Авторы номера исследуют переходы между различными видами искусства, включая адаптацию литературы в кино и видеоигр в другие жанры. В номере обсуждаются современные российские экранизации, переосмысление традиционных форм искусства и феномен "автофикшн" в творчестве его представителей.

Сила «Слова», травма «Семи» и танцы камней: главные материалы о кино за неделю 06.01 — 12.01

«Семь», 1995

Подборка главных новостей, событий и материалов недели: Виктор Косаковский рассказывает об «Архитектоне», а Майк Ли — о «Суровой правде», фильмы Дрейера и Финчера отмечают юбилей.

Интервью Виктора Косаковского об «Архитектоне»
«Архитектон», 2024

Документалист рассказывает о замысле фильма, его структуре и попытке зафиксировать на пленку жизнь и смерть камня. Вот несколько цитат:

О визуальных решениях:

Мы решили, что хотим сделать изображения, похожие на [работы итальянского археолога, архитектора и художника Джованни Баттиста] Пиранези, который около 300 лет назад сделал черно-белые рисунки руин, настолько точные и похожие на фотографии, что никто им не поверил. Я решил найти эти места, а кроме того, мы искали фильтры для камеры, чтобы получить такие же высококонтрастные изображения.
Во-вторых, мы варьировали скорость пленки, чтобы показать, что время относительно. Жизнь комара — всего один день, но за это время он, вероятно, успевает написать [в собственном эквиваленте] «Войну и мир». А наша жизнь очень коротка по сравнению с жизнью камня. Поэтому мы решили показать, что камни могут быть живыми: например, они могут танцевать. И нашей идеей было запечатлеть последнюю минуту в жизни камня.

Об отношениях кино и архитектуры:

Я строил фильм как многоэтажное здание. Вы находитесь на одном этаже — и видите этот этаж, на следующем вы уже видите что-то другое. Поднимаешься выше и видишь новые горизонты.
Отношения кино и архитектуры очень интересны. В архитектуре вы начинаете снаружи и сначала видите форму здания, затем переходите к деталям, интерьеру и видам из окон. В фильме все иначе: вы начинаете с деталей и видите форму только в конце.
Я всегда считал, что для создания фильма нужно знать о предмете в десять раз больше: вы видите только верхушку, а понимание на десять порядков глубже под поверхностью.

О своей цели как кинематографиста:

Все говорят о людях. Вся наша литература, все наши фильмы — они о нас самих. Как по мне, после Достоевского, после Диккенса, Гоголя, Флобера мы написали о себе все. Мы знаем о том, что такое человек. Люди — это милые, красивые, добрые, агрессивные, уродливые животные, которые могут убивать. И наше главное занятие — убивать: миллиард свиней в год, 60 миллиардов кур, два триллиона рыб. Мы уничтожаем горы, и нам наплевать.
Но, кроме людей, есть еще кое-что, чего мы не понимаем. Пока мы не поймем, что мы не единственные, кто имеет значение, мы будем продолжать убивать и уничтожать. Будущее за тем, чтобы задуматься о том, что жизнь других людей, живущих на этой планете, тоже важна, а не только наша жизнь.
Эссе BFI к 70-летию «Слова» Карла Теодора Дрейера
«Слово», 1955

Текст посвящен лейтмотивам режиссера и их отражению в его предпоследнем фильме, а также тому, какое место в «Слове» занимают любовь, религия и гуманизм. Вот основные цитаты:

Об особой духовности в фильмах Дрейера:

Дрейер часто говорил о необходимости сосредоточиться на «внутренней» жизни своих персонажей, как можно более искренне воспроизвести их мысли и эмоции. Для достижения этой цели он использовал «абстракцию» — стилистическое упрощение, которое сводило элементы к означающему: например, он заполнял декорации предметами, а затем убирал все, что считал лишним, оставляя только то, что, по его мнению, «психологически свидетельствовало о личности обитателя этого места». Этот прием позволил ему отойти от натурализма в сторону более чистой, духовной составляющей — и показать божественную природу в обычном мире. Иными словами, поместив духовную борьбу героев в «реалистичные» рамки, управляемые человеческими эмоциями, Дрейер выдвинул концепцию духовности, выходящую за рамки религиозной: синтез физического и метафизического, который он назвал «воплощенным мистицизмом». В этом свете фильмы Дрейера лучше всего воспринимать как гуманистические рассказы об индивидуальной духовности, а не как произведения о коллективной религиозности — и нигде это не проявляется так ярко, как в «Слове».

О гуманистическом посыле фильмов режиссера:

[…] как неоднократно доказывал Дрейер на протяжении всего творческого пути, быть человеком — значит, быть плотью: будь то горящая плоть Жанны на костре или плоть, скрывающаяся за чувственной сексуальностью внебрачной связи в «Дне гнева».
В «Слове» Миккель не устает напоминать нам, что он любит тело жены так же, как и ее душу, и, хотя фильм заканчивается на ноте благодати, это происходит только после одного из самых плотских и похотливых поцелуев, когда-либо запечатленных на экране. Ведь что есть Бог, если не любовь, будь она хоть плотская, хоть какая-либо иная?
«Слово», как и многие другие работы Дрейера, показывает нам и плоть на наших костях, и дух, который находится внутри. Являясь высшим достижением духовного кино, он тем не менее остается глубоко приземленным, отказываясь от религиозности в пользу утверждения чистой, индивидуальной веры: как в Бога, так и в человеческое тело. Таким образом, фильм ведет нас к чудесной трансцендентности, не похожей ни на что другое в истории кино.
История создания «Ibelin: Невероятной жизни геймера» из шорт-листа «Оскара»
«Ibelin: Невероятной жизни геймера», 2024

25-летний Матс умер от дегенеративного нервно-мышечного заболевания в 25 лет, но успел повлиять на множество людей благодаря виртуальному присутствию в игре World of Warcraft. Как возник и реализовывался замысел документального фильма о нем, рассказывают режиссер и продюсер, а также родители мальчика. Вот несколько цитат:

Режиссер Бенджамин Ри о возникновении замысла:

Я узнал, что друзья Матса по играм, входившим в группу Starlight, хранят все расшифровки игровых онлайн-сессий. Тогда-то у меня и возникла идея воссоздать реальную жизнь аватара. Матс, по сути, вырос в этой игре [World of Warcraft]. Мне очень нравятся истории о взрослении, и я подумал: «А что, если в рамках фильма, в рамках анимационной части, действие которой происходит в игре, мы сможем рассказать историю взросления Матса, где он действительно взрослеет, учится и совершает ошибки — внутри игры?» У нас был огромный цифровой архив, и он в точности отражал эту историю: Матс взрослеет внутри игры.
Насколько мне известно, это первый случай, когда в фильме воссоздана реальная жизнь аватара, рассказанная в ретроспективе, с актерами озвучки, читающими диалоги, но каждый аспект взят непосредственно из расшифрованных диалогов Матса и его друзей. 3D-анимация — это своего рода драматизация, реконструкция, но все это основано на реальных персонажах, событиях и местах.

Режиссер — о проблема при создании фильма:

Это был настоящий вызов — воплотить историю взросления в анимации. Мы провели два года в монтажной. Через год фильм просто перестал работать. Говорящие головы, интервью с семьей и друзьями, архивные видеозаписи работали как традиционный документальный фильм, но не готовили к анимационной части фильма. Люди были заинтересованы в Матсе, но не в Ибелине — его персонаже из World of Warcraft. Поэтому я начал менять форму фильма. «Авессалом, Авессалом!» Уильяма Фолкнера и «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса вдохновили меня, чтобы рассказать историю Матса фрагментарно, с разных ракурсов, включая точку зрения самого Матса. В начале фильма вы узнаете версию родителей Матса, и фильм приобретает традиционную форму, с говорящими головами и семейными видео. Затем мы рассказываем историю с точки зрения Матса, используя в качестве закадрового голоса актера, читающего его блог. Это очень эссеистично, немного поток сознания, больше похоже на артхаусный документальный стиль. Затем мы попадаем в игровой мир, он становится 3D-анимацией, и мы получаем взгляд друзей Матса на его жизнь. Форма фильма полностью изменилась. И это начало работать.
Майк Ли рассказывает о «Суровой правде»
«Суровая правда», 2024

Один из мэтров британского кино поговорил с The Film Stage о новой картине, реализме в его работах и о том, насколько его фильмы отражают его самого. Вот несколько главных цитат:

Об основе фильмов и режиссерской задаче:

[...]то, что показано в фильме, — абсолютно точно перекликается с опытом людей и вещей, о которых я знал. Но у меня не было мыслей вроде: «Это X, Y или Z». [...] В процессе работы над большинством фильмов — вероятно, кроме моих исторических картин, — я постепенно обнаруживаю, в чем суть моей работы, как это делают другие художники в других медиа; я обращаюсь к целой куче текущих увлечений, идей, переживаний и так далее... не бессознательным, но, полагаю, подсознательным способом.

О том, видит ли он себя в своих картинах:

Как наблюдатель жизни и людей — как художник, преобразующий то, что я вижу, в связную, драматическую, кинематографическую, удобоваримую форму — я в то же время должен быть сострадательным и движимым своими чувствами, объективным, но, знаете, смотреть на всех и вся ясным взглядом. [...] Это сочетание объективной отстраненности и эмоционального сопереживания и всего прочего. Помимо повествования и всего остального.

О световом оформлении и характере пространства:

Для меня экстерьер — это интерьер, а интерьер — это место. Место, где живут люди. Это и есть суть жизни, знаете ли. Экзотические здания не менее интересны и... я имею в виду, я был в Венеции несколько раз. Это восхитительно, но не более и не менее восхитительно, чем обычная гостиная в пригороде. [...] Везде есть свой характер, он мне интересен и является предметом для съемки. [...] Так что я хочу сказать: неважно, где что-либо находится. У места есть характер. Я никогда... Я не помню, чтобы ДикПоуп, постоянный оператор Ли, ушедший из жизни в прошлом году, — прим. ИК говорил об «уродливом свете» как таковом. Думаю, он имел в виду — если поразмыслить над этим, — свет, который... не подслащивает зрителю пилюлю.

Бонус: большое эссе MUBI о гуманистических лейтмотивах в творчестве режиссера.

Эссе IndieWire к перевыпуску фильма «Семь» Дэвида Финчера
«Семь», 1995

Материал о культовом статусе и влиянии фильма, который отмечает 30-летие (в том числе 4K-ремастером). Вот несколько цитат.

О том, как в фильме сочетается несочетаемое:

К счастью для него и для нас, [после неудачи с «Чужим 3»] Финчер изменил свое мнение, когда ему на глаза попался сценарий Эндрю Кевина Уокера «Семь» — идеально выверенная смесь интеллектуального философствования и кровавого эксплотейшна, которая в итоге сработала великолепно благодаря безошибочной способности Финчера довести психическую травму, наносимую зрителю, до грани допустимого, при этом не переходя ее. Предпосылка — двое полицейских (Морган Фриман и Брэд Питт) выслеживают серийного убийцу, чьи преступления вдохновлены семью смертными грехами, — представляет собой новаторскую концепцию, которая даже была спародирована Чарли Кауфманом в «Адаптации», но изобретательность конструкции Уокера и вдохновленная Аланом Дж. Пакулой элегантность визуального стиля Финчера превратили то, что могло бы быть низкопробным трэшем, в высокое искусство — без полного отказа от guilty pleasures, присущих низкопробному трэшу.

О месте фильма в традиции историй о серийных убийцах и творчестве Финчера:

Как и «Охотник на людей», и «Молчание ягнят» до него, и бесчисленное множество других фильмов о серийных убийцах после него, «Семь» во многом генерирует внутреннюю силу благодаря противоречивым эмоциональным реакциям, которые он вызывает по отношению к своему злодею. Мы одновременно ужасаемся жестокости серийного убийцы и поражаемся его уму и точности. Часовая схема, которую запускает Джон Доу, окупается одной из величайших кульминаций в истории кино. И это не может не восхищать — тем более что Доу является двойником не только Сомерсета, но и самого Финчера. После «Семи» Финчер несколько раз возвращался к серийным убийцам (в «Зодиаке» и сериале Netflix «Охотник за разумом»), и нетрудно понять почему. Его знаменитый перфекционизм и внимание к деталям делают его стиль органичным выражением такой же скрупулезности в паттернах поведения убийц в его картинах.
Эссе Screen Slate о Кларе Боу — одной из самых известных актрис Голливуда 1920-х
«Крылья», 1927

Из текста можно узнать о жизни, карьере и наследии звезды немого кино, сыгравшей в таких фильмах, как «Крылья» Уильяма А. Уэллмена и Гарри д’Аббади д’Арраста или «Это» Кларенса Дж. Баджера и Джозефа фон Штернберга. Вот несколько цитат оттуда:

Боу запечатлела в кино дух эпохи флэпперовПрозвище модных и эмансипированных молодых девушек, пренебрегающих общепринятыми нормами поведения и олицетворяющих поколение «ревущих двадцатых» — прим. ИК — и своими короткими платьями, дикими рыжими волосами и склонностью играть работающих женщин, которые много веселятся и много любят, она принесла в массы современную, более раскрепощенную женственность. Несмотря на то, что Боу проработала в Голливуде всего одно десятилетие, ее творчество было очень плодотворным, и ее наследие до сих пор находит отклик в популярной культуре: совсем недавно она стала вдохновением для героини Марго Робби в фильме «Вавилон» (2022) и названия песни Тэйлор Свифт. Она процветала в переломный момент истории американского кино, став одной из немногих актрис, успешно перешедших из немого кино в разговорное, сохранив звездный статус и очень сильный бруклинский акцент.
Персонажи, которых играла Боу, часто были необузданными женщинами, чье легкомысленное отношение к приличиям и гендерным нормам привлекало к ней мужчин (и зрителей), но которых также нужно было приручить, чтобы получить счастливый конец. Драма во многих романтических комедиях с ее участием разворачивается вокруг того, удастся ли ее любовникам заставить ее остепениться или они смогут принять ее такой, какая она есть. [...] Трения между естественными порывами и ожиданиями общества, которые испытывают героини Боу, отражают динамику взаимоотношений актрисы с Голливудом, в котором она добилась огромного кассового успеха, но всегда находилась в стороне от общества. Она откровенно говорила в интервью, что не чувствует себя принятой среди тех, кто работает в индустрии — а в тот момент в Голливуде было много классовой тревоги и стремления доказать, что этот бизнес не дрянной, — и такие звезды, как Боу, которые вели себя вот так по-человечески, представляли собой вызов системе.
Вышел трейлер перевыпуска фильма «Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080» Шанталь Акерман
«Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080», 1975

Картина не так давно была признана лучшей в истории по результатам опроса журнала Sight&Sound, который проводится раз в десять лет. «Жанна Дильман…» — история одинокой овдовевшей домохозяйки, живущей с сыном-подростком: она занимается повседневными делами и — время от времени — секс-работой на дому, чтобы свести концы с концами. Однако случается нечто, что меняет привычный уклад ее жизни. В честь 50-летия фильма, ставшего краеугольным камнем феминистского кино, он выйдет на экраны в Англии и Ирландии уже 7 февраля.

Трейлер «Жанны Дильман...»

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari