалами за спиной короля, пытаясь избежать следующего за ревностью и предательством обезглавливания. Айнуз, в 2019 году получивший высшую награду каннского «Особого взгляда» за «Невидимую жизнь Эвридики», с «Игрой королевы» попал уже в основной конкурс. В двух главных ролях блистают Алисия Викандер и Джуд Лоу. Первая умудряется метаться между маской хладнокровной великосветской дамы и обаянием неравнодушной к судьбе страны активистки; второй образцово изображает тирана-безумца шекспировского масштаба. Перед нами не столько стандартный костюмный байопик, сколько очередная история травмированной женщины, способной на любые жертвы ради любви и страсти. Жертвы эти, к слову, Айнуз предпочитает прятать поглубже, не выпячивая понапрасну: повествование дедраматизировано до кивков, перешептываний, томных взглядов той, что либо погибнет, либо спасет Англию. 

«Проклятие «Зов могилы», 2024

«Проклятие «Зов могилы» (2024)

Южная Корея

ужасы

реж. Чан Джэ Хен

Богатый кореец узнает, что на его сына-младенца легло проклятие предков, исходящее от похороненного на высоком холме прадеда. Мужчина нанимает команду из шаманов и мастеров похоронного обряда, которые должны будут подвергнуть гроб кремации, однако в последний момент что-то идет не по плану. Фильм Джэ Хена, впервые представленный на Берлинском фестивале, побил рекорд «Поезда в Пусан» и стал самым кассовым южнокорейским хоррором в истории. Немудрено: в главной роли звезда «Олдбоя» Чхве Мин Сик, в основе сюжета лежат языческие верования и народные легенды, а сочетание закрученного сюжета и сомнамбулической атмосферы превращает «Проклятие «Зов могилы» в прекрасный образец бодрого арт-мейнстрима. Как и в снятом в 2016 «Вопле» На Хон Джина, здесь колониальное прошлое страны настигает героев в виде интервенции японского злого духа. А режиссер попутно вскрывает вещие беды современной Кореи: алчность, леность, контраст между городской и сельской жизнью, веру в популярные теории заговора.

«Четыре души Койота», 2023

«Четыре души Койота» (2023) 

Венгрия

анимация

реж. Арон Гаудер 

Горстка воротил бизнеса пытается построить нефтепровод на земле коренных американцев. Старейшина индейцев, пытаясь не допустить этого, рассказывает внукам истории о сотворении мира и героях древности. Венгерская анимация за последние несколько лет обрела фестивальную популярность: совсем недавно в российском прокате выходила мультипликационная антиутопия «Белое пластиковое небо» с Берлинского кинофестиваля, а теперь пришла очередь номинанта на «Оскар» от страны. Тематически «Четыре души Койота» напоминают работы Томма Мура, активно переосмысляющего тропы ирландского фольклора. Мифология индейцев дает Гаудеру почву для экспериментов с формой, ибо и люди, и диковинные звери, и даже монструозные существа предстают здесь звеньями одной цепи, равнозначными созданиями. Отсюда — приглаженный визуальный ряд, эклектичный саундтрек и возможность в доступной форме познакомить широкого зрителя с мировосприятием коренного народа Америки.

«Девятые врата: Пандемониум», 2023

«Девятые врата: Пандемониум» (2023)

Франция

ужасы

реж. Кваркс 

Мужчина приходит в себя посреди горного серпантина и обнаруживает, что умер. Впереди — врата в ад и мучительная вечность, проживаемая в воспоминаниях других грешников. Загадочный хоррормейкер под псевдонимом Кваркс снял один из самых странных фильмов ужасов последних лет. Это причудливая помесь альманаха абсурдных историй в духе Квентина Дюпьё и эстетики «нового французского экстрима». Виртуозно придумав несколько скетчей, отдающих тотальной хтонью, постановщик не постеснялся снабдить их откровенным насилием. Злоключения трупов, монстров из подвалов, девочек-маньяков приправлены специфическим юмором, который, признаться, не сглаживает, а напротив, усиливает впечатление безысходности человеческого существования.

Составил: Сергей Кулешов.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari