Авторы номера исследуют переходы между различными видами искусства, включая адаптацию литературы в кино и видеоигр в другие жанры. В номере обсуждаются современные российские экранизации, переосмысление традиционных форм искусства и феномен "автофикшн" в творчестве его представителей.

Нерв, ток и образы времени: Зара Абдуллаева — про Алексея Балабанова

Алексей Балабанов

25 февраля родился Алексей Балабанов — один из самых почитаемых и обсуждаемых российских постановщиков за последние как минимум четверть века. Сегодня ему исполнилось бы 60 лет (режиссера не стало 18 мая 2013-го). Всю неделю мы будем вспоминать творчество Балабанова, извлекая из журнального архива тексты о его картинах. Однако начать этот мемориальный проект хотелось бы из сегодняшнего дня: редактор журнала «Искусства кино» Зара Абдуллаева емко описывает характерные черты балабановского кинематографа и его роль в отечественном кино.

Смерть Алексея Балабанова отменила критерии в суждениях о нашем кино. Фильмы хорошие и плохие случаются, как всегда, но прирожденных режиссеров не наблюдается. Такая прирожденность (хоть убийц, врачей или режиссеров) — главное свойство Алеши, чуждого эстетизму, формализму. Дело ведь не в том, что у него был идеальный слух на ритм, на монтаж, на точное окончание кинематографической фразы. И даже не в том, что его представления о «русском мире» были трезвы и безумны, и такая недвойственность была печатью его драматического и легкого дара.

Самый изысканный наш режиссер работал порой, как многим казалось, с грубой материей. Однако нерв, ток и образы времени, настигнутые Балабановым, переживут эпоху, в которую он снимал «Жмурки», «Счастливые дни», «Морфий», «Кочегар» и гениальный, очень личный для меня фильм «Я тоже хочу».

С жанром Балабанов работал, как никто в нашем кино. Пренебрегая условными законами жанра, принятыми в масскульте, он понимал жанр в глубинном, жизнестроительном смысле. Для него жанр определял тип социального поведения человека, но рефлексия по этому поводу до сих пор отложена.

Для утонченного и точного Балабанова кино было не профессией, а способом переживать и пережить жизнь. Для такого времяпрепровождения всякий пафос по поводу Алеши уместен.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari